Профессия «Художник»



Я всегда знала кем хочу стать. С самого детства я проявляла интерес ко всему необычному в мире, всегда рисовала и что-то делала. Я говорила: «Я буду художником!».

Я не могу винить свое тело в том, что мне пришлось бросить класс по рисунку в 6 лет и я не получила корочку (у меня были проблемы с костями и нужно было заниматься физическими нагрузками, танцами). Я не могу винить своих родителей за то, что в их время было мнение, что нет такой профессии «художник» и надо получить «настоящую» корочку. Я не могу винить страну, в которой жила, за то, что люди брали доллары за свои услуги и мне пришлось бросить уроки рисунка из-за неподъемной цены. Все что было в моей жизни произошло не случайно и я конечно же не жалею ни о чем. Я просто знаю, что не смотря ни на что, я — Художник.

Я очень хочу получить образование. Отсутствие базовых знаний очень сильно влияет на меня даже с психологической точки зрения. Но проблема в том, что я не знаю какое образование я должна получить. Еще недавно я решила, что буду поступать в Британку на иллюстрацию. Но из всей информации про эту профессию, мне не понравилось почти все :)
С другой стороны, в Британке я получу неповторимый опыт образования, ту информацию, которой бедны наши отечественные ВУЗы. Но и наше образование хорошо тем, что эти самые основы отрабатываются до автоматизма.

Я знаю, что среди вас есть люди, которые учились. Подскажите мне, есть ли такие наши заведения, которые научат не только отрабатывать основы, но и получить ценные «европейские» знания? Или все же рассматривать зарубежные ВУЗы? Не хочется тратить на общее образование больше десяти лет :)

И еще я слышала много историй о том, что люди не рисуют годами после нашего «обучения» из-за закостенелости преподавателей и отсутствия творчества. Более чем уверена, что мне на это будет наплевать, так как я уже «свое» сформировала, я готова подождать с творчеством несколько лет :) Но и не хочется выйти из заведения растерянным в мире искусства ребенком.

__________________________________________________________________________________________________

UPD: Спасибо всем за ваши истории и комментарии. Благодаря им у меня в голове сложилась определенная картинка и цель. Мое решение — все же поступить в институт, получить и отработать знания и навыки. После этого считаю правильным положить на эту основу более современные тенденции.

Прошу считать это как МОЙ путь и МОЕ решение. Без навязывания и остервенелых споров. Каждый идет своей дорогой и получает от нее свой максимум. Я буду рада, если вы примете мое решение с открытым сердцем и радостью, в чье-то жизни стало чуточку меньше сомнений. Всем добра.

За вдохновение спасибо Alex T

87 комментариев

Топот Котов
Мое скромное мнение)) Все ВУЗы, наши и зарубежные, «британки», и прочие шараги — бессмысленная потеря времени. Сейчас для того, чтобы учиться, вам нужно только одно — ноутбук с интернетом. Ну и желание конечно.
Daria Miazhevich
Я уже оооочень давно для себя уяснила, что мне нужен учитель и обратная «живая» связь. Тут подправить, здесь дорисовать. Кучу раз пробовала, но однозначно, самообразование — не для меня))
Kurnachenkova
Британка это уж точно не то место где учат рисовать. К моему преподавателю по живописи-рисунку ходила заниматься девочка из британки. Это говорит о многом. Знакомая занималась там на коротких курсах, тоже ни о чем. Знакомые знакомых по полиграфу отзывались о британке сугубо отрицательно. Очень показателен серфинг в инете на плохие отзывы о ней, их попросту нет, а так не бывает в природе. На самом деле они были еще лет 5 примерно тому назад, но их старательно подтирают. Бизнес такой бизнес.
Daria Miazhevich
О, британка точно никого равнодушным не оставляет) Я не очень верю в отрицательные отзывы, потому что считаю что многие люди не понимают что и как там преподают. У меня тоже есть знакомые, которые там учились и очень довольны)) Да, рисунка там нет, потому что это британское образование, там совершенно по-другому учат и считается что студент уже должен прийти с определенным багажом знаний.
Но я не хочу спорить, тут понятно, что мнения все разные и все достойны быть.
Ksania artist
Моё мнение, что не всё и не всегда можно получить в ВУЗах, многое дает собственный опыт, советы профи, которые помогают и делятся своим опытом, если так получается :-) Выбор всегда за вами, все люди разные и потребности у нас разные бывают на разных этапах нашей жизни и нашего становления cherry_blossom
Daria Miazhevich
Согласна)
lspacca
  • lspacca
Британка очень хороша! Именно незашоренностью, в отличие от традиционных ВУЗов. Есть очень хорошие преподаватели там. И вас будут постоянно пинать, чтобы вы развивались, чтобы постоянно расширяли границы своих возможностей. Научат осознанному подходу к проекту, научат думать. Но академическому рисунку и живописи — не научат) Вообще там больше подход «от головы» — если понимаешь, что техника нужна для того, что ты хочешь сказать, ты идешь и изучаешь её. Ну, часть техник всё же есть по верхам, чтобы посмотреть, а как вообще бывает, но дальше — всё сам.
Daria Miazhevich
Вот в том то и дело, что хочется и того и того :D Мне как раз эти она и нравится. Но наверное там и результаты будут разные если прийти со знаниями и без.
Филипп
Тут надо ответить на вопрос какое именно образование желаешь получить, классическое классичестко 9академическое), то можно пойти в любой отечественный ВУЗ с историей, даже художественное училище подойдёт, только надо смотреть что бы оно не оказалось каким нибудь колледжем сервиса. В любом художественном ВУЗе, которое существует с советских времён или раньше дадут хорошую академическую базу. Но если хочешь получить понимание современного дизайна, быть «в тренде» то вариант со старым добрым нашим уч. заведением не подойдёт, можно пойти в британку или что нибудь вроде того «модное место» если уж хочется пожить жизнь студента творческого учебного заведения)))) я думаю это по крайней мере не навредит, ни первый ни второй вариант.
Daria Miazhevich
Все-таки хочу основы получить, что бы было на что опираться в будущем. Конечно, хочется соединить все и сразу, но из всего нужно выбрать самое необходимое в первую очередь.
Jana M
  • Jana M
Я закончила Строгановку. Это было отличное академическое образование в то время — история искусств, рисунок, живопись, графика. Серьезная база, на основе которой можно развиваться дальше, в том направлении, которое тебе интересно. Какое качество образования в Строгановке сейчас не знаю.
natalia_piache
И я тоже))
Daria Miazhevich
Спасибо за комментарий)
natalia_piache
И я тоже окончила Строгановку. Отличные были предметы! Пусть не учили коммерции, но фудамент там сильный.Походите туда хотя бы на подготовительные курсы. beetle beetle
Daria Miazhevich
Спасибо за совет!)
smirnoff
  • smirnoff
Я бы рассматирвал вариант с живыми курсами офлайн ( в мск их полно по всем отраслям рисования и дизайна) и индивидуальной работой с классными преподавателями. Так можно выстроить себе программу как хочется, без лишних предметов типа социологии итд.
Посмотрите программы вузов, кстати, сравните почасовку нужных вам предметов. Ну и отзывы на преподов тоже можно нагуглить;)
Daria Miazhevich
Мне кажется, что на такие курсы нужно идти с базой. Когда есть уверенность, что эти знания лягут как надо)
smirnoff
Курсы разные бывают от базовых до углубленных. Просто надо понимать что надо и тогда проблем не будет с базой или без базы. А вот тут чуть сложнее, понять что надо. Но можно оттолкнуться от классической программы. Ну или идти изучать социологию в вуз:)
ksenya_savva
У меня была похожая проблема — всегда нравилось рисовать, но получила высшее образование «для родителей». Ни о какой творческой работе тогда речи не шло, «все художники сидят на набережной и рисуют портреты». Так что, когда появилась возможность, я начала искать, где можно научиться рисовать. Мой путь получился таким:
1. вечерняя художественная школа для взрослых, 1 год
2. подготовительные курсы для поступления в худ. училище, 1 год
3. худ. училище, 1,5 года
Потом я ушла, так сказать, в декрет и больше не захотела возвращаться в то заведение.
Несколько лет я держалась на полученных знаниях, постоянно рисовала, брала несколько уроков у художника. А теперь я приехала в Минск, потому как тут нашла несколько интересных для меня курсов (анимация, персонажи, концепт-арт) по приемлемой цене.
Искала и в России, конечно, но ничего не нашла — либо сбор денег (курсы анимации в Москве 200-300 тыс в год), либо опять кубы и гипсы (терпеть их уже не могу, честно!).
Если выбирать худ. училище или ВУЗ, придется терпеть много ненужных предметов, да и обучение вместе с 17-19-летними не самое легкое дело))
Daria Miazhevich
Спасибо за вашу историю, очень интересно. Я на основе всех комментариев пришла к выводу что буду готовиться к поступлению на подготовительные курсы в академию. Потом в саму академию надеюсь получиться поступить))
Меня не очень волнует обучение с людьми младше, так как у меня есть конкретная цель — обучение. А у следующего поколения тоже многому можно научиться)
Alex T
  • Alex T
Вам необходимо получить академическое образование — таково мое мнение. Я закончил Суриковский институт, а до этого учился в худ лицее. Да, образование займет примерно 10 лет, зато вы будете профессиональным начинающим художником, который может дальше развиваться как творческая единица. На самом деле становление творчества происходит в несколько этапов, и институт это один из них. Поступайте в Суриковский лицей, а затем в институт, выбирайте свой факультет, и вы раскроете в себе очень много нового, поверьте. Этот опыт незаменим и в интернете вы не найдете этот опыт. Не тратьте время зря. Многие конечно клянут институты за консервативность и академическую черствость, однако в Сурке этого нет. Я учился сначала на факультете графики один год, а затем на живописи, причем у разных профессоров, и могу сказать ответственно: атмосфера института очень творческая и дружелюбная. Меня всегда удивляли люди, которые говорили, что потратили годы в институте зря. Для меня это было лучшее время в жизни и главное бесценный опыт. Вы увидите как работают самые разные люди из разных стран, и вы будете учиться у них не меньше, а зачастую и больше, чем у профессоров.

Да, не всегда хочется просыпаться с утра и идти писать постановки, но именно так в вас зарождаются собственные творческие идеи. Вы приходите вечером в общежитие и пишете то, что вам хочется, а не то чего требует программа обучения. Так что дерзайте. Найдите сайт Суриковского института, найдите их страницу в фейсбуке. Если вы встретите фотографии студентов живописцев с 2001 по 2008 год, то скорее всего найдете меня на одной из них )). Посмотрите как выглядят мастерские, почитайте какие они бывают, посмотрите как проходят пленэрные практики. Посмотрите как проходят просмотры, и кстати говоря в мае ( а это уже скоро ) будет очередной день открытых дверей в Сурке: сходите и посмотрите какие пишут работы. Оцените атмосферу института, посмотрите на людей, которые там учатся. И если вас невыносимо потянет во что бы то ни стало учиться там, значит вы одна из нас ))) потому что мы все были без ума от этого места. Одним словом, все в ваших руках, на само деле. Знаете, есть три этапа становления художника: познание традиции, преодоление традиции, собственные творческие поиски. Вы не можете придти к третьему, не пройдя через первые две ступени. Так что я бы вам посоветовал собрать информацию, и лучше всего сходить в институт или лицей на день открытых дверей, и затем просто следовать интуиции. Лично я поступаю всегда именно так.
ksenya_savva
Такой путь очень хорош, когда ты сразу после школы пошел в лицей/училище, а потом и в ВУЗ. Когда горят глаза, когда можешь спать 3 часа в сутки и питаться дошираками, когда спина позволяет сидеть по 15 часов в день и рисовать-рисовать-рисовать. А когда 25+, есть семья, кошка/собака и необходимость работать, такая учеба уже не получается, к сожалению. Есть уже и обязательства, от которых никуда не деться. Мне было 23, когда училась в училище с 17-летними девчонками — это тяжело! Это уже разные миры, разные интересы. Я хотела научиться рисовать, а они хотели тусовок-мальчиков и ничего не делать. Видела примеры, когда на учебу приходили люди и старше моего возраста, если они начинали тусить как во времена беспечной юности, то в итоге бросали свои семьи и сейчас татухи бьют в салонах. Не скажу, что это плохо, но это все тоже надо понимать.
Ну и плюс надо понимать, что в ВУЗе не будут учитывать твою индивидуальность, всех будут «строгать» под систему. В возрасте 25+ это уже гораздо сложнее переносится :(
Поэтому, на мой взгляд, надо искать такие занятия, когда ты не обязан сидеть весь день на учебе. Когда 2-3 раза в неделю сходил, получил порцию информации и сидишь потом заваленный домашними заданиями.
Alex T
  • Alex T
Согласен, возраст играет огромную роль. Тогда надо видимо искать какие-то курсы, где можно придти на несколько часов три раза в неделю. В принципе в Москве такое найти не сложно, не знаю как в других городах.
Daria Miazhevich
Согласна, что будет тяжело, но я знаю много примеров, когда уже взрослые люди учились на очном параллельно со «школьниками». Тут все дело в приоритетах. Студенческую жизнь я прожила по полной: студсовет, организация, поездки, пьянки-гулянки и тд. Мне этого уже не надо, мне бы домой потом приехать, сделать дз и забрать ребенка из сада)

А я рада кстати получить такое образование, потому что иду туда с пониманием всех этих нюансов и с мозгами в голове. Плюс опыт первого образования очень многое дает для усидчивости.
Daria Miazhevich
Спасибо огромное за ваш ответ! Вы даже не представляете насколько эта информация ценна для меня и ваши советы мне очень помогли.
Я решила воспользоваться вашим советом и посмотрела сайт института, нашла там подготовительное отделение. Мне очень понравились работы, решил что это то что нужно)) Со следующего месяца пойду на занятия по ИЗО в свою старую школу искусств, буду готовить с преподавателем портфолио для поступления.

Я хочу еще раз поблагодарить вас, как-то мозги встали на место. Чувство, что встаю на правильный путь и лучше какие-то современные наработки класть на классическую базу. Очень жду начала занятий, наконец-то моя мечта будет сбываться :)

Кстати, день открытых дверей в мой день рождения как раз, 23 апреля)
Alex T
  • Alex T
Вы молодец!!! От всей души желаю вам успехов, а то, что день открытых дверей в ваш день рождения, значит вас там действительно ждут )). Рад был помочь, отличной учебы!
Daria Miazhevich
Спасибо! :))
Топот Котов
Сдается мне, вы просто ждали тот ответ, который в большей степени оправдает уже принятые вами решения))
Daria Miazhevich
У меня не было решения, была чаша весов, а комментарии и советы помогли понять что лучше.
ievgeniia
  • ievgeniia
Раз уж затронули тему возраста — выскажусь) Я пошла переучиваться, вернее доучиваться (когда-то давно окончила художественную школу и нечто на подобии училища) в 26 лет, у меня был диплом маркетолога+магистратура+опыт работы в этой сфере (оказалось не мое). Просто решила, хочу работу, связанную с немецким языком или рисовать. Чтобы рисовать мне не хватало теоретических знаний. Поэтому мой выбор остановился на магистратуре в БГУ, кафедра дизайна, искусствоведение. Не секунды не жалею, что пошла туда. Много теории, много самостоятельной работы (возможно, только для меня, потому что со мной учились выпускники этой же кафедры, для них было много повторения), консервативно — да, академично — да. Для меня оказалось полезно, интересно, мозг заработал в нужном направлении, в общем я довольна.
Мне кажется, вам Даша, надо для себя решить, что вы именно хотите получить в результате от учебы. Каких знаний не хватает, каких навыков, что нужно, чтобы вы чувствовали себя свободно и уверенно в профессии?)
Alex T
  • Alex T
  • Отредактирован:
Дополню. Мне далеко ходить за примером не надо: у меня мама в 50 с лишним лет закончила институт дизайна — 4х годичный курс. Я естественно помогал с теорией, но в остальном она полноценно ходила на занятия и прекрасно его окончила. Теперь работает дизайнером интерьеров, могу даже дать ссылку на сайт. Кстати до этого занималась бухгалтерией, а вообще по образованию инженер строитель. В общем обстоятельства у каждого свои и одного рецепта вам не выпишут. Правда в одном: получайте нормальное полноценное образование, а не урывками собирайте с разных источников. А как это реализовать — решать уже вам.
smirnoff
Самое гдлавное прозвучало — цель какая. Какие навыки в итоге должны быть.
Daria Miazhevich
Исходя из всех комментариев и советов поняла, что мне нужно получить все основы) А на них потом можно накладывать все современные тенденции.
Alex T
  • Alex T
на 100%
Топот Котов
Да не существует никаких «основ». Это все только в голове. Все т.н. «основы» это в лучшем случае форматирование под общую гребенку знаниями, которым 1000 лет в обед. Которые не сделают из вас ни творца, ни ремесленника. Основная задача любого ВУЗа это помимо пьянок и гулянок наконец дать осознание того, что не существует никакого образования кроме само-. Все что вы написали про выбор академии имело бы смысл не позже 80 годов прошлого века.
Alex T
  • Alex T
не-сог-ла-сен
Alex T
  • Alex T
А теперь поясню свою позицию. Ну вот вы говорите, что основы не нужны, но ведь на самом деле обучение происходит по другому сценарию. Да, нас иногда палкой загоняли в мастерские, но это было когда мы уже были повидавшие виды бывалые студенты третьекурсники )). Мы тогда уже все знали, и этот период самообмана неизбежен. Но поймите, что учитесь вы по большому счету не у профессоров, а у других студентов. Я встретил такое количество талантливых людей, которое мне даже и не снилось. Вы видите как со всего мира приезжают учиться просто невероятно талантливые люди. Есть конечно и обычные студенты, там не все гении, но процент талантливых людей очень велик, и вот кстати за это я особенно ценю Сурок: они не прогнулись под коммерцию, стараясь отбирать тех, кто действительно имеет перспективу развития. И если в самом начале обучения вы все же прислушиваетесь к профессорам, которых я бы все же не недооценивал, то чем дольше вы учитесь, тем больше присматриваетесь к тому что делают ваши сокурсники, и вы учитесь в основном у них. Вы спрашиваете у них совета, вы вместе едете на пленер, вы находитесь в атмосфере действительно творческих и умных людей. Как это может вас испортить? Это может только развить вас. В одиночку вы развиваться не будете, потому что для развития нужна критика, нужны мнения, нужны споры, нужны другие примеры. Вам необходимо смотреть на сотни и тысячи работ других студентов, чтобы улучшить свою. Никто не мешает вам кстати параллельно заниматься самообразованием. Когда я учился, я читал десятки книг по искусству в месяц, хотя никто не заставлял меня. Почитайте письма Ван Гога, почитайте Ноа-Ноа Гогена, почитайте о Сезанне от Анри Перрюшо, много всего. Это сделает вас еще лучше. Само нахождение в атмосфере роста, в атмосфере становления очень важно. Вы видите как развиваются ваши сокурсники, и вы что-то у них заимствуете, что-то отбрасываете, идет процесс эволюции. А вот творчеством лучше заниматься в тиши своей мастерской, когда традиция вами уже познана, и оставлена далеко позади.
Daria Miazhevich
Полностью с вами согласна.
Топот Котов
Это все романтический бред)) Вы человеку предлагаете выкинуть еще минимум 6 лет с подготовительным на то чтобы его научили рисовать голых баб и мужиков, «правильно» держать кисть и штриховать под одобренным партией и правительством углом. Все это легко получить максимум (!) за полгода на любых курсах коих тысячи с какими угодно учителями и учениками. При этом можно ходить на что угодно, масло, акрил, пастель — к чему душа лежит. Заниматься чем угодно. Целый МИР вокруг. Хочешь хоть левой пяткой рисуй. Есть оффлайн курсы с художниками любого уровня, и не менее крутыми учениками. Но нет! Вместо этого вписаться за деньги в кабалу на много лет с девочками которые туда в основном ходят за мальчиками, и мальчиками которые в основном не знают как еще откосить от армии. Но при этом могут позволить себе сдавать эти бессмысленные рисунки проводя по нескольку суток без сна. Основа должна быть у чего-то. Эта добровольная жертва это основа чего основа — дизайна? Какого простите? Веб? UX? Или стоковой иллюстрации? laughing Во имя чего это все? Если речь не о заработке, а есть жгучее желание стать именно художником, то нужно просто постоянно рисовать. Берешь кисть, карандаш, да хоть палку и вперед. Все! Посмотрите онлайн уроки, посмотрите что делают художники из других стран, да просто даже наши т.н. «самоучки», с которыми ни один академик рядом не валялся, это все есть, все доступно! Бери и учись, здесь и сейчас! Зачем нужны эти шоры?
Alex T
  • Alex T
  • Отредактирован:
Мне нравится ваш пыл )), но каждый выбирает тот путь, который кажется наиболее приближающим к цели. И если этот путь будет длиться 6 лет, то и прекрасно. Главное, чтобы человек получал удовольствие. Чтобы человек развивался и его мечты сбывались. Если не понравится, то можно уйти в любой момент. Что до остального, то я уже ответил: вы встречаете невероятно талантливых людей, говорю это без преувеличения, и это вас развивает. В одиночку никак. Для развития нужна критика. Вы не сможете это организовать. Как бы там ни было, у каждого свой путь, вы согласны? Для кого-то лучше обучаться самостоятельно, а для кого-то нет. Это индивидуально, и надо заниматься тем, чем влечет, слушать интуицию и не противоречить ей.
Топот Котов
вы встречаете невероятно талантливых людей, говорю это без преувеличения, и это вас развивает
Учиться нужно у мира вокруг. А интуицию не путать с галлюцинированием.
Если не понравится, то можно уйти в любой момент.
Единицы способны признать что потратили годы впустую и бросить по полпути. Особенно когда это все было не бесплатно, а окружающие, вроде вас, постоянно ездят по мозгам. Так все и «доучиваются». У нас это вообще в России принято — преодоление на грани мученичества. Бессмысленное страдание становится нормой.
Для кого-то лучше обучаться самостоятельно
Даже если вас бьют палкой вы все равно учитесь самостоятельно. Неужели вы за 6 лет это так и не поняли?
Daria Miazhevich
Неужели вы настолько плохо видите окружающий мир? Почему сразу все впустую?? Никогда ничего не проходит бесследно, особенно для людей, которые хотят учиться.

Я позволю себе ответить вам достаточно категорично, раз вы позволяете себе тоже самое. Я считаю, что ваше мнение имеет место быть, но выглядит это, мягко скажем, не очень красиво и достаточно грубо по отношению к другим людям. Будто вас кто-то сильно обидел. Я бы написала это уже очень давно, так как не первый раз замечаю это, но так как вы являетесь создателем сайта, вы можете писать что угодно. Я это к тому, что уровень доверия к ресурсу очень падает. Желания что-либо писать становится все меньше. Опять таки это чисто наблюдения с моей стороны. Как вам дальше поступать решать только вам, но я больше не буду более отвечать вам, если ваши комментарии будут иметь такой тон.

Мы же все здесь спорим для того, что бы найти истину, а уважение к мнению собеседника — ключ к развитию.
Топот Котов
Дарья мне в сущности все равно сколько лет и на что вы потратите. Честно. Это просто мое мнение и ваше дело как к нему относиться. Не нравится ресурс — не пишите. Все бесплатно и добровольно.
Daria Miazhevich
Выглядит так, будто не все равно smile
В том то и дело, что ресурс нравится. Смущает лишь что модератор сайта позволяет себе писать в таком тоне незнакомым людям.
Топот Котов
Ну это полная ерунда. Никто ничего плохого вам не сказал.
Alex T
  • Alex T
Дорогой Топот Котов, вы не хотите услышать мои аргументы, так что я просто перестаю комментировать ваши ответы.
Топот Котов
Ваше дело. На аргументы я ответил.
Alex T
  • Alex T
Ну, в любом случае позиции высказаны и очевидно, что они обе непримиримые )). Каждый выбирает для себя то, что кажется ему наиболее подходящим, нет единых рецептов, и в этом смысле наши позиции говорят только лишь о нас конкретно, но не о ком-то еще. Так что мне кажется это и требовалось, чтобы помочь человеку принять решение — изложить подробно разные позиции, так что человек просто выбирает то, что ему ( в данном случае ей ) ближе.
Топот Котов
При чем тут «непримиримые»? Детский сад)) Есть мнения, есть аргументы, они высказываются в ходе дискуссии. Это называется общение smile Только что-то у вашей стороны (можно так обобщить?) аргументы быстро кончились и вы тупо перешли на личности.
★ Летта
Существует формат ревью, учишься, потом приносишь художнику работы и он тебе все подробно рассказывает. Так что правильную критику и правильное общество найти не проблема совершенно.
Jana M
  • Jana M
Присоединяюсь к Вашим словам! Живая творческая среда, в которой ты находишься каждый день
очень вдохновляет и развивает.
Alex T
  • Alex T
Спасибо!
Daria Miazhevich
Все сугубо индивидуально. Я повторюсь, всю жизнь занимаюсь самообразованием в сфере творчества и могу оценить свои возможности в этом плане. Я никогда не могла понять как правильно накладывать свето-тень, пыталась найти эту информацию в учебниках и в интернете. Я пришла к художнику, который рассказал мне все за пять минут и я все поняла. Можно конечно сказать, что даже эта информация есть в интернете, да, но невозможно найти то, что не знаешь :) Ну не заложено это в голове.
Для меня невероятно важна обратная связь и я не хочу изобретать велосипед каждый раз, я предпочитаю получать знания, которые оттачивались годами и вылились в нормальную программу. Потому что пока я до всего допру сама, дай Бог мне 90 стукнет.
Alex T
  • Alex T
Именно, потратьте свое время эффективно. Вы сделали правильные выводы из самообразования.
Топот Котов
Я пришла к художнику, который рассказал мне все за пять минут и я все поняла.
Ну вот и все. Ваше образование в «академии» окончено. Поздравляю и жму руку.

ЗЫ: Нарисовать диплом?
Alex T
  • Alex T
Кстати, 21 января ( совсем скоро) пройдет день открытых дверей в здании на Товарищеском переулке ( отделение живописи ), а также на Лаврушинском переулке ( отделение графики ). Хорошая возможность разведать что там и как )). Вот ссылка: день открытых дверей
Daria Miazhevich
О, спасибо! Почему-то пропустила эту информацию. Схожу обязательно :)
Alex T
  • Alex T
пожалуйста, и добро пожаловать))
★ Летта
Все, не могу молчать!

За все обсуждение я так и не увидела какие же должны быть цели, кроме абстрактных «получить основы». Основы чего? Сдается мне, что не живописи маслом и не рисования анатомичных мышц. Безусловно все люди разные и в классическое художественное образование идут в разном возрасте. То, что казалось мне гениальным в 18 сегодня неиллюзорно смешит. Академическое образование слишком романтизировано, на мой взгляд. Как человек практичный я сразу задаюсь вопросом где мне применять навыки рисования классических постановок (на которых я уже руку набью за время обучения) и голых людей. Академия — это такая золотая клетка, где тебе обещают, что ты станешь жар-птицей, но на самом деле в большинстве случаев ты просто становишься существом по форме клетки.

Сейчас у тебя прекрасный, непосредственный, модный и продавабельный (!!!) стиль. Что с ним станет после академического рисунка?

Программы академии не могут меняться именно в силу своей классики. Тебя скорее всего не научат как продать свою работу, как сделать иллюстрацию более динамичной и стильной, не работе в современных программах. Там только один, единственный стиль. Не могу судить хороший или плохой, странный.

Ну и писали уже, что время не резиновое. Видишь, ты сама говоришь, пришла и за пять минут все узнала. А здесь пятью минутами увы не закончится. Тебя конкретно заставляют рисовать и именно нудная практика в итоге выливается в умения. Ну блиииин… Если я хочу научиться рисовать маслом — я пойду к художнику, который вживую за пару занятий объяснит мне базовые принципы и я смогу уже сама через себя постигать. Если я хочу рисовать акварелью — я спокойно могу это сделать в кратчайшие сроки у многих (!) преподавателей, в том числе зарубежных в своем ритме и под свои задачи. То же самое с любым навыком, анатомией, композицией, рисунком и так далее. В этом и прелесть современности: ты свободен от своего диплома и свободен в выборе. Хотела бы я это поменять на одно российское заведение с жесткими классическими рамками? Пожалуй нет.

А потом можете закидать меня камнями, но я не считаю Россию передовой страной в плане живописи, иллюстрации и так далее, может это не касается академической школы, но она мне не интересна в целом. Если уж такое яростное желание постигать новое, есть Schoolism, есть обучение диджитал рисованию, индивидуальные уроки у крутанов иллюстрации, краткосрочные программы в зарубежных вузах и так далее.

Десятки книг по искусству прекрасно читаются в спокойной, неторопливой домашней обстановке с чаем. А заставлять себя рисовать… Обычно тех, кто хочет, заставлять не нужно, они сами до всего дорвутся и дойдут своим умом, и талантливых друзей обретут в поиске себя.
Alex T
  • Alex T
Читайте письма Ван Гога.
Daria Miazhevich
Я хочу выучиться живописи, да и мышцы тоже было бы неплохо уметь рисовать. Очень легко судить о мотивах по интернету. У меня есть свои причины почему я хочу пойти в ВУЗ.

1. Я не хочу искать художников. Найти своего одного очень сложно, большинство из них либо будут навязывать собственный стиль ученику, либо смотрят свысока на «последователей» и «фанатов». В таком случае надо искать, много и долго. А это время. ВУЗ сразу дает возможность общаться с преподавателями напрямую и без лишних проволочек.

2. Не хочу изобретать велосипед. Хочу сразу получить знания, которые оттачивались другими людьми и получить готовую программу образования.

3. ВУЗ дает возможность изучить отличные от основной специальности творческие направления, такие как: скульптура, керамика, театральное искусство, витраж и тд. Все это уже включено в стоимость обучения и если искать все это по отдельности, то не факт что не выйдет дороже. Плюс опять-таки — время, которое надо потратить на поиски курсов не факт что это не будет девочка-самоучка в каморке с одной печкой на 50 человек.

4. Прямые связи с преподавателями. Очень многие старожилы профессий, особенно художники, бесятся от назойливости младших коллег. В ВУЗе им некуда деваться и можно наладить очень хорошую обратную связь.

5. Место для работы. Я просто блин НЕ МОГУ работать дома. ВУЗ часто дает собственную мастерскую, которую в обычной жизни нужно снимать либо одному за бешеные деньги, либо терпеть соседей. А книжку спокойно можно почитать в библиотеке или вечерком дома… этого никто не отменяет.

6. Бесплатный доступ в музеи и галереи, скидки в худ. магазинах.

7. Великих художников с классическим образованием больше, чем без.

8. Сальвадор Дали учился классической итальянской школе, что не помешало органично вписать ее в свои работы. Сомневаюсь, что секреты мастерства он получил бы самообразованием.

9. Никто не мешает после выпуска заняться самообразованием и получить от него максимум, потому что я сразу могу применить все знания и выразить все что я чувствую без мук сомнений о правильности светотени. Там же я могу научиться продавать свои работы.

10. Я хочу нудную практику. Да, я хочу пять лет сидеть и отрабатывать все основы и техники.

11. В конце концов стоки не вечные. В том плане, что я не хочу этим заниматься всю жизнь. У меня может и прекрасные работы, может они хорошо продаются, но это лишь смешок в истории. Я всегда хотела отставить свой след, внести свою лепту в истории искусств. Увы, цифра не имеет той мощи, что живые полотна.

Мы можем продолжать спор бесконечно, очевидно что наши мнения кардинально разные. Я уважаю твой стиль обучения и не в коем случае не навязываю делать как я.
Я повторюсь, интернет — не та штука, что бы до конца понять мотивы человека. Мы друг друга не знаем достаточно хорошо, что бы делать определенные заявления, и уж тем более, в чем-то убеждать.

Это мой путь, мой выбор, и никто не несет ответственности за него кроме меня. Я лишь надеюсь, что идя разными путями, мы все добьемся своего.
Топот Котов
Мы можем продолжать спор бесконечно, очевидно что наши мнения кардинально разные. Я уважаю твой стиль обучения и не в коем случае не навязываю делать как я.
Я повторюсь, интернет — не та штука, что бы до конца понять мотивы человека. Мы друг друга не знаем достаточно хорошо, что бы делать определенные заявления, и уж тем более, в чем-то убеждать.

Это мой путь, мой выбор, и никто не несет ответственности за него кроме меня. Я лишь надеюсь, что идя разными путями, мы все добьемся своего.
Да понято, что выбор при написании поста вы уже сделали. К чему вся эта риторика и пафос?

Вопрос на арифметику — вы в британку пойдете после получения это «классического» 6-летнего образования? Т.е. речь в итоге идет о примерно 10 годах?
Daria Miazhevich
Ну да, стало скучно и решила задать вопрос, ответ на который я уже знаю. Да. Конечно.

Вопрос на арифметику — вы в британку пойдете после получения это «классического» 6-летнего образования? Т.е. речь в итоге идет о примерно 10 годах?

На этот вопрос я не знаю ответа. Что будет через год — для меня тайна, покрытая мраком)
Топот Котов
Какой был смысл предлагать высказать свое мнение, но при этом, когда вы услышали ДРУГОЕ мнение, которое вас не устраивает, говорить
Мы можем продолжать спор бесконечно, очевидно что наши мнения кардинально разные.
То есть и мнение у вас уже было заранее заготовлено, и как-то обдумать иные позиции вы тоже не собирались. Вот и выходит что это просто прием риторики, в духе давайте убедите меня в том, в чем я уже убеждена, а потом «ой спасибо вам что раскрыли глаза». Цирк smile
Daria Miazhevich
Какое другое мнение? О чем вы? Вопрос в посте вообще не затрагивает тему самообразования. Вы предложили мне этот вариант, я постаралась донести до вас, что это не мое.
Тем не менее вы стали эту мысль активно развивать и «впаривать» мне ее, хотя я в этом не нуждалась.

Вот я не переношу печенку, тошнит от одного запаха. Вы предлагаете мне ее жрать всю жизнь, потому что ВЫ считаете что так будет лучше. Ну не могу я контролировать свои вкусовые рецепторы, что бы внезапно ее полюбить и питаться ею регулярно.

Сравнение достаточно для вас простое в плане понимания?
Топот Котов
Ну это уже просто откровенный гон. Вы предложили высказывать свою точку зрения. Я ее высказал. Аргументировал. Причем писал вообще не вам.)) Вы на ровном месте вместо того чтобы нормально вести дискуссию, свели все к истерике от того что вам пишут не то что вы ожидали. Я не обязан принимать вашу точку зрения. Но имею право высказывать свою. В ответ вы прошлись по мне, по артлабу, скоро наверно родственников поминать начнете smile
Daria Miazhevich
Окей, я вижу что вы вообще не понимаете сути моих предложений. Но вот мне просто интересно,
В ответ вы прошлись <...> по артлабу,
можно цитату?

Предвижу что вы мне сейчас пришлете
Я это к тому, что уровень доверия к ресурсу очень падает. Желания что-либо писать становится все меньше.

Если вы считаете эти слова как «прошлась по артлабу», тооо… я даже не знаю. Это лишь показывает уровень восприятия вами информации. Далее писать что-то бессмысленно, так как вы все равно воспримете все по-своему.
★ Летта
1. Я не хочу искать художников. Найти своего одного очень сложно, большинство из них либо будут навязывать собственный стиль ученику, либо смотрят свысока на «последователей» и «фанатов». В таком случае надо искать, много и долго. А это время. ВУЗ сразу дает возможность общаться с преподавателями напрямую и без лишних проволочек.
В академии у тебя всего лишь узкий круг преподавателей неизвестного качества, звезд среди них обычно крайне мало, выбирать можно только из того, что дают. И преподаватели так же могут навязывать собственный стиль только деться от них некуда.
2. Не хочу изобретать велосипед. Хочу сразу получить знания, которые оттачивались другими людьми и получить готовую программу образования.
База, которая тебе, судя по всему нужна, дается за очень короткий срок и никаких чудес там не требуется. В остальном, так называемое образование подразумевает, что тебя будут пичкать всем подряд, лишь бы просто забить часы. Программа обычно супер избыточная, супер устаревшая и оторванная от реальности.
3. ВУЗ дает возможность изучить отличные от основной специальности творческие направления, такие как: скульптура, керамика, театральное искусство, витраж и тд. Все это уже включено в стоимость обучения и если искать все это по отдельности, то не факт что не выйдет дороже. Плюс опять-таки — время, которое надо потратить на поиски курсов не факт что это не будет девочка-самоучка в каморке с одной печкой на 50 человек.
Копаться принудительно с глиной не самое приятное занятие, особенно когда обязан сдать зачет, а это ну вообще не твое. Театральное искусство есть в программе живописного отделения или отделения рисунка?
Относительно девочек-самоучек — это миф. Некоторые «самоучки из каморки» уже давно уделывают маститых профессоров. Это всего лишь регалии, игра в рюшечки и медалечки.
4. Прямые связи с преподавателями. Очень многие старожилы профессий, особенно художники, бесятся от назойливости младших коллег. В ВУЗе им некуда деваться и можно наладить очень хорошую обратную связь.
Вся эта связь в рамках учебного процесса, никто не будет тратить свое личное время. Принудительная хорошая обратная связь? От того, что некуда деваться? Кстати причины, почему бесятся, это тоже отличная пища для размышлений)
5. Место для работы. Я просто блин НЕ МОГУ работать дома. ВУЗ часто дает собственную мастерскую, которую в обычной жизни нужно снимать либо одному за бешеные деньги, либо терпеть соседей. А книжку спокойно можно почитать в библиотеке или вечерком дома… этого никто не отменяет.
Собственные мастерские не дают сейчас даже членам союза художников в Москве, не говоря уж о каких-то студентах. Коллективная мастерская — возможно, в рамках учебы, со всеми вытекающими последствиями.
6. Бесплатный доступ в музеи и галереи, скидки в худ. магазинах.
Вход в музей стоит около 500 рублей. Обучение в твоем вузе и шесть лет жизни — сколько? А в зарубежных магазинах, где я преимущественно закупаюсь, скидки от академии художеств не помогут точно)
7. Великих художников с классическим образованием больше, чем без.
Вот прям да! Гоген, Руссо, Тулуз Лотрек и многие другие шлют тебе пламенный привет из прошлого) Да и величие — условно.
8. Сальвадор Дали учился классической итальянской школе, что не помешало органично вписать ее в свои работы. Сомневаюсь, что секреты мастерства он получил бы самообразованием.
Почитай его дневник, он там хорошо про образование писал и себя) В академию поступил случайно, из академии был выкинут за «высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям» Самые известные его работы это результат личных поисков и душевной одаренности, ему просто было, что сказать.
9. Никто не мешает после выпуска заняться самообразованием и получить от него максимум, потому что я сразу могу применить все знания и выразить все что я чувствую без мук сомнений о правильности светотени. Там же я могу научиться продавать свои работы.
Зачем ждать окончания? Чтобы выразить, не нужно кончать академий. Настоящее творчество идет из души, а не из образования. А любые навыки приобретаются только самостоятельно.
10. Я хочу нудную практику. Да, я хочу пять лет сидеть и отрабатывать все основы и техники.
Можно два года сидеть заниматься нудной практикой, а потом просто сидеть нудно, занимаясь чем-то еще.
11. В конце концов стоки не вечные. В том плане, что я не хочу этим заниматься всю жизнь. У меня может и прекрасные работы, может они хорошо продаются, но это лишь смешок в истории. Я всегда хотела отставить свой след, внести свою лепту в истории искусств. Увы, цифра не имеет той мощи, что живые полотна.
Я вообще-то выше про продаваемый стиль писала, но работы несомненно шедевральны)
Если обратишь внимание, то увидишь, что про стоки я не слова не говорила. Наоборот при каждом удобном случае призываю развиваться в сторону от них.
Оставить свой след, внести свою лепту в истории искусств — no comments smile
Daria Miazhevich
«Не хочу дальше спорить, потому что не вижу смысла, могу опровергуть почти все аргументы, но зачем?) Мое мнение остается мне, твой выбор тебе)
цифра не имеет той мощи, что живые полотна.
Посмотрим wink»

— Даже не стала особо вникать. Честно, ну вот зачем? Ты просто ответь честно на вопрос, хочешь ли ты меня убедить в своей правоте (зачем?) или ты себя убеждаешь?
Просто все это выглядит так, будто я задела за что-то очень живое и теперь ты сомневаешься в правильности своего пути.

Если обратишь внимание, то увидишь, что про стоки я не слова не говорила.
Для меня Креатив — это стоки. Другие, но тем не менее.

Оставить свой след, внести свою лепту в истории искусств — no comments

Действительно смешно wink
★ Летта
Я же написала тебе — передумала)
На самом деле я просто увидела, что задело в этой теме в основном тебя. Поэтому сначала решила вежливо прекратить дискуссию, а потом подумала - с какой стати, мне есть что ответить. Комментарии я оставляю не столько для тебя, сколько для людей, которые следят за этой веткой.

По существу есть что ответить или дальше будешь переходить на личности?

Для меня Креатив — это стоки.
Для меня тоже, прикинь?
Daria Miazhevich
Интересно, то есть ты увидела, что меня это задевает, но потом решила что тебе на это все равно, главное сказать свое мнение.
Я на личности не переходила, я перед этим постаралась свести дискуссию на нет, ты вроде решила согласиться. Если тебя это задело лично, то извини, но это начала не я.
Я не вижу смысла нам препираться, для этого причин нет! Есть два мнения, твое мнение я уважаю. Я же уважения в свою сторону не увидела. Я уже пояснила, что по многим причинам мое мнение сложилось и я НЕ НУЖДАЮСЬ ни в опровержении, ни в дальнейшей дискуссии по этому поводу.
★ Летта
Мне все равно задевает тебя это или нет. Я аргументированно ответила на твой комментарий по пунктам. Это называется «вести дискуссию». Мое уважение ко всем участникам сообщества заключается в том, что я последовательно и аргументированно высказываю свое мнение и стараюсь отвечать всем. Без переходов на личности. Никто не обязан принимать точку зрения другого человека, соглашаться с ним или примирительно молчать в тряпочку, равно как несогласие не означает отсутствие уважения или возможности нормально вести разговор. И не ВУЗы, не другие учебные заведения это, к сожалению, не исправят.
Daria Miazhevich
Слушай, я не хотела никаких споров изначально. Меня это жутко расстраивает и утомляет.
Я много могла бы написать в ответ. Аргументов вежливых и невежливых хватит до скончания веков. В данном случае уважение — это когда человек не навязывает своего мнения, особенно когда мягко просят этого не делать.
Я понимаю, что хочется всегда и везде быть правым, что бы мир вертелся вокруг одного мнения — своего собственного. Но суть дискуссии должна сводиться к определенному окончанию. В твоих действиях я вижу лишь цель оставить за собой последнее слово, что бы не оказаться (вдруг!) неправой. Так вот, повторюсь:
Мы можем продолжать спор бесконечно, очевидно что наши мнения кардинально разные. Я уважаю твой стиль обучения и не в коем случае не навязываю делать как я.
Я повторюсь, интернет — не та штука, что бы до конца понять мотивы человека. Мы друг друга не знаем достаточно хорошо, что бы делать определенные заявления, и уж тем более, в чем-то убеждать.
Я считаю, что это отличное завершение спора. Или ты и дальше будешь это опровергать?
★ Летта
Повторюсь: мне пофиг. Я высказала свое мнение, мне пофиг как ты к этому относишься. Завершать ничего не собираюсь, так как ничего не начинала.
Alex T
  • Alex T
  • Отредактирован:
Daria , вы и так уже это знаете, но я все же скажу, потому что считаю важным вас поддержать: вам могут говорить все что угодно, но слушать надо только себя, свое чутье. Приведу пример: когда я поступал в Сурок, то вначале я поступал на отделение графики, так как в лицее учился на графика. Но проучившись на первом курсе один год я понял, что это не мое до конца и мне жутко хочется в мастерскую живописи. Все в один голос, в том числе и преподы и однокурсники говорили мне, что это нонсенс, дичь и мовитон )), но я продолжать настаивать и занял железобетонную позицию, потому что чутье не врет никогда, надо просто его услышать. И действительно, поступив на живопись я на 100 процентов ощутил, что сделал правильный выбор и не жалею об этом до сих пор. Мне по прежнему нравится гравюра и графика в целом, я с удовольствием бы сейчас занялся литографией или монотипией, просто этими техниками мне нравится заниматься реже, чем живописью. И вот кстати, поскольку вы готовитесь поступать в будущем на живопись. Дело в том, что, по крайней мере при мне, у нас преподавали технику и технологию копирования картин. Преподавал это выдающийся человек Мухитдин Фузулайевич Разанов.

Я очень надеюсь, что копирование осталось, потому что это неимоверно обогощает и позволяет вам скопировать любую картину, какую захотите. После института я занимался 3 года копированием картин, скопировав в общей сложности 50 картин разных мастеров разных эпох: Поленов, Кандинский, Ренуар, Ван Гог, Моне, Врубель, Брейгель, Левитан, Матисс, и другие. В инсте мы учились копировать не просто цвет, а повторяли весь путь, начиная с подрамника. Подрамник специальным образом обрабатывается, затем натягивается холст, варится клей, проклеивается. Для холста даже специально искали кованные гвозди ручной работы! Затем повторяли технику живописи, а в каждую эпоху она была своя. Одним словом это позволяет перейти на качественно новый уровень, вы по-другому будете воспринимать живопись разных эпох. Ну и конечно же копирование обогощает. К примеру во времена Кватроченто художников взращивали двумя способами: наблюдением за работой мастера, и копированием с фресок и росписей в соборах. Ну это два слова о копировании. Чтобы не быть голословным, приведу пример того, что у меня получилось: две выборочные копии «Московский дворик» Поленова и «Натюрморт со смородиной» Хруцкого. Обе работы висят в Третьяковке, так что для меня было особым удовольствием посмотреть на эти работы после копирования. Копии прикрепляю ниже.

Так вот, возвращаясь к своей основной мысли, могу от всей души пожелать вам, чтобы чужие голоса не заглушили ваш собственный внутренний голос, потому что то, что вам по-настоящему нужно, знаете только вы.



Daria Miazhevich
Спасибо вам за поддержку, ваши работы потрясающи! К сожалению для оппонентов, в этом плане меня не переубедить. Мне смешны эти попытки и немного жаль, что не смогла донести правильно свою мысль. Я думаю, что каждый идет по своему пути, а коли путь истинный — с него не сбить.

Я немного изучала историю искусств и знаю что в прошлом практика копирования действительно была неотъемлемой частью обучения. Я сама когда училась рисовать на стоки постоянно для себя копировала чужие работы что бы понять технику и стиль.
Прочитала аннотацию на сайте, вроде практика копирования в институте осталась, чему я очень рада :)
Топот Котов
О как horse
То есть когда вы спрашивали мнения других людей относительно образования это называется
Мне смешны эти попытки и немного жаль, что не смогла донести правильно свою мысль.
Alex T
  • Alex T
Пожалуйста, и удачи в учебе!!!
snowlynx
Работы потрясающие! И простите, что не в тему, но долго искала смородину smile
Alex T
  • Alex T
Спасибо! )) смотродину Хруцкий спрятал в полумраке левой части композиции ))
snowlynx
Да я нашла уже )) Обожаю, когда в название картины выносят что-то незаметное с первого взгляда, так, что хочется всматриваться и выискивать новые и новые детали.
Alex T
  • Alex T
:)))))
snowlynx
  • snowlynx
У всех свой путь, и всегда будут люди, которые будут критиковать его. Если особо ничего не теряешь (ну, кроме чуточки денег) — почему и не попробовать поступить в худ. вуз, если действительно хочется, есть мотивация и т.д.?
Я вот хотела бы поучиться у Андрияки, но живу далековато от Питера, к сожалению…
Alex T
  • Alex T
Дарья, ещё одно небольшое уточнение касающееся выбора мастерской. Вы вроде как собираетесь на живопись, и я очень рекомендую вам мастерскую Шильникова Сергея Николаевича. Это потрясающий человек, я у него научился очень многому. Но он преподаёт только на начальных курсах, а с третьего курса вы выбираете уже новую мастерскую. Есть конечно и другие профессора и они все отличные, без преувеличения, но тут уже каждый выбирает кто ему ближе по духу. Это я к тому, что постарайтесь обращать внимание на то какие работы в какой мастерской пишут, какой в данной мастерской профессор, чтобы составить представление к кому идти. На фото Сергей Николаевич Шильников ( фото с фейсбука ).

Daria Miazhevich
Спасибо большое! Я поеду еще раз весной в Институт, присмотрюсь поближе кто в какой мастерской. А то я в начале не очень понимала как все устроено. Мне очень запомнилась мастерская современной живописи, но говорят, что там только пять студентов и ее могут закрыть скоро.
Alex T
  • Alex T
Пожалуйста! Вы имеете ввиду мастерскую Салаховой? Ну, одним словом посмотрите уже предметно, это очень важно. Само отделение живописи очень многообразно. Может вас заинтересует монументальная живопись. Например несколько моих однокурсников расписывали храм Христа спасителя. Да да, я всем хвастаюсь )). Монументалка это росписи, мозаика, сграффито, и много другого. Если ближе акварель, тогда вам на графику, потому что акварель это графическая техника. Там преподаёт ( надеюсь до сих пор ) профессор Малый. Помню только фамилию, поскольку учился у него один год. Далее, сама станковая живопись ( маслом ) тоже ранжируется по мастерским, те же салаховцы, есть Сидоров, Суховецкий и другие, так что да, тут надо присмотреться и найти своё. Здорово, что вы сходили и все посмотрели своими глазами, это действительно очень важно, так как атмосферу на словах не передашь.
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.