Дао дизайна

+96.03
84 читателя, 21 пост

Дизайн — это работа



Сегодня я расскажу про по настоящему хорошую книгу, в которой нет сахарных песнопений и рекламных фраз. Это «Дизайн — это работа» Майка Монтейро. Сам Майк прошел путь от рядового дизайнера до владельца собственной студии и знает, о чем говорит. Сразу хочу предупредить, что это прямолинейная и жесткая книга, если вы знаете что и так круты и осведомлены обо всем, что касается дизайна — она не для вас.

Однако:
Кем бы вы себя ни называли: визуальным дизайнером, графическим дизайнером, веб-дизайнером, интерактивным дизайнером, фотографом, простым блогером или любителем современных танцев, – в этой книге найдется то, что пойдет на пользу вашему ремеслу.
В ней говорится об очевидных на первый взгляд и одновременно не всегда понятных вещах, таких как:
  • поиск клиентов;
  • оценка стоимости работы;
  • работа по контракту;
  • правильное составление контрактов при работе с клиентами;
  • презентация первых идей и готового дизайна;
  • как получить свои деньги;
  • найм сотрудников в офис.

Майк сразу рушит все ванильные мечты и говорит, что дизайнер — ни разу не творец, а рядовой сотрудник, который ограничен жесткими рамками, собирает и обрабатывает кучу информации, беседует с клиентами и так далее. И это правильная, на мой взгляд, расстановка, потому что именно это ждет зачастую человека, пришедшего работать в офис на позицию дизайнера. Он должен создавать работающие вещи, полезные для бизнеса, а не «творить» в облаках.


Отличная глава про поиск клиентов и снова честный ответ откуда они берутся. Если дизайнер думает, что ему не придется искать клиентов — он заблуждается. Приводится несколько способов как же их все-таки найти — рекомендации, четкая презентация себя и своей работы и так далее. Майк дает много по-настоящему хороших идей.

В этой книге нет ни слова про то, какие клиенты бывают плохие и надоедливые. Наоборот написана правильная и простая мысль.
Не бывает плохих клиентов. Ладно, может быть, иногда попадаются плохие клиенты. Но проблема не в них. Слишком давно дизайнеры жалуются, что клиенты ведут себя не так, как нужно дизайнеру. Проблема в вас, мои дорогие (и я вас всех люблю). Вы игнорировали те аспекты работы, которые вам не по душе, которыми вы не любите заниматься, и те, которые вы вообще не принимали в расчет. Может быть, никто не сказал вам, что это часть вашей работы. Ну вот, теперь я сказал.

Глава про оплату своего труда тоже содержит много полезного, в частности про расчет стоимости работы, например, или о том, что требовать деньги за свою работу — это нормально.

Майк пишет про секреты работы дизайнерских студий, про презентацию проектов, про работу по контракту, про обратную связь — и все это так прямо и простым языком, что невозможно не задуматься о том, что он рассказывает и не попытаться потом применить это на практике.
В конце книги приведен список книг, рекомендуемых к прочтению:
  • «Пол Рэнд: Беседы со студентами», Майкл Крегер.
  • «Дизайн для реального мира», Виктор Папанек.
  • «Сделайте покрупнее», Паула Шер.
  • «Меньше и больше: характер дизайна Дитера Рамса», Клаус Клемп и Кейко Уеки-Полет»

В общем это действительно хорошая книга, которую надо читать, а не пересказывать. Небольшой недостаток, на мой взгляд, что советы и рекомендации ориентированы на западных «дисциплинированных» заказчиков и скорее всего не сработают с хамоватыми клиентами, которым нужен дизайн за 500 рублей. Так же много моментов, связанных с работой в офисе, скорее всего теряющих актуальность для вольных фрилансеров. Несмотря на это, есть универсальные главы, которые подойдут под большинство ситуаций. Некоторым может не понравиться сам стиль изложения, но написано на самом деле с юмором и на контрасте с прочими «сладенькими» книжками легко и свежо.
Майк говорит, что долго ждал и собирал все свои секреты, прежде чем написать эту книгу и она отлично «вправляет» мозги и дает отличную пищу для размышлений.

В начале книги я вам солгал. Хотя надо сказать, что тогда я сам в это верил. Я сказал, что пишу это книгу для вас. Это не так. Я писал ее для себя. Потому что эта адская профессия — тяжкий труд.
Давайте будем откровенны. Вставать каждое утро и приниматься за создание дизайна для кого-то — нудное занятие. Бо́льшую часть времени мы бьемся головой о стену или движемся неверным путем. Бо́льшая часть сделанной нами работы идет насмарку. Даже лучшие из нас имеют худшие средние показатели попадания, чем средний футболист.



Кстати эта книга — часть очень удачной серии, все книги которой будет полезно почитать, особенно веб дизайнерам и дизайнерам, работающим в офисе.

Анатомия Биханса — часть 2



Продолжаю рассказывать про Биханс, первую часть про оформление проектов можно почитать здесь.



Помимо авторов на Бихансе постоянно бывают хедхантеры разных крупных компаний, которые вполне могут предложить работу (об этом факте периодически пишут разные люди), кроме этого можно посмотреть вакансии в разделе Jobs. Там есть как фриланс, так и фуллтайм в абсолютно разных странах. Пишите в профиле: I speak English and work with customers worldwide, you can contact me via (email, Skype, FB…) — Я говорю по-английски и работаю с заказчиками по всему миру, можете связаться со мной через… и добавляйтесь в группу Behance на FB, если хотите серьезно искать там работу. Ну и грамотный английский при этом конечно приветствуется.

Биханс любит постоянную активность, когда вы лайкаете и фолловите других авторов, они часто фолловят вас в ответ. Кстати на Бихансе есть лимит фолловеров — 2500 штук и нельзя фолловить слишком быстро и часто, а то сработает антиспам блокировка.

Помимо основной коллекции у Биханса есть отдельные тематические подборки, которые собирает команда вручную. Попадание в такую подборку отмечается в профиле в разделе Feautured разными флажками.



Для того, чтобы попасть хотя бы в один раздел, стоит почитать специальный пост с требованиями в блоге и посмотреть работы, уже попавшие в коллекции.

Также есть большие подборки от известных университетов, которые тоже можно смотреть, лайкать и так далее, и коллекции от крупных компаний, типа Wacom.

Пользователи могут собирать на Бихансе любые тематические коллекции, а все залайканное вами автоматически попадает в категорию Appreciated, доступную из портфолио. Я частенько пересматриваю свое, потому что стараюсь лайкать только самое лучшее. Также я стараюсь фолловить интересных людей, чтобы формировать свое Activity представляющее гибрид из лайков тех, кого я фолловлю.

Есть маленький секрет, как увеличить количество просмотров своего портфолио и получить плюсики в карму — free. Халява работает. Выложите что-то бесплатно, пускай это мелочь, но людей это наверняка привлечет. Это может быть шрифт, набор иконок — придумайте сами.



Вообще помимо самой площадки существует довольно активное сообщество, проводящее разные мероприятия оффлайн. Одно из таких известных мероприятий — это Behance Portfolio Review.
Что же это такое? Behance Portfolio Review — это ежегодный конкурс, проходящий в первую неделю ноября и в мае, в разных уголках нашей планеты (больше 200 городов), — попытка разобраться, чьи же достижения самые яркие. Решает это обычно жюри из именитых дизайнеров и графиков из не менее именитых компаний. Встречи открыты для всех желающих и на них показываются работы из портфолио избранных авторов, которые так же выступают спикерами мероприятия. Так можно получить отклик на свое творчество, показать себя известным в дизайне и иллюстрации людям. Последнее такое событие было 30 октября в Петербурге и в Москве.
Вот группа с выступлениями спикеров из Москвы с последнего мероприятия.
Вот украинская группа, и официальная группа Биханса вообще. Везде публикуются всякие анонсы, поэтому если интересно поучаствовать, следить лучше там.

Помимо этого есть группа русского сообщества Биханса на фейсбуке, где постоянно публикуются самые разные мероприятия, конкурсы и все подряд.



Так же Биханс выпустил «вдохновляющую» книгу с лучшими работами своих авторов и анализом 18 направлений современного искусства, которую можно купить здесь.

В общем помимо портфолио, на Бихансе есть много разных интересных опций, позволяющих авторам действительно стать частью большого сообщества, как онлайн, так и оффлайн. Я надеюсь, что мои посты открыли для вас что-то новое и если у вас есть вопросы, я постараюсь на них ответить.

Анатомия Биханса — часть 1

Без сомнений, Биханс как площадка для публикации портфолио известен многим, но почему-то детали и тонкости работы с ним раскрывают немногие, а ведь он может стать прекрасным инструментом подачи своих дизайнерских работ и получения заказов. Я решила написать некоторые тонкости, которые нигде не описаны и знают про них судя по всему ограниченное количество людей.

Запуск Behance состоялся в 2006 году, проект является крупнейшим сообществом и источником вдохновения для людей творческих профессий. В 2012 году компания Adobe купила Behance и произвела внедрение платформы со своим сервисом Creative Cloud. Теперь публиковать работы стало возможным прямо из Адобовских программ.


Само слово Биханс — гибрид от Be + enhance, то есть «быть» + «усиливать». Поэтому просто «быть» здесь маловато. Придется еще прикладывать некоторые старания к тому, чтобы проекты лайкались и поднимались в рейтинге выше, на первые страницы.
Уникальность Биханса в том, что здесь есть место абсолютно разным специальностям — от архитекторов до модельеров, от дизайнеров игрушек до иллюстраторов, на сайте представлены специалисты практически со всего мира.

Несомненный плюс Биханса — это простота публикации своих проектов. Но достаточно ли просто загрузить проект и как его лучше представить? Много где говорится, что представлять нужно свои лучшие работы, я с этим согласна, потому что портфолио в этом случае можно без стеснения показывать кому угодно, своим работодателям и клиентам например. Наверное важно, чтобы портфолио было тематическим, то есть например только микростоковые проекты или только сайты, но у меня это правило не соблюдается, потому что мне интересны разные вещи, я много всего умею, что и показываю. Проект на Бихансе имеет несколько важных частей — сами картинки, обложку и описание с тегами. Загружать можно как отдельные картинки, так и большое длинное полотно, подогнанное под размер поля. Сейчас максимальная ширина картинки составляет 1440px, специально для лучшего отображения на ретиноподобных дисплеях. Биханс показывает оригинальные картинки, не сжимая и не портя качество изображения. Можно поставить фоновое изображение размером не больше 100*100px.

Виханс позволяет вставлять в проект кучу разных штук с таких сайтов как Vimeo, YouTube, Adobe TV, Blip.tv, Dailymotion, SoundCloud, Mixcloud, Bandcamp, Scribd, Google Maps, Wufoo, SlideShare, Giphy, Prezi, Sketchfab, Issuu. То есть можно добавить к своему проекту видео, аудиозапись, слайды, 3D модели и так далее.

Относительно содержания самого проекта: если вы хотите, чтобы вас лайкали и фолловили, мало загрузить просто картинки. Нужно показать проект, то есть нечто, объединенное общей идеей и контекстом. Отличным подспорьем будут красивые мокапы, позволяющие показать товар лицом. Напишите пару строк о том, что и для кого вы делали, покажите эскизы, добавьте пару коротких видео о процессе, приложите красивые картинки. На Бихансе сложилась своя определенная культура, здесь как-то не принято показывать по одной картинке (никто не запрещает, но успешность такого проекта под вопросом), другая крайность это огромные простыни картинок плохого качества, которые никто и никогда не будет досматривать до конца. Выбирайте золотую середину. Если вы хотите показать одну картинку — покажите этапы, себя в процессе работы, людям интересно кто там за проектами. Часто мне попадаются еще портфолио, битком набитые неплохими, но абсолютно безликими проектами, собранными из чужих мокапов. Количество лайков при таком варианте вполне предсказуемо.


При просмотре работ в общей ленте можно выделиться оригинальным названием и обложкой. Размер обложки — 404x316px (в ленте будет в два раза меньше) и это должна быть самая интересная и цепляющая часть проекта. Если работа велась в группе — укажите всех участников процесса — арт-директора, дизайнеров, консультантов, моделей, фотографов и так далее.

Несмотря на то, что недавно появился русскоязычный интерфейс, общаются на Бихансе в основном на английском, даже русские авторы между собой. Я очень мало вижу проектов, написанных на русском языке и с комментариями по-русски. Переводчик не спасает, надо искать тех, кто сможет поправить ошибки. Вообще вся аудитория делится на несколько групп: друзья-родственники, которые всегда вас лайкнут; те, кто учится — и для них как раз полезны будут процессы; разные блогеры, которые могут о вас написать (в этом случае хорошо подробно писать информацию о себе и контакты для связи) и, наконец, потенциальные работодатели. Им стоит дать понять, что вы — employable, то есть, вас можно нанять для работы или заказа; нужен хороший английский в профиле. Я еще немного расскажу о работе и заказах позже.

Можно добавлять не только законченный проект, но и так называемый Work in process, то есть поэтапные картинки, рисования например. В этом случае можно добавить описание, теги, сделать проект приватным или видимым для всех и постепенно дополнять его через редактирование. После окончания его легко можно прекратить в завершенный проект. Выводятся они большими слайдами в начале ленты Activity.


Кстати на Skillshare есть курс от Биханса, посвященный модернизации портфолио. Плюс есть подробнейший гайд на английском, который иногда полезно почитать.

На этом я пока закончу, в следующей части будут еще тонкости и разные интересные вещи.

Про сочетание шрифтов

Очень часто нам приходится сочетать иллюстрацию со шрифтом и многие ломают голову над тем, как сделать так, чтобы шрифт подошел к тому, что нарисовано. Из своего опыта решила написать краткий ликбез.

Для начала основные виды шрифтов. Перечисляю упрощенно. Кому станет интересно, нашла прекрасную статью с очень подробной классификацией, тонкостями и деталями, почитайте, это интересно.

Антиква — Из лат. antiquus – древний.
Собирательное название шрифтов с засечками. Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV–XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима нач. н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в. в Венеции Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson). Термин «Антиква» (Antiqua) заимствован из немецкого языка (где он обозначает любой шрифт прямого начертания) и указывает на его древнее (античное) происхождение, поскольку каролингское письмо VIII–IX вв., лежащее в основе гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за подлинное письмо античности. Антиквенные шрифты обычно делятся на Антикву старого стиля, Переходную антикву и Антикву нового стиля, а также Брусковую антикву.


ГротескСобирательное название шрифтов без засечек. В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Первый известный гротеск появился в Англии в 1816 г. в образцах шрифтов лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780–1869). Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре и форме концевых элементов знаков типа «С». Обычно при классификации гротески делятся на подгруппы Старых, Новых, Геометрических и Гуманистических гротесков.


Рукописные и каллиграфические шрифты. К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и для набора учебной литературы (прописи).


Есть еще всякие декоративные и фэнтезийные, сложные шрифты, не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных разделов. Вообще все это деление достаточно условно, я читала массу всяких классификаций, основные это все таки антиквы и гротески.

Зная это, уже можно применять знания на практике и не теряться в терминологии.
При подборе шрифта нужно понимать, что каждый шрифт имеет свои особенности, толщину, характер и так далее. Например машинописные шрифты не подходят для написания статей, потому что при написании больших объемов текста становятся практически нечитаемыми, широко известным шрифтом Comic Sans глупо подписывать серьезные новости и так далее.

Обязательно стоит обращать внимание на характер шрифта и мысль, которую вы хотите с его помощью донести. Ниже приведены неудачные примеры, вообще провинциальные вывески — это кладезь безвкусных шрифтовых сочетаний.







При подборе шрифта стоит обращать внимание на контраст букв. Это вообще одно из основных правил в использовании шрифтов. Например нужно написать что-то крупно и подписать чуть ниже мелким шрифтом пояснение или дополнение. Жирные шрифты выглядят крупнее, тонкие — мельче. Контраст также можно создать при помощи размера. Используйте разные размеры шрифта в разных частях проекта. Сначала определитесь с размером общего шрифта, затем заметно увеличьте размер для надписей. Помните что самым большим шрифтом должно быть отмечено самое важное. Избегайте шрифтов, которые выглядят одинаково, они просто сольются и будет казаться, что все набрано одним шрифтом. Чаще всего используются шрифты черного и белого цветов, но при помощи цветных оттенков можно акцентировать внимание там, где вам нужно.

Можно сочетать шрифты разной ширины, толщины и стиля. Как правило, хорошо работает сочетание шрифтов с засечками и шрифтов без засечек. Чем более «наворочен» один шрифт, тем более простым и типовым должен быть второй.

Если понять контрастность шрифтов сложно, можно пойти хитрым путем и выбирать шрифты от одного производителя-словолитни (Словолитня — это организация, занимающаяся разработкой шрифтов, например Paratype). Или вы можете взять семейство шрифтов и выбрать в нём два разных шрифта. Как эти два — Roboto Black and Light:



Еще одна вещь, о которой нужно подумать при комбинировании шрифтов — их количество. Не усложняйте — обычно чем меньше шрифтов использовано в проекте, тем лучше. Начните всего с двух семейств шрифтов. Этого достаточно для большинства проектов, особенно, если вы новичок в этом деле.

Я нашла видео с базовыми вещами, оно про веб-дизайн, но многое распространяется и на другие виды дизайна. Информацию все же надо фильтровать, потому что есть спорные утверждения, но в целом кратко и по делу.


Понимание шрифтов нарабатывается со временем и опытом. Чтобы лучше понимать что сочетается, а что нет, стоит прочитать основные книги — Живую Типографику Корольковой, Книгу про буквы от Аа до Яя Гордона и Типографику Чихольда. После этого надо как можно больше экспериментировать с разными шрифтами, разными языками (потому что кириллица очень отличается от латиницы), и разным визуальным сопровождением.

В посте я описала то, что мне кажется важным и основным, и что мне помогает в работе и было бы интересно послушать ваши мысли на эту тему. Давайте поговорим про шрифты в комментариях)

UPD Надежда Крупина тут отличные ссылки для поиска бесплатных шрифтов предложила, смотреть здесь и здесь. Почти все шрифты английские. Кириллицы я не увидела.

Surface design

Многие из нас (и я в том числе), недавно начали осваивать сток Pattern Design, посвященный исключительно паттернам. Но я обнаружила, что есть одна серьезная вещь, про которую многие не знают.

Начнем с того, что паттерны используются в очень многих вещах вокруг нас. Это и предметы, и обои, и книги, и одежда. Так вот за рубежом, чтобы делать паттерны, надо учиться и существует такая специальность — Surface Designer, о которой очень немногие слыхивали и которая переводится дословно как «Дизайнер поверхности». Этот человек создает коллекции узоров, предназначенные для самых разных нужд. Стандартная программа рассказывает об особенностях печати на ткани, о печати на керамике, о паттернах для фэшн индустрии и о многом другом. Людей учат строить паттерны и понимать их способы применения. У нас таким занимаются дизайнеры текстиля насколько я знаю, но их единицы. Вообще область поверхностного дизайна у нас развита очень слабо, в отличие от тех же Европы и Америки.



К сожалению с появлением стоков паттерны стали простой и «понятной» вещью для большинства и никто не задумывается как их делать, какие есть законы и часто даже не понимают для чего их же паттерны могут быть использованы.

Читать дальше...

Чем занимается веб-дизайнер

Многие люди представляют себе веб-дизайнеров этакими супергероями, повелителями пикселей и макетов. Их работа окутана романтичным ореолом мира высоких технологий и крупных проектов для известных брендов. И конечно сразу хочется быть как они — тоже супергероем. Этот пост будет полезен для тех, кто хотел бы попробовать себя в веб-дизайне, но понятия не имеет, чем там надо заниматься.



Предположим вы рисуете натюрморты и природу из окна и частенько вздыхаете, что вот веб-дизайнеры молодцы, столько денег получают. Когда я была в самом начале обучения, я долгое время не могла вообще ни одного внятного источника найти, который бы четко, мне разъяснил, что веб-дизайнер делает. А суть довольно проста — рисует сайты или интерфейсы в соответствии с нуждами заказчиков.

Читать дальше...

Flat Design — от истоков до наших дней



Flat Design или плоский дизайн стал активно развиваться и внедряться в 2010 году и пришел на смену детальному и осязаемому скевоморфизму с его тенями, бликами и текстурами.
Плоский дизайн выступал против методов «реальной» визуализации объектов в пользу более упрощенных и эстетически простых решений.

Читать дальше...

Мой первый мобильный интерфейс

Когда я только только начинала работать дизайнером, мне сразу дали сложное задание — разработать интерфейс для линейки устройств на разных платформах (iPhone, Android и предполагался Windows Phone). Так как я абсолютно ничего не знала о яблочной операционке и сама пользовалась исключительно андроидными устройствами старых версий, я сразу принялась штудировать гайдлайны.

Читать дальше...

Гугл наше все

Наверняка некоторые обратили внимание, что 1 сентября логотип Гугла поменялся. Это шестой логотип компании с 1997 года. Оказывается история нового логотипа напрямую связана с одним российским дизайнером Денисом Кортуновым, основателем известной студии Турбомилк. Так что теперь все россияне могут гордиться, открывая Гугл.

Читать дальше...

Человек, который придумал инфографику

Инфографика по прежнему остается в тренде и не теряет позиций, во многом потому, что очень много информации вокруг мы воспринимаем визуально и наш мозг любит картинки. Но откуда этот тренд взялся и кто придумал скучные вещи представлять в виде графики мне до недавних пор было неизвестно. Оказывается есть один вполне конкретный человек, положивший основу течения инфографики.

Читать дальше...