Letta art

+621.57
238 читателей, 134 поста

Как я пробовала скретчборд и что это такое

Просматривая как то Биханс наткнулась я однажды на шикарные иллюстрации художника по имени Michael Halbert и зависла на какое-то время пытаясь понять как же он их делает.



Благо есть много видео от этого автора.



Сначала я подумала он просто рисует с разным нажимом пера, но выяснилось, что тут вообще другое и я права только наполовину. Мичел (надеюсь это правильное произношение его имени) пользуется техникой скретчборда. Тут меня обуяло любопытство и я полезла копать.

Скретчборд, в Великобритании больше известная как scraperboard, представляет собой трехслойную доску, состоящую из прессованного картона или месонита (в зависимости от производителя), покрытого слоем белой глины или известкового материала, на который тонким слоем нанесена черная тушь. Вы начинаете работу на абсолютно черной поверхности, процарапывая ее различными инструментами (о которых речь пойдет чуть позже) до белого слоя, или же мы можете приобрести доску без слоя туши, она называется clayboard, и покрыть ее тушью самостоятельно.
Скретчборд не так известна в мире, как другие техники и материалы, но она становится все более популярной. Доска в разрезе выглядит примерно так.


Тут я впала в ступор, потому что Мичел то рисовал на белых досках! Это я объяснить пока не могу, скорее всего слой туши и известкового материала просто меняется местами. Он сам свою технику называет «рисование чернилами и скретчборд», в галерее есть несколько черно-белых примеров.

Классический скречборд выглядит примерно так и продается у нас в виде наборов для процарапывания. В художке мы изучали эту технику как граттаж.

Делается лист для такой штуки очень просто — покрывается парафином или воском, а сверху закрашивается тушью. Чтобы тушь не скатывалась, в нее добавляется мыльный раствор. После того, как лист высохнет, на нем можно любым острым предметом процарапывать рисунок.
Однако инверсного граттажа я до этого момента не встречала. Под впечатлением от работ Мичела я попробовала нарисовать что-то подобное, правда пока без процарапывания. Получилось интересно, попробую еще продолжить эксперименты в этом стиле, правда на другой бумаге и другими материалами. Формат этой картинки — А3, бумага акварельная. В галерее размер побольше.



Раскапывая информацию про скретчборд нашла еще одну интересную художницу — Джуди Ларсон. Она тоже процарапывает свои рисунки, но прокрашивает потом белые места акрилом. Если подложка не восковая, а глиняная или любая абсорбирующая сделать это довольно просто. Получается вот так.




Джуди частенько любит прятать в своих работах других животных и людей. Вот здесь например волк. А в галерее есть еще ее картинки.


В общем в галерее много еще картинок, а я попутно узнала много нового и открыла для себя классную технику и поле для экспериментов.

Рисую рисую, а дальше что? — вторая часть

Вспомнила, что не опубликовала вторую часть вот от этого поста. Это его логическое продолжение.
Помимо способов развития практических навыков, я хотела поделиться «духовной» частью развития. Пишу в кавычках, потому что включаю сюда все, что не относится напрямую к техническим навыкам и делается просто для души. Мне нравятся следующие способы:

Читать книги. Не обязательно на профессиональную тематику. Художественная литература может развить визуальное мышление и дать много новых идей, о которых раньше вы бы не догадались. Я люблю думать на тему как изобразить прилагательные. Каким например может быть гладкий в рисунке? А прохладный? Для меня чтение — это развитие во многих областях, оно дает мне ощущение времени для себя. Помимо этого книжки источник новых знаний, всем же хочется быть интеллектуалами). У меня на телефоне стоит приложение с книжками, благодаря которому я постоянно читаю в любую свободную минуту. В прошлом году начитала 241 час не считая бумажных книг)

Из того, что я читала за последнее время и что лично меня восхитило.:
  1. Дом в котором… — Мариам Петросян — must read всем и каждому.
  2. Люди как боги — Герберт Уэллс
  3. Творчество. Высвобождение внутренних сил — Ошо
  4. Шантарам — Грегори Дэвид Робертс
  5. Важные годы — Мэг Джей



Планировать работу и самое главное отдых. Невозможно впихнуть невпихуемое, как говорила моя подруга. Нельзя работать 24 часа в сутки и быть счастливым. Но работать 4 часа в сутки и успевать все без плана будет сложновато. Я пишу себе список тем и примерных композиций, которые хочу нарисовать и пытаюсь рассчитывать время. Получается не всегда, но по крайней мере я работаю в этом направлении.



Медитировать. Мысль, которую я лилею долгое время и теперь, сказав об этом, надеюсь начать. Очень хочется концентрироваться на своем внутреннем состоянии хотя бы 10 минут в день. Есть такая отличная фраза: «Для того, чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни». Мне кажется прислушивание к себе (странная формулировка, но не знаю как лучше сказать) может очень многое дать, особенно людям, которые занимаются творчеством.



Не сидеть целый день перед монитором. Это реально сложная задача, потому что забываешься и когда очнулся оказывается ты уже 3 часа сидишь. Не мне рассказывать какие нарушения возникают от постоянного сидения, я ставлю таймеры и стараюсь вообще делать почаще всякие перерывы. У меня еще есть браслет, который вибрирует каждые полчаса, заставляя вставать и походить.

А вообще можно много всего придумать — и специальную диету себе, чтобы работали мозги, минутки йоги в течение дня, красивое рабочее место — главное, чтобы это нравилось именно вам и приносило вдохновение. Тогда жить и работать будет легче.

Как вы считаете, нужна такая «духовная» составляющая или просто надо работать, а все остальное потом? Практикуете ли вы что-то из того, что я описала? А может у вас есть какие то свои способы? Расскажите — мне очень интересно.

Наконец-то Handpicked!

До меня с моим новым сетом эта волшебная палочка тоже дотянулась. Сет делался вроде как про любовь, но банальщины не хотелось. Получилось в итоге вот такое cozy. Мне нравится этот странный результат и команде Creative Market он наконец тоже понравился. Посмотрим, что из этого выйдет. По клику на картинки можно посмотреть на креативе и, если сильно захочется, лайкнуть)









Про то, как я рисовать гунби пробовала

Насмотревшись на рисунки Elfhame , я поняла, что если не попробую так же, то жизнь моя прожита зря. Поэтому прежде всего я с головой нырнула в китайское рисование.

Оказалось, что в традиционной живописи Китая гохуа (означает «национальная» или «отечественная живопись» выделяют стиль се-и — «выражение идеи» или «живопись идеи» и стиль гунби — или «тщательная кисть»
Понятие гунби имеет много значений. В частности, гун означает «тщательное» или «изящное», би — «писать» или инструмент письма. Поэтому гунби — «тщательное писание» или «тщательная кисть». При написании картин использовались специальные минеральные краски (тушь), и техника работы с множеством слоев, которые придавали картине насыщенность и аристократичность. В стиле гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати, он также считался придворным стилем. Выглядит это примерно так



Кстати я тут попутно выяснила, что Екатерина как раз себе краски для гунби купила минеральные и про них рассказывала) У них есть прозрачные и кроющие цвета для финишных заливок.

К стилю гунби также примыкают или входят в него стили баймяо — «написание линий», характеризующийся тем, что с помощью черной туши тщательно вырисовываются только контуры изображений, и могу — при написании картин в этом стиле используется техники гунби, но без прорисовки контура.

Стиль сеи (буквально се — «писать», и — «значение» или «идея») означает «передача идеи» — свободная манера письма «грубой» кистью. Разновидностью стиля сеи является стиль шуймо (буквально шуй — «вода» и мо — «тушь»). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях обычно семи тонов — от черного до белого. В этом стиле нет четких линий, здесь важнее передача настроения и чувств (прям как раз для хаотичной меня!). Несмотря на то, что кажется рисовать такие картины очень легко, они требуют большого мастерства.



У китайских художников несколько специализаций в рисовании — цветы и птицы, анималистический жанр, горы-воды, портреты людей. Говорят, они выбирают что-то одно и специализируются в этом жанре всю жизнь — например рисуют только лотосы и карпов в стиле гунби. И все. Основная цель — достичь совершенства в изображении. Я сразу с ужасом подумала, что точно бы так не смогла. Нет во мне этой смиренности и терпения, эх.

В общем я отвлеклась. Гунби так гунби. Нашла себе контур, решила рисовать зимородка — все-таки красивая птичка. Потом думаю зимородку как-то одиноко, добавила листья лотосов. Потом я решила взять тонированную бумагу и рисовать акрилом — минеральных красок и рисовой бумаги у меня пока не водится. И понеслаааась. Сначала я сделала полупрозрачные акриловые заливки, и это была хм, не очень хорошая идея, потому что бумага темная и рисунок получался темным. Ну тут я уже подумала, что терять нечего и начала класть плотные мазки. Потом белой ручкой добавила светлых цветов и несколько акцентов цветными карандашами. Иероглиф в углу означает «гармония духа». В итоге получилось вообще не гунби, но мне нравится результат, хотя и темноват. Хотелось бы конечно больше аутентичности и минеральных красок побольше мне, так что будем продолжать копать, как говорится.

Стоковая профдеформация



Последние полгода я много и часто рисую для стоков (мало для себя — это большая отдельная песня) и стала обращать внимание на некоторые явления, которые появились в моей работе, благодаря стокам. Назвала это в шутку «профдеформацией», потому что по смыслу слово хорошо отражает мою мысль.
Итак хорошие профдеформации:
  • Все мои заливки векторные нет ничего растрового в файле, все под масками, эффекты разобраны, шрифты разобраны, слои сгруппированы — узнаете? Файлы, благодаря требованиям стоков, приходят к приемлемому рабочему виду, удобному для печатников, других дизайнеров и так далее.
  • С началом стокового рисования я начала искать и использовать всякие скрипты, горячие клавиши и прочие ускоряющие работу лафхаки.
  • Рисовать на заданную тему становится все легче (благодаря не стокам скорее, а Стоковому безумию), при этом картинка как правило не сильно замудреная и «стоковая» — понятная большинству и удобная для использования во множестве разных штук.
  • С повышением конкуренции приходится осваивать новые стили, техники, смотреть уроки — это тоже толкает вперед и заставляет работать.
  • Со временем учишься «умному» копированию и использованию своих, либо свободных рефов. Ну и про авторское право начитываешься всяких статей.
А теперь то, что мне не нравится:
  • У меня проблемы с персонажами, сценами и всякими сюжетными картинками, потому что я не рисую их для стоков — там такой формат не очень прокатывает.
  • Все, что я рисую, проходит через фильтры «как мне это продать» и «как удачнее сделать симиляры», меня это уже порядком выбешивает, потому что невозможно рисовать что-то кривое, косое, непохожее. Фильтры очень ограничивают.
  • В сторону отошли живые материалы и техники, не очень продающиеся на стоках, типа акрила и пастели.
  • Симилярство — ужасная вещь. Появляется какая-то отдельная извилина в мозгу, которая как калейдоскоп проворачивает все картинки и шепчет количество однотипных перекрашенных копий.
  • Квадратный формат картинок шаттера и большинства стоков со временем приводит к тому, что начинаешь квадратично мыслить и запихивать все картинки в квадраты, такой стоковый а-ля инстаграмм.
  • Голова забита вечно какими-то праздниками и трендами, про которые твердят со всех сторон. Рождество начинается с лета, Пасха — с Нового года, ощущение, что я постоянно куда-то гоню лошадей и смотрю в кривое зеркало. Даже если не рисуешь, все равно постоянно про это читаешь и слышишь.

В общем это я к чему. Стоки конечно дают свои плюсы, но по сути это довольно монотонная и не творческая в большинстве своем работа, в чем я на своем опыте постоянно убеждаюсь. В этом году планирую больше времени уделять реальному рисованию. Совсем стоки забрасывать не хочу — плюсы все-таки есть, но фанатично кидаться в это с головой уже скорей всего не получится.

А у вас есть какие-то изменения в работе, которые дают вам стоки?

Новые акварельные сеты на Креативмаркете

Давненько я не показывала свои картинки, а накопилось их уже немало. Начну пожалуй с акварели, рисую я обычно ее просто в кайф, то, что нравится мне самой. Все картинки кликабельны.

Вот, например, вздумалось мне парфюмерные флаконы порисовать, уж больно они красивые. На стоках их не берут типа защищены законом, хотя ни один флакон не подписан.





Еще у меня есть снегири. Единственный по-моему сет в этом году, связанный с Рождеством и Новогодней тематикой.







Ну и наконец жемчужина моей коллекции smile Опять сет с жуками. Предыдущий здесь лежит. Очень уж они красивые и паттерны из них получаются классные.





Секрет синего карандаша раскрыт!

Частенько попадаются кадры, когда рисуют не простым, а красно-синим карандашом. Я долго ломала голову почему так, ведь не просто же потому что нравится! Для себя нашла плюс в том, что сине-красный набросок дает возможность разделить стадии/слои рисунка. А недавно выяснилось, что есть еще парочка объяснений.


Во-первых в грифеле цветного карандаша больше воска, следовательно рисует он мягче и плавнее как ни странно. Prismacolor выпускает специальные цветные карандаши вместо обычных и не только синие. Искать надо Col-Erase Erasable Pencil 1276 Blue или нужный цвет. Они стираются обычным ластиком на конце.



Есть еще конкретно синие, например вот парочка примеров.



Во-вторых, если рисовать синим цветом, а поверх обвести «начисто» черным и отксерокопировать рисунок — синие линии просто пропадут и останется только черный контур.

Я пользуюсь обычным двухсторонним красно-синим карандашом от Erich Crause, это действительно удобно, рекомендую попробовать.

UPD: Важное дополнение насчет сканирования подсказала Caramelina , за что ей большое спасибо. Вероятна ситуация, когда отсканированный рисунок может быть очень высококонтрастным, чтобы убрать синий цвет. Это не всегда круто и можно легко избавиться от синих линий уже после сканирования, выключив синий канал. Обратите внимание, что этот способ не подходит для цветных рисунков, потому что в этом случае вы просто уберете все синие цвета и оттенки.

Подсматриваем за процессом

У меня есть одна слабость — я часами могу зависать за просмотром так называемых speedpaint или ускоренных процессов рисования и это даже круче, чем сериалы. Крайне полезное занятие, можно много почерпнуть для себя полезных вещей и понаблюдать как и что люди рисуют. Покажу несколько любимых, тут и растровое, и векторное, и традиционное рисование, я пишу где что. Мне нравятся видео, где все по делу и четко снят процесс без всяких лирических отступлений, типа посмотрите мою кошку.
А вы смотрите такие штуки? Может у вас тоже есть любимые — поделитесь в комментариях.

Отличное текстурное рисование в фотошопе. Результат — просто ах. Нравится и палитра и фигуры и текстуры.


Еще один из любимых мной стилей, этакий закос под граффити.


Известный товарищ Greno с Девианта, рисует таких сложнорасчерченных цветных женщин в орнаментах на гигантских форматах.


Классический прекрасный вектор пером.


Залипательное видео растрового рисования


И напоследок может дяденька сам и не очень приятный, но техника просто восхитительная, вся эта штриховка и раскраска — очень познавательно.

Отказываюсь отказываться


Последнее время со всех углов рекламируют очередную книгу Барбары Шер «Отказываюсь выбирать» как книгу для творческих людей. Меня всегда крайне интересуют такие массовые явления, поэтому я решила почитать и высказать свои ощущения и чувства. В основном все рецензии на книгу хвалебные, мое же мнение может задеть некоторых людей, которым сильно нравится Барбара и они считают ее своим гуру, и которым очень нравится быть сканером. Поэтому я сразу акцентирую внимание на том, что это МОЯ личная точка зрения, которую я никому не навязываю. Если не хотите разочаровываться — не читайте дальше.

Ужасно люблю книги. Читаю много всего про творчество и еще больше после всего этого думаю. Еще часто читаю про автора, потому что мне интересна не только книга, но и человек, который за ней стоит. Также случилось и с Барбарой Шер — я стала искать хоть какие-то сведения о ней, чтобы понимать что это вообще за человек. Выяснилось, что Барбара — типичная «успешная» американка, как того требует запад. Она коуч (типично американское занятие), консультант, проводит семинары по всему миру, написала семь мировых супербестселлеров. В общем супервумен. Чего стоит только цитата на сайте издательства МИФ о том, что пресса и многочисленные поклонники часто называют ее матерью лайф-коучинга. Кстати она еще и прекрасно выглядит на фото для своих лет.

Ранее изданные «Мечтать не вредно» и «О чем мечтать» были прекрасно приняты и вот теперь появилась давно анонсированная книга «Отказываюсь выбирать». Книга кстати вышла довольно давно — в 2006 году, а очередная волна обожания связана с русскоязычным переводом и широкой компанией в ее поддержку, которую развернуло издательство МИФ. В этой книге Барбара делит людей на дайверов и сканеров (а еще людей с депрессией и людей с СДВ, но об этом чуть позже). Естественно классификация авторская и крайне расплывчатая, но какая привлекательная!
Очевидно, что узкие специалисты – не сканеры. Вы из тех, кто счастлив, посвятив себя одному виду деятельности, кто в течение всей жизни поглощен любимой работой? Таких людей я называю дайверами. На мой взгляд, к типичным дайверам относятся профессиональные музыканты, шахматисты и спортсмены, ученые, математики, бизнесмены и финансисты. Они могут «расслабиться» с помощью какого‑нибудь хобби, но редко испытывают настоящую страсть к тому, что находится вне их профессионального интереса. Дайверов часто удивляет, как остальные могут оставаться равнодушными к тому, чем увлечены они сами.

Дальше про дайверов говорится крайне мало, типа с ними все и так понятно, догадайся сам. Может просто я упустила и где-то в других книгах это есть?

А вот про сканеров расписано все, даже еще более подробное их деление. Вообще сканерам изначально создан крайне привлекательный образ. Типа они все такие непонятые и отверженные, но при этом страшно талантливые, быстро учатся и надо просто раскрыть этот потенциал. Естественно я захочу быть сканером, при такой то характеристике!

Точного определения сканера конечно же нет.
Сканеры же, напротив, редко пренебрежительно относятся к интересам и занятиям других людей – им всегда любопытно, что еще существует в мире. Честно говоря, они любят совать нос во все, что их привлекает. Дайверы нечасто задумываются, пропускают ли они что‑то важное, поскольку полностью погружены в любимую профессию. Девяносто девять процентов сканеров проводят массу времени, сканируя то, что их окружает, и размышляя, куда двинуться дальше.

То есть сканеры те, кто сканирует — ну это гениально.
Дальше Барбара говорит, что кроме сканеров и дайверов есть еще люди с медицинскими диагнозами (!!!), которые якобы не сканеры, а их просто надо лечить от депрессии и, так называемого, синдрома дефицита внимания. Потом весь остаток книги автор рассказывает как же жить, если ты сканер и предлагает разные упражнения, местами неплохие, но довольно стандартные.

И вот прочитав все это я в смятении. А если я не сканер и не дайвер? А если я не хочу быть сканером или хочу быть частично? А если я выполняю все упражнения, а по прежнему не добиваюсь успеха и продолжаю безрезультатно за все хвататься? Про это ничего не сказано. Зато теперь у нас есть очередная дифференциация штанов на сканеров и дайверов, которой все с удовольствием пользуются. Ведь это действительно приятно — хвататься за все, ничего не заканчивая и быть просто хаотичным свободным творцом ни к чему себя не принуждая. Хотя наверное все-таки принуждая — вести свой дневник сканера. Барбара, по сути, для своих целей придумала идеальную картину мира, в которой из всей палитры цветов остались только черное и белое, дайверы и сканеры, а многомерная реальность заменена даже не на одномерную, а на двухполюсную упрощенную модель, основная задача которой — доказать, что ничего менять не нужно и невозможно. Не нужно задумываться и искать что-то еще, она даже инструкцию написала, как жить. Не удивлюсь, если следующая книга будет с такой же инструкцией для дайверов.

В общем мое личное резюме. Книжка неплоха в качестве развлекательной и для того, чтобы попробовать на себе парочку упражнений. Буду ли я всем говорить, что я сканер? Нет. Потому что это определение не имеет смысла, так же как и дайвер. Но должна признать, как писатель Барбара безупречна, на протяжении всей книги она приводит кучу примеров из своего опыта и опыта других, строя все свои гипотезы на письмах счастливых людей. Она выстраивает потрясающе заманчивый, прекрасный творческий образ, которому хочется следовать большинству. Книга написана легко, красиво оформлена и привлекает внимание благодаря не в последнюю очередь активному пиару в соцсетях и массовой рекламной компании. Однако по сути — прочитать, поставить на полочку и жить дальше, не запихивая себя ни в какие рамки сканеров, дайверов и бог знает кого еще.

Рисую, рисую, а дальше что?

Я много всего читаю на стоковую тему и часто вижу высказывания, типа «ну вот я рисую рисую на стоки, а дальше что?» Вопрос актуальный, потому что деятельность весьма специфическая — за всем этим симиляреньем и продуктивным размножением хочется и известным иллюстратором стать и заказы нормальные получать. Когда я стала думать на эту тему, то поняла, что для меня например развитие делится в двух направлениях: прокачивание навыков рисования и так называемая «духовная» часть, то есть развитие каких то способностей внутри себя, не относящихся напрямую к профессии.
Относительно навыков и скиллов, связанных с работой, я для себя вижу развитие и выход из привычной зоны комфорта в следующем:
Участие в конкурсах. Мне это реально служит отличным драйвером и заставляет мозги работать. Последнее время как то подзабросила, но раньше участвовала. Однажды моя работа транслировалась на концерте Alai Oli например, только благодаря тому, что мне понравилась картинка, которую я сделала и я осмелилась ее отправить. Конкурс может быть как для определенной площадки, типа MaryJane или Pinkbus, так и для разных совершенно брендов и сообществ. Все результаты можно и нужно класть себе в портфолио и это еще один плюс конкурсов. Вы можете делать работы для известных брендов и никто не сможет вас упрекнуть, что это неправда. Рекомендую наше сообщество и сайт https://www.talenthouse.com/ для поиска интересных конкурсов.



Работа на заказ. Не все любят этим заниматься, но оно того стоит, потому что заказы требуют включения сразу кучи всего. Надо и уметь общаться, и назначить адекватную цену, и сделать работу в срок, и много чего еще. Не обязательно заниматься этим постоянно, но иногда очень может помочь. Особенно если еще и заказчики будут не только из России. Тоже кстати прекрасный способ удачно пополнить портфолио.



Ведение дневника. Да, это тоже развитие в определенном ключе. Когда я пишу посты, я структурирую всю информацию, которую знаю и подробно разбираюсь во всех вопросах. В любой момент я могу обратиться к тому, что написала, а главное есть люди (всегда есть, я уверена), которым это может помочь. То есть получается прекрасный процесс, когда я учусь сама и могу чему то научить других — меня невероятно это радует. Дневник — прекрасный способ рассказать «кухню изнутри», то, что так волнует и привлекает не только тех, кто занимается рисованием, но и покупателей.



Рисование полноценных картин живыми материалами. На стоки мы часто рисуем конструктор из отдельных деталек, но потом когда хочется построить масштабную композицию начинается затык. В живых материалах же есть своя особенная прелесть ощутимого физического мира. Как приятно нарисовать картину и повесить ее на стену! Есть еще отличный способ сломать себя из привычного шаблона — сменить материал. Я вот до сих пор боюсь рисовать маслом, убеждая себя, что еще не доросла. Но я попробовала акрил и мне понравилось. Когда я начала рисовать пастелью у меня был шок, как это я вот так могу и насколько это сильно отличается от того, что я делаю на стоки.



Рисование на тему, которую вы не не знаете, но вам хотелось бы нарисовать что-то такое. Я например не разбираюсь во многих вещах. Но прекрасно отдаю себе отчет, что не буду рисовать одни только цветы и птиц — мне это неинтересно. Когда я могу нарисовать трактор, зачем зацикливаться на цветах и ветках? А вдруг получится? А вдруг я буду это делать в тысячи раз лучше, чем цветы. А сколько новой информации это принесет мне об устройстве трактора и других машин, которые устроены по аналогии с ним. Я не хочу запихивать себя в рамки «рисую что умею», всегда стоит хотя бы просто для себя попробовать что-то из категории «не умею это рисовать».



Начать (и главное закончить) какой-нибудь масштабный проект. Что-то действительно оригинальное и полезное. Только при этом постоянно держать людей в курсе того, чем вы занимаетесь. У меня есть много мыслей, относительно таких идей, но пока не хватает смелости и времени начать.

Вот такие нехитрые способы я использую для себя, либо планирую использовать в будущем. Все эти пункты как ступеньки на моем пути к чему-то большему, чем просто рисователь стоковых картинок (хотя я пороком это не считаю). Просто думаю, что всегда нужно стремиться к чему-то дальше и верить что все получится. В следующем посте я планирую немного рассказать про то, что я называю «духовным» развитием.

Интересно послушать ваши мысли и идеи на эту тему. Чувствуете ли вы, что хотите что-то еще и какие шаги предпринимаете, чтобы развиваться дальше. А может быть вам вообще ничего не хочется и вы в полной гармонии там, где находитесь сейчас? Давайте поговорим об этом.