Каллиграфия и леттеринг

+252.33
229 читателей, 20 постов

Курс современной готической каллиграфии

В продолжение предыдущего поста с историей готической каллиграфии, нашла хороший курс для тех, кто хочет освоить этот стиль. Видео небольшие, но информативные и интересные, есть краткий экскурс в историю, рассказывается об инструментах, особенностях и тонкостях. Под практическими видео есть ссылки на упражнения.


Читать дальше...

История готических шрифтов


Заинтересовавшись историей шрифтов я постоянно нахожу что-то полезное и интересное, чем и стараюсь поделиться. Сегодня речь пойдет о готических, очень узнаваемых, шрифтах (многие именно с них начинают обучение каллиграфии).

Интересно, что готический стиль написания берет свое начало из греческого алфавита. В 300 г. до н.э. Александр Великий (Македонский) устанавливает греческий язык в качестве единого на огромной территории. Следующая Великая Империя – Римская, переняла удобную греческую письменность, но основным средством общения у римлян стал латинский язык с его прямым антиквенным шрифтом (здесь впервые появились засечки на заглавных буквах (капителях) – serifs). Латынь была заимствована у этрусков, буквы которых, в свою очередь, основывались на греческом алфавите.

В 395 г. н. э. в конце правления императора Константина, Римскую Империю наводнили германские варвары, уже имевшие к тому времени свой рунический алфавит, который называют также футарком (futhark). Вот образец рунического алфавита готских (германских) тевтонов.



Благодаря распространению христианства в этот момент появляется необходимость в книгах и появляются тысячи монахов переписчиков, которые постепенно модифицировали написание шрифта и создавали новые стили.

Ниже приведен пример кельтского письма, называемого унциальным (scriptura uncialis), потому, что литеры записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции (24,5 мм). Кельты сделали римское написание букв мягче и выразительнее



Дальнейшее развитие унциального письма привело к появлению четырёх форм: ирландское письмо (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия). Между 900 и 1000 г.г. наиболее развитое меровингское письмо преобразовалось в каролингское, ставшее нормой для переписывания церковных книг. Это письмо характерно появлением маленьких (то, что мы теперь называем “строчными”) букв. К концу 1000 г. н. э. из каролингского развилось романское письмо (Romanesque), которое к 1200 г. приобрело уже почти готический вид. Он и теперь известен под именем Black Letter, или, чаще, — старо-английское письмо (Old English).


Ранний готический шрифт (протоготический) – был широко распространен в западной Европе и использовался со второй половины 11 века до середины 13 века, в период между концом каролингской эпохи и началом готической. Поэтому может рассматриваться как переход от каролингского минускула к текстуре, т.к. сочетает в себе элементы этих написаний.


Тексту́ра (от лат. textura — ткань, также textura quadrata, Blackletter, Old English) — основная разновидность готического письма. Словосочетание «готический шрифт», как правило, ассоциируется именно с этим вариантом. Появилась в начале 13 века. Своё название текстура получила за то, что покрывала страницу равномерно и на определённом расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминала текстуру ткани. Характерное отличие шрифтов данного типа — вытянутость букв. Шрифт представлял собой революционные изменения в каллиграфии – после столетий акцента на четкое распознавание письма, отдельные буквы были внезапно подчинены общему текстурному эффекту.

Textura Prescisus – развивался параллельно с textura quadrata.Появился предположительно на юге Англии и распространился во Франции. К шрифту относится выражение «vel sine pedibus» (лат. «без ног»), т.к. отличается плоским квадратным основанием основного штриха.


Bastard Secretary – чем более формальным становился манускриптный шрифт, тем больше была необходимость в более функциональных шрифтах в дополнение к ним. Поэтому изысканные текстурные шрифты дали начало шрифтам для менее престижного, повседневного письма. Несколько взаимодополняющих написаний развивались как на региональном, так и на национальном уровне, быстро превращаясь в полноценные шрифты. И классифицировались они как «гибридные» (bastarda), термин, обозначающий шрифты смешанного скорописного и текстурного происхождения.
Подобное явление, предположительно, взяло начало в конце 12 века, для оформления документов. Мне очень нравится этот шрифт сочетанием массивных штрихов и тонких изящных декоративных линий.


Batarde (Lettre Bourguignonne) – французский эквивалент английского Bastard Secretary. Был разработан в конце 13 века и использовался вплоть до середины 16, развился из скорописного в полноценный формальный шрифт. Достиг своей самой сложной формы в середине 15 века, в эпоху, когда популярность печатных книг все более возрастала среди широких слоев населения. В такой форме был уважаем в Бургундских придворных кругах, откуда и второе название.

Фракту́ра (нем. Fraktur — надлом, German letter) — поздняя разновидность готического письма, первые рукописные примеры датируются примерно 15 веком, печатная версия появилась веком позже. Являет собой смесь немецкой скорописи и текстуры. Ранние варианты появились как народные, общеупотребительные написания, и позже были взяты за основу для многих печатных шрифтов.

Швабахер, швабах (нем. Schwabacher) — разновидность готического письма, зародилась в 15 веке. Ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв. Этот шрифт доминировал в Германии с конца 15 до середины 16 века. После чего был заменён на фрактуру, но оставался популярным до 20 века. Похож на текстуру, но более округлую, простую версию.

Роту́нда (итал. rotonda — круглая) — итальянский вариант готического письма (полуготический шрифт), появившийся в XII веке. Отличается округлённостью и отсутствием надломов. Получил начало от каролингского минускула. Готическое влияние на написания восточной Европы между 10 и 13 веками получило сильнейшее сопротивление в Италии. Четкие формы классических написаний, использование каролингского минускула способствовали появлению шрифта, отличающегося от готического более круглыми, открытыми формами и короткими выносными элементами. Был распространен вплоть до 18 века, в том числе получил широкое распространение в Испании.

Ротунда явилась уже переходным шрифтом от готики к антикве. На севере Европы, особенно в Германии, шрифты “настоящей готики” постепенно переродились в более широкие и удобочитаемые литеры “поздней готики”.

Безмерный вклад в то, что готический шрифт до сих пор легко узнаваем и популярен, сделал Иоганн Гутенберг (Iogann Gutenberg). Прежний процесс переписи целой книги вручную был утомителен, трудоёмок, как следствие книги стоили баснословно дорого и были редки. Изобретение же Гутенберга – печатный станок и многократное использование отдельных свинцовых буквенных литер, позволило за 10 лет наводнить всю Европу печатными лавками и книжными ярмарками.

Каждая литера проектировалась Гутенбергом отдельно и гравировалась вручную в твёрдом металле. Эта основополагающая технология горячего металлического литья получила исключительное распространение, совершила переворот в системе коммуникаций Запада и применялась вплоть до 60-х годов XX-го века.

Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени. Разработал этот шрифт Петер Шеффер (Peter Shoeffer) под наблюдением Гуттенберга. Шрифт был точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков, лигатур, сокращений. Впервые шрифт Гуттенберга был использован для издания 42-х страничной Майнцкой Библии (Mainz Bible).


Признаться, пока я не интересовалась этим, мне казалось, что готическое письмо все одинаковое, а выяснилось, что столько разных интересных вариантов.

Если вы хотите попробовать скопировать образцы из поста, вам пригодится ручка Parallel Pen, маркеры с плоским пером или обычное плоское перо. В старину использовались специальным образом заточенные перья, но благо технологии позволяют сегодня упростить этот процесс. Если вы уже пробовали писать готические шрифты — делитесь впечатлениями и картинками.

«Живая типографика» Александры Корольковой бесплатно



Эта книга по-настоящему является must read для всех, кто занимается типографикой и шрифтами.
Сама Александра пишет в жж:
Мне время от времени приходят письма с просьбой подсказать, где взять книгу.
Я, к сожалению, этого не знаю: тираж распродан, издательство какое-то время назад закрылось. Поступали предложения о переиздании, но за те десять лет, которые прошли со времени первой публикации, кое-что в тексте устарело, да и вообще сейчас уже стоило бы писать по-другому.

Я пишу новую версию. Полнее, практичнее и, надеюсь, лучше старой. Но пишу медленно.
Поэтому пока что вот ссылка на pdf последней напечатанной версии (четвёртое издание): https://yadi.sk/i/oy19NzNjydZjR
Файл 14 мб, картинки несколько сжаты, но по идее читать можно, если сильно хочется :)

Качайте и читайте.

Видео по отрисовке векторных логотипов от Никиты Бауэра

Показываю отличные видео — обратите внимание как человек работает с направляющими, балансирует форму букв и умело добавляет детали. Под каждым видео на Ютубе подписано время работы — в среднем от 6 до 8 часов без ускорения.



Читать дальше...

Я бы в леттеринг пошел, кто ж меня научит?

О «любимках» в отечественном леттеринге — странички тех людей, которые профи. Ни в коем случае никакого ранжирования и мест, просто напишу всех, кого на данный момент знаю, кем любуюсь и у кого хочется поучиться ) И многие из них именно учат на курсах ) Я когда-нибудь пойду уже к кому-нибудь… )))
Делитесь своими )

Анна Рольская (Anna Rolskaya-Maia). (Порту, Португалия)
Есть ее дневничок на artlab.club


Читать дальше...

Рисуем на всем — леттеринг и Ian Barnard

Некоторые умеют делать буквы искусством. Иэн как раз из таких. Кто-то знает его по курсам на Skillshare, кто-то по шикарным работам Creative Market, но в любом случае человек интересный и показывает прекрасные работы. Вот несколько примеров рисования на разных предметах для изучения и вдохновения — признаюсь, скрипка меня просто покорила!



Читать дальше...

Разыскивается администратор


Всем привет!

Ищем администратора в прекрасное сообщество с большим количеством подписчиков (больше 120). Тема очень интересная, леттеринг, каллиграфия и все что связано с буквами и искусством их написания.

В обязанности администратора входит:
  • Драйвить сообщество, писать тематические посты, вдохновлять других и вообще никаких ограничений на вид активности нет — все, на что хватит вашей фантазии и что не выходит за рамки темы, здравого смысла и условий использования, разрешено.
  • Привлекать людей из соцсетей и любых источников, какие вы считаете нужными.

Всегда подскажем и поможем со всеми техническими деталями.
Администрируя сообщество вы прокачиваете его, свои навыки, умения, а еще получаете массу опыта и приятного общения с единомышленниками.

Если кто-то чувствует в себе силы и желание — пишите мне в личку.

Как нарисовать красивые буквы и не сойти с ума


Просматривая кучу всяких видео по каллиграфии и леттерингу решила собрать в одном месте несколько хороших мыслей, которые помогают добиться красивого результата. Как вообще что-то написать и довести это до приемлемого уровня?

  • Стоит начать с эскизов и черновиков, чтобы продумать композицию, стиль и «наработать руку». Скорее всего даже у мастеров первые буквы будут не такими ровными как хочется. Это нормальный процесс и спасает количество повторений, через которые приходит качество. К тому же с эскизами у вас не случится неприятных сюрпризов, что не влезло слово или пропущена буква или вообще все сползло.

  • Если хочется написать шрифт а-ля brush script, то и писать его лучше кистью. Каждый инструмент имеет свои особенности и как бы вы красиво не подражали, естественнее всегда будет смотреться то, что написано пером или кистью. К тому же во время рисования живыми материалами проще варьировать толщину и получать эффекты, типа потеков чернил или неровности линий.

  • В работе с леттерингом очень помогает калька — с ее помощью можно скомбинировать удачные слова, добавить к написанному интересные элементы.

  • Перед переводом в вектор слово или фразу лучше написать и просто обвести кривыми. Так буквы получатся естественнее и ровнее. Рисовать сразу в векторе довольно сложно.

  • Стоит собирать коллекцию понравившихся написаний и даже отдельных букв, «насматривать» элементы, чтобы потом рисовать из головы.

Если вы знаете какие-то еще секреты, которые могут помочь нарисовать красивую работу с буквами — делитесь в комментариях.

Рисование векторных логотипов леттерингом

Не так давно я отрисовывала один леттеринговый логотип в векторе и много всего посмотрела на эту тему. В какой-то момент времени, по моим наблюдениями, леттеринг стал безумно популярен и до сих пор бурно развивается, правда в основном за рубежом. На кириллице пишет не так много народу, по крайней мере действительно качественных и хороших видео я не нашла, если вы что-то видели — поделитесь. Вообще принципы отрисовки конечно одинаковые, но кириллица имеет свои уникальные буквы и соединения, которые можно было бы подсмотреть. В латинице все проще с этим. Вообще популярность леттеринга объяснима, ведь почерк каждого человека уникален и часто даже написанные в одинаковом стиле слова, все равно различаются.

В общем в процессе работы нашла видео от дизайнера из Манчестера Стивена Бредбери, где он хорошо показывает весь процесс отрисовки. Видео на английском, можно включить субтитры. Посталась выбрать разные стили леттеринга.

Кстати кажется, зачем рисовать сначала на бумаге фломастером, если можно сразу в векторе? Если у вас не поставлена рука, вы никогда не сможете сразу в векторе сымитировать написание тем же маркером и добиться гладких четких линий. Так что сначала бумага и живые материалы, потом уже вектор. Причем обратите внимание как много вариантов рисует автор, прежде, чем выбрать один.

А как вы отрисовываете леттеринг? Может быть у вас есть свои секреты и достижения? Давайте обсудим в комментариях.











Возьми морковку и порисуй

Наверняка каждый хоть раз думал: «Надо купить еще больше карандашей, перьев, ими удобно писать буквы». А некоторые вообще не думают о материале. Главное, чтобы было красиво и весело, и лучше вообще просто весело)

Попалось мне тут занимательное видео, думаю надо с этого дяденьки пример брать.


У дяденьки еще есть магазин на Креативмаркете сплошь с успешными продуктами и много красивых букв в запасе.