Что можно и чего нельзя выкладывать на shutterstock в плане 3д визуализации. Пост о запретах

Новички как правило ошибочно представляют что выкладывать 3д иллюстрации на сток — это своего рода халява, скачал модели, скачал текстуры, поставил на рендер, а потом только деньги греби лопатой.
К сожалению не всё так просто, и в этом посте я бы хотел рассказать о том, чего ни в коем случае нельзя выкладывать, использовать в своих работах, и какие есть ограничения.

Главный вопрос который волнует владельцев всех стоков — это плагиат, под плагиатом они понимают использование какого ибо контента, взятого у третьего лица, скаченного с какого либо сайта или источника. То есть нельзя брать уже готовые изображения и использовать их в своих работах, в нашей сфере это касается текстур и фонов. Здесь нужно отметить, что категорический запрет стоит на использовании ЛЮБЫХ текстур, которые сделали не вы сами, даже если они скачены с бесплатных сайтов и разрешены к коммерческому использованию, даже если вы взяли фото у вашего друга Васи Пупкина и взяли с него расписку, что он не имеет к вам претензий, всё это сток считает использованием чужого контента.

В сфере 3д запрет на использование чужого контента касается и моделей, в правилах прописано что их использование тоже запрещено. Но здесь проверить факт использования чужой модели гораздо сложнее, если только модель не является уникальной и неповторимой, если её легко узнать.
По факту полно народу использует чужие модели, это хорошо видно по некоторым портфелям, особая опасность это использовать модели из сборников, их производители как раз и являются основными предъявителями претензий к стокам за нарушение авторских прав. Обычные авторы, которые выкладывают модели в бесплатный доступ на различные ресурсы теоретически тоже могут нажаловаться, но это уже менее вероятно. В любом случае, если взять чужую модель и её видоизменить, применить другое сглаживание. перемоделить, деформировать, добавить детали или убрать, то модель уже будет не 100% узнаваема, и доказать здесь плагиат будет весьма сложно. Но надо стараться пользоваться своими моделями.

Помимо чужих моделей и текстур запрещено использовать модели и текстуры, поставляемые вместе с программой, то есть стандартные материалы, которые есть в 3d max, у которых есть текстуры, и демонстрационные модели, которые могут быть в программе, например архитектурные проекты, которые есть в программе revit.

Как же быть в этой ситуации? Мы все привыкли качать в интернете текстуры и модели, и трудно представить что вообще можно без этого обойтись. Выход из ситуации только один, делать текстуры самостоятельно, только так можно быть полностью уверенным, что ничьи авторские права не нарушены. Можно взять фотоаппарат, даже не обязательно профессиональный, пройтись по улице и сфотографировать деревянные заборы, кирпичные или бетонные стены, и всё что нужно можно найти буквально в радиусе нескольких кварталов.
Если есть сканер, то можно делать профессиональные текстуры в высоком разрешении, сканируя разные доски, ткани, фактурные поверхности.



Но всё подряд тоже фотографировать нельзя, есть запрет на фотографирование любых обоев, так как их рисунок является интеллектуальной собственностью производителя, помимо обоев по такому же принципу нельзя фотографировать или сканировать плитку с узором. книги, открытки, и любые напечатанные изображения. Так что старайтесь искать естественные текстуры, например облезлый деревянный забор с облупившейся краской идеально подойдёт, он точно не будет являться ничьей интеллектуальной собственностью)))

Последним «сюрпризом» в виде очередного запрета для меня стало ограничение шаттера публиковать рендеры интерьеров, для них нужно писать релиз, где необходимо указать программное обеспечение в котором был создан файл, тип лицензии, подтвердить что все модели и текстуры являются собственностью автора. Полный текст относительно этого релиза и комплекс запретов связанный с публикацией интерьеров здесь:

www.shutterstock.com/blog/russian-contributor-shutterstock-is-now-accepting-3d-interior-renderings

Самый опасный пункт в этом релизе — это про лицензию программного обеспечения.
Это означает, что использование пиратской версии 3d max запрещена, а если учесть, что лицензионным максом не обладает и 1% русских пользователей, у большинства сразу возникает проблема. Потому что указывать коммерческую лицензию, при её отсутствии, очень опасно, это легко можно проверить и самое лёгкое, что может случиться, у вас закроют аккаунт с портфолио, а в худшем случае к вам могут постучаться люди форме, ведь все ваши паспортные данные у стока есть. А здесь уже может быть и срок и миллионный штраф. Но тут есть лазейка, о которой я расскажу в другом посте.

Релиз можно скачать здесь: submit.shutterstock.com/legal/

16 комментариев

Топот Котов
Это означает, что использование пиратской версии 3d max запрещена, а если учесть, что лицензионным максом не обладает и 1% русских пользователей, у большинства сразу возникает проблема. Потому что указывать коммерческую лицензию, при её отсутствии, очень опасно, это легко можно проверить и самое лёгкое, что может случиться, у вас закроют аккаунт с портфолио, а в худшем случае к вам могут постучаться люди форме, ведь все ваши паспортные данные у стока есть. А здесь уже может быть и срок и миллионный штраф. Но тут есть лазейка, о которой я расскажу в другом посте.
Не соглашусь. Доказать что была использована нелицензионная копия ПО невозможно. И уж тем более не стоит сгущать краски насчет ребят в форме. Стоки волнует только одно — чтобы к ним не предъявили претензии правообладатели, если вы загрузили что-то сделанное на основе чужой «интеллектуальной собственности».
Филипп
Доказать на данный оммент и правда сложно, ничего невозможного я думаю нет. НО идёт такая тенденция, что гиганты графической индустрии скупают стоки, например адоб купил фотолию, автодеск купил креатив маркет. И всё это наводит на мысль, что если одна компания будет иметь в своём распоряжении данные о лицензиях, которые она продала, а лицензии персонофицирвваны, и если она будет иметь информацию о ваших релизах, где указана ложная информация, то ей ничего не будет стоить это всё сопоставить, проверить. Пока шаттер никак не делится информацией с тем же автодеском, всё нормально, но кто знает что так будет продолжаться вечно, ведь всё так быстро меняется. А на счёт того, что менты придут арестовывать, тоже может такое быть, раньше и организации не боялись, теперь их активно проверяют, все пересаживаются на лиценз, или уходят в подполье (внешние диски с портбл версиями). Фирму, где я работаю так несколько раз проверили на крупные штрафы (взятки) конечно не посадят, но платить надо. И был несколько лет назад прецедент с арестом физического лица за использование не лицензионного ПО, конечно там дело было в другом. просто повод нашли, так у нас можно всю страну пересажать за пиратский винрар или офис, но в правовой сфере главное чтоб был прецедент, а он был. Нет никакой гарантии. что рано или поздно доберутся и до физических лиц (хотя это будет на много сложнее сделать)

В итоге что хочу сказать, пугать никого не хочу, но лучше перестраховаться и обезопасить себя даже от гипотетической опасности, которая может быть в будущем, ведь все мы хотим стоками заниматься всерьёз и на долго, и будет жалко лет так через 5 потерять аккаунт, который приносил большие деньги.

Поэтому вариант с импортом модели в блендер с последующим скриншотом его интерфейса и сетки модели, указанием в релизе бесплатную лицензию блендера, вполне хорош, чисто и безопасно, никто не подкопается никогда.
Shtiel
  • Shtiel
это пока не запретили блендер))
Canter
  • Canter
А откуда у вас информация, что даже текстуры, разрешенные к коммерческому использованию, запрещены? Ну хорошо, я еще понимаю, когда такие текстуры нельзя использовать, как основной элемент иллюстрации. Например, когда в качестве фона для всей картинки кирпичная стена. В данном случае — да, эта стена зачастую будет играть основополагающую роль в совокупной коммерческой ценности работы. Но почему нельзя использовать такие текстуры для малозначимых и не бросающихся в глаза элементов? Например, потертости на каких-то 3д предметах, царапины или следы краски. В таком случае эти текстуры в совокупной коммерческой стоимости картинки играют малозначимую роль, а лишь чуть-чуть добавляют реалистичности.
Филипп
У шаттера в правилах чётко написано, что нельзя использовать любые не свои текстуры и материалы, маленькие или большие, которые много места занимают, или мало, там эти нюансы вообще не рассматриваются. Вопрос только в том, запалит ли автор этой текстурки факт плагиата, или нет, дело только в масштабе риска. Вероятность того, что заметят маленький кусочек текстуры размером в несколько пикселей, ещё и в ракурсе, ещё и с тенями. бликами и прочим на много меньше, чем если это будет текстура, которая наложена на большую плоскость, где её легко узнать. Так что вопрос только в том, на сколько вы готовы рисковать)))
Canter
  • Canter
Факт какого плагиата должен в этом случае запалить автор? Я же говорю про текстуры, которые распространяются на специализированных сайтах и специально предназначены для коммерческого использования в том числе. В видоизмененном виде, конечно.
Я не спорю, конечно, что лучше везде свои текстуры стараться использовать. Моя коллекция текстур пополняется постепенно)
Филипп
Я процетирую что пишет сам шаттер по этому поводу:

4. В своих иллюстрациях вы можете использовать только те элементы на которые вы имеете авторские права. Поэтому вам не следует использовать следующие элементы:
— Заготовленные шаблоны (templates) интерьеров предлагаемые программой. Ваши работы должны быть оригинальными и уникальными, применение шаблонов должно быть минимальным.
— Нельзя использовать настоящие частные дома и интерьеры
— Уникальная и /или изолированная мебель. Если мебель присутствует в вашем 3D интерьере, она должна быть очень простой. Также мебель не должна быть центром внимания в композиции 3D интерьера или изолированной в интерьере.
— Художественные произведения включенные в 3D интерьер должны сопровождаться релизом подтверждающим ваши авторские права на произведение. Если это произведение не ваше, вы не можете его включать в 3D интерьер.
— Работы или элементы с «бесплатных» ресурсов или сайтов предлагающих «бесплатные» изображения использовать нельзя.

Последнее предложение:
— Работы или элементы с «бесплатных» ресурсов или сайтов предлагающих «бесплатные» изображения использовать нельзя.

Шаттер запрещает пользоваться какими либо ресурсами даже с бесплатных источников.

Ведь в чём весь смысл продажи контента на стоках, от чего всё это происходит, сток продаёт не столько картинку, сколько права на неё, и первичным правообладателем здесь выступает автор картинки, то есть вы, кто её продаёт на стоке, и ваши права на неё абсолютные, и не могут быть ни чьими больше. С юридической точки зрения вы не можете продавать произведение, в котором присутствуют элементы, на которые у вас нет авторских прав. Это надо понимать буквально как «вы лично нарисовали все элементы в картинке до последней линии — тогда у вас 100% авторские права, если нет, то у вас нет полных прав». И по факту, юридически у вас нет авторских прав на скаченную текстуру, даже если её автор не будет жаловаться на нарушителя, и юридически вы нарушитель, если скачали текстуру или модель. Другое дело, что жаловаться никто может и не будет, но теоретическая возможность есть, а когда все используемые материалы 100% вашего авторства, то бояться вообще нечего. Поэтому в принципе конечно можно использовать чужой контент, но только на свой страх и риск.

Я объяснил позицию шаттера, юридическую сторону вопроса, а нарушать это или нет решать каждому, на сколько кто готов рискнуть.

— НЕ пойман, не вор.
Или не воруй, или сделай всё так, чтоб не поймали))) вот и всё
Canter
  • Canter
Опять вы про какое-то воровство! Кто сейчас говорит об воровстве? Мы же обсуждаем материалы/текстуры, которые распространяются для коммерческого использования! Позиция шаттера, как всегда мутная и они сами не знают где бы подстелить заранее соломки, чтобы не дай бог какой-нибудь неприятности не было, поэтому они в своих формулировках перестраховываются, тогда как на практике все выглядит совершенно по другому! Возьмем, к примеру, 3D иллюстрации на тему околоземного космического пространства, коих на шаттере полно! Где, расскажите мне на милость, взять текстуру земли для этого, кроме как на сайтах НАСА, которое их распространяет совершенно безвозмездно и с разрешением к любому коммерческому использованию? И у некоторых авторов так прямо в заголовке и написано: в работе использованы материалы НАСА.
Вот, полюбуйтесь: www.shutterstock.com/ru/pic-266203424/stock-photo-blue-earth-seen-from-the-moon-surface-elements-of-this-image-are-furnished-by-nasa.html?src=2FuHU1ssaryGMj8dOpuFuw-2-4

И подобных иллюстраций на шаттере куча, и никто вообще не скрывает, что текстуры не самостоятельно они сфотографировали для своих работу. Потому что, к сожалению, приобрести частный космический корабль для этого пока не представляется возможным. Ну вот и объясните мне, каким образом так получается, что куча людей использует в своих работах не свои текстуры и юридически у них на эти текстуры нет никаких прав совершенно. Однако, почему-то шаттер их не банит и продаются они себе благополучно годами.
Филипп
Я всего лишь объяснил позицию шаттера, как он это понимает, для него использование не своих материалов — это нарушение авторских прав, вот и всё, довольно чётко всё сказано, он правда подстилает соломку и старается снять с себя всякую ответственность.

А на счёт материало НАСА: цитата из полного списка запретов шаттера
" НАСА (в том числе Visible Земли)

Онлайн каталог изображений НАСА и анимации.
Представлено содержание, включает в себя элементы НАСА / образы должны содержать следующий текст в названии: «Элементы предоставленную NASA этой фотографии»"

То есть надо указать, что изображение взято у наса, и с такой оговоркой вроде можно использовать.

Вот ссылка на список, очень интересно почитать, есть прямо таки удивительные вещи
www.shutterstock.com/blog/contributor-resources/legal/stock-photo-restrictions/
Stefa
  • Stefa
  • Отредактирован:
а текстуры получается прикладывать в релиз?
допустим у меня присутствует кирпичная стена в работе и я даже сама не поленилась, сфоткала где-то кирпичи, превратила в паттерн и использую)мне это фото приложить? но ведь честно говоря, не так уж много вариантов кирпичных стен в мире, вдруг у меня случайно вышло один в один с другой текстурой, попавшей в чей-то каталог? не так уж нереально на самом деле, все же в текстурных картах деревянного пола, стен кирпичных, бетонных, не так уж много места для фантазии)как думаете?
Филипп
Релиз на текстуры не требуют, особенно если это текстура досок или кирпичной стены, недавно у меня потребовали релиз на текстуру архитектурного чертежа, тут понятно, он рассматривается как отдельное произведение, имеющее автора, и шаттер должен быть уверен, что автор я сам.

А вероятность сфоткать точно такую же текстуру обычно кирпичной стены как у кого нибудь — бесконечно стремится к нулю, если только этот кто то не подошёл к той же самой стене и не сфоткал её в том же ракурсе, зуме, при том же свете и в той же пропорции, да и это очень маловероятно. В любом случае, даже если два автора сфоткали одну стену и выложили её на сток, то они оба являются авторами своих снимков, стена при этом не облагается авторскими правами, как например многие достопримечательности, типа Эйфилевой башни. Так что имея на руках исходник — снимок с этой текстурой вы всегда можете оспорить претензию, даже если вас решит кто нибудь забанить. Главное — что бы предмет вашей съёмки сам не был чьим нибудь произведением с авторскими правами, например статуя, или дом авторской архитектуры, за которым закреплено такое право, а если ваш облезлый деревянный забор, мимо которого вы ходите в магазин каждый день, не обложен чьим нибудь авторским правом. то всё нормально. Возьмём к примеру натуральный паркет, каждая доска выпилена из своего куска дерева и ни одна не повторяется, и этот созданный природой срез дерева никто не обложил своим авторским правом, но если взять ламинат с тем же рисунком, то там рисунок напечатан, а значит его кто то уже сфоткал, продал или купил, может скачал со стока, но у этого изображения уже был автор, а значит теоретически будет факт нарушения авторского права.
Stefa
  • Stefa
спасибо за развернутый ответ)
Шаттер и правда крайне суров с авторскими правами, понять его в общем-то можно)
Как-то сделала целую серию фото со старыми стенами, окнами, но к сожалению, ничего не прошло, везде были куски граффити или даже просто каляки — шаттер это напрягло)
Филипп
Да, тут надо внимательно смотреть — что фоткать, я стены с каляками даже и не пытаюсь фоткать, знаю что не примут. Хотя если прикрепить релиз с эскизом этой каляки и уверить их что каляка на стене твоя)))) может и прокатит. НО я сомневаюсь что это будут покупать.
korsantes
  • korsantes
Спасибо за полезную инфу! Но мне одно еще интересно, каким образом можно доказать что модель моя и текстура тоже(где эту справку видают? blush :))
Филипп
Да нигде не выдают)) У шаттера действует презумпция виновности, то есть в тот момент, когда на тебя кто нибудь нажалуется за плагиат и использование якобы его модели, шаттер для начала тебя забанит, а потом уже начнут разбираться, ты можешь начать оправдяваться, тут уже не знаю как досказать свою невиновность, может показать им исходник модели, «сетку» модели, а обвинитель тоже должен показать исходник, а представители шаттера должны решить неким образом решить кто прав. На практике это очень сложно по моему. так можно взять любую модельку, сделать ретополгию сетки полигинов и сказать, что я её сам смоделил. Ведь даже без злого умысла несколько людей в разных концах света могут смоделировать одно и тоже дизайнерское кресло, и если они его смоделят хорошо, то есть как есть, то модели в таком случае должны быть практически одинаковыми с виду, только полигональная сетка должна кое где отличаться. Но тут уж целую экспертизу надо делать. С текстурами попроще, там можно проверить простым наложением, если пикселы в ключевых местах совпадут, то значит текстура украдена, даже если её перефотошопили, но если эта текстура натянута на предмете, и находится вдалеке и в ракурсе, и вообще если там понять ничего не возможно, то тоже будет сложно доказать использование чужой текстуры.
korsantes
  • korsantes
спасибо:)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.