Oriental art

+111.30
11 читателей, 6 постов

О сообществе

Здесь мы собираем информацию о разных видах азиатской живописи и делимся своими работами и опытом. Если вы давно хотели узнать об особенностях гохуа, се-и, суйбокуга суми-е или попробовать любой из восточных стилей рисования — это сообщество для вас.

Где купить материалы, что почитать и с чего начать — попробуем во всем разобраться вместе.

Несколько учебных работ в стиле гунби и выводы о технике

Решила показать несколько своих попыток в стиль гунби или тщательная кисть, когда рисунок очень аккуратно прорисовывается контуром и раскрашивается. Мне нравится изящество работ, но не очень нравится разукрашивание — есть точная методика, которой надо следовать, чтобы ваш результат был техничным и красивым. Однако попробовать все-таки интересно.

Так как я учусь самостоятельно, то могу себе позволить немного отступать от канонов в попытках осовременить гунби и ошибаться на всех мыслимых и немыслимых этапах. Вы можете видеть, что некоторые работы мятые — это нормально и исправляется накаткой в дальнейшем.

Начать я решила с небольших работ, это чуть больше А5 формата, только тушь.





Отличное упражнение вообще на понимание стиля и работы кисти, хорошо отрабатывает размывки и тональные отношения.

Далее я увеличила формат, но стилистику постаралась оставить ту же — моим вдохновением для этой работы были татуировки якудза.



В галерее есть еще парочка крупных фрагментов (где видно все ляпы). Работать с непривычки на бумаге трудно, поскольку она тонкая и идет волнами. Очень поможет и ускорит работу высушивание феном, потому что сразу будет видно на сколько посветлела краска и стоит ли накладывать дополнительные слои. Это не совсем еще пока гунби, но принципы работы те же и к этому стилю я еще планирую вернуться.

Далее я попробовала уже более классическую работу, она есть в галерее.



С непривычки она отняла очень много времени, а ошибок по прежнему вагон. Гунби не терпит спешки. Нужно быть очень спокойным, собранным и внимательным, чтобы все линии были аккуратными и гладкими, а заливки ровно в пределах очерченных мест. Как видите мои контуры хромают и аккуратности пока не достает.

Следующая работа так и осталась недорисованной, потому что поплыла. Увы, такое случается от недостаточной пропитки бумаги или излишнего количества воды, в галерее вы можете видеть как выглядят неудачные места. Чтобы такого избежать, есть специальный раствор для дополнительной пропитки бумаги, учту этот момент на будущее.



Так же я попробовала соединить гунби и сеи, это интересное направление для меня, потому что на контрасте стили выглядят очень интересно. Эта работа рисовалась не на специальной бумаге для гунби, а на обычной шуань, что потребовало некоторых навыков.



Какие уроки я для себя вынесла:
— не стоит думать о времени, такое рисование как медитация, просто сворачиваете и разворачиваете коврик с картинкой в свободный момент и вперед;
— контуры стоит тренировать отдельно, китайской кисточкой, держа ее вертикально;
— не использовать карандаш для контуров на самой бумаге, все рисовать на кальке и переводить на чистовик тушью;
— большой формат хорошо, но сложно в плане гладкости заливок и аккуратности контуров;
— иногда стоит пропитать бумагу квасцами дополнительно;
— кисти имеют значение, лучше всего подходят мягкие и упругие среднего и мелкого размера;
— подставка для кистей отлично бережет нервы и убережет работу от шлепания грязной кистью в самый ответственный момент;
— идеально иметь две емкости с водой — одна для споласкивания кисти, другая для чистых размывок, как и две кисти, китайцы забавно перекидывают их между пальцами в процессе работы.

А что вы думаете про гунби? Пробовали? Интересно? С чего начинали, что получалось, а что нет?

Что такое гунби и с чего начать?


Несмотря на то, что информации по гунби в интернете кажется на первый взгляд много, почти вся она в основном направлена на то, что прочитав чуть-чуть вы отправитесь на курс. Очень мало действительно дельных и полезных советов для тех, кто умеет держать в руках кисть и не хочет или не может сразу идти на какой-то курс. В этом посте я собрала свой опыт и структурировала знания о гунби, добытые из интернета. В данный момент я осваиваю гунби самостоятельно и очень внимательно подхожу к этому процессу.

Гунби — вид китайского народного искусства, называемого «гохуа». Переводится гунби как «тщательная кисть» или «прилежная кисть» и берет свое начало аж в императорские времена. Это искусство тонкой детальной прорисовки на натуральном шелке было призвано украшать дворцы и аксессуары знатных дам (в стиле гунби часто расписывали веера). Стиль китайской живописи гунби зародился около 2000 лет назад, в династию Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), когда политическая стабильность Хань и её процветание благоприятствовали развитию и популяризации искусства. Пика своего развития техника гунби достигла в эпохи Тан и Сун (с VII по XIII века), когда эти утонченные картины были одобрены императорскими семьями и начали коллекционироваться в дворцовых покоях. Доступны они были только очень богатым людям как предмет коллекционирования и восхищения.



Сегодня рисовать в стиле гунби может попробовать любой человек, даже рисующий не очень хорошо. Основу работы составляет контурный рисунок, расписывающийся потом с помощью знакомых акварелистам отмывок минеральными красками. Краски позволяют наносить достаточно много слоев придавая работе воздушность и сказочную дымку. Готовая работа выглядит немного декоративно, но не теряет от этого своего очарования.

Основные сюжеты гунби — это конечно цветы, но в этой технике можно рисовать и портреты, и птиц, и животных, и рыб. Особенно красиво получаются пушистые звери.


Итак, посмотрев работы вам тоже захотелось попробовать. Что нужно для начала?
Сперва стоит найти контур для своей будущей работы. Гугл в помощь, самое идеальное для новичков найти так называемые постадийки, где показаны этапы работы. Для самой первой работы лучше выбрать рисунок с небольшим количеством деталей и крупными элементами, отлично подходят лотосы или пион. Скорее всего вам захочется рисовать птиц и зверей, но начать удобнее всего с цветов. В китайской живописи копирование — основной метод обучения. Так что найдите самую понятную вам работу и попробуйте тщательно повторить.

Можно посмотреть контуры и постадийки например здесь. В магазинах продаются готовые контуры и можно их даже купить, но в интернете точно говорю постадиек и контуров полно. Постепенно, освоив способ изображения линий можно попробовать рисовать себе контуры самостоятельно, пользуясь натурой, но для новичков можно пользоваться контурами мастеров.

Несколько хитростей, которые позволят проще начать и легче добиться успеха.

sparkles Поищите на ютубе видео, желательно на китайском как вообще это делается, потому что техника работы немного отличается от привычной нам акварели например. Зайдите на канал ниже, там есть еще несколько видео с процессом.



sparkles Потренируйтесь делать контуры и отмывки. Контуры в китайских картинах специфичные, у них 18 видов линий, связанных с тематикой изображения и особенностями кистей. Китайские кисти держат вертикально и за кончик, а не как мы привыкли держать карандаш. Благодаря этому линия получается живой и гибкой. В контурах используют оттенок туши, а не прямо черную тушь — ей принято писать иероглифы. Лучше всего тренироваться на кальке, подложив под нее распечатанные контуры — кисть будет скользить и двигаться более свободно. Подходит совсем тоненькая синтетическая упругая кисточка типа 2-3. Отмывки можно потренироваться делать на акварельной бумаге, смысл в том, что она должна быть плавной, без затеков воды. Китайские краски ведут себя несколько иначе и размывать их крупными китайскими кистями с большим количеством воды поначалу довольно сложно.



sparkles При обводке важно понимать разницу в толщине для цветов и листьев например. Контуры животных не рисуются целиком, а только намечаются примерными массами, особенно в плане перьев и меха.


sparkles Белый цвет объектов в рисунке обычно закрашен белой краской. Также белая или цветная подложка делается под основной цвет пионов и лотосов — просто закрашивается вся форма цветка целиком.

sparkles Для удобной работы нужно две кисти — одна для краски, другая для воды. Китайские умельцы могут перекидывать их одним движением, но можно и просто держать в другой руке, меняя по мере надобности. Так же очень удобно работать с двумя емкостями с водой — одна всегда чистая только для размытия, другая для промывания кистей.



sparkles Не бойтесь закрашивать контуры — наоборот они органично впишутся в рисунок и не будут сильно вылезать.

sparkles Гунби не терпит спешки, лучше все делать плавно, постепенно и аккуратно.

sparkles Обратите внимание на границу в 0,5-1 милимметр, которую оставляют на основных жилках листов, она не обозначена на постадийках, но оставлять ее надо.


sparkles Не пугайтесь, что бумага идет волнами от влаги — это ее характерная особенность. Ускорить работу очень помогает высушивание феном. Аккуратно потрогайте бумагу, иногда кажется, что она сухая, но при прикосновении чувствуется, что влажная.

sparkles Иногда на бумаге остаются необработанные мелкие участки и рисунок немного плывет. Есть специальный раствор, которым можно пройтись по проблемным местам или вообще по всей бумаге, чтобы она меньше впитывала.

sparkles Мелкие черные детали, типа усиков жуков, тычинок и остального лучше рисовать не тушью, а черной краской — так вы будете уверены, что рисунок не поплывет при накатке.

sparkles Можно рисовать на готовой круглой форме или форме с паспарту — так работа выглядит аккуратнее и ее проще оформлять, но на нее немного сложнее перенести рисунок, потому что формы обычно непрозрачные. Легче всего в таком случае передавить аккуратно рисунок.

sparkles При высыхании краски светлеют, поэтому приходится накладывать дополнительные утемняющие слои. Можно осветлять с помощью белой краски края лепестков или проводить светлые жилки.

sparkles В процессе работы бумага может мяться, но в процессе накатки работа выровняется. Что такое накатка и как она делается я расскажу отдельно.

Про то, какие материалы нужны прежде всего и где их купить я расскажу в следующем посте.
Надеюсь этот пост поможет вам начать рисовать красивые картины и окажется полезным.

heart

Как я рисовать китайскую живопись на рисовой бумаге пробовала

Китайская и вообще традиционная азиатская живопись будоражит мое воображение уже несколько лет. Я несколько раз пробовала что-то изобразить в подобном стиле на акварельной бумаге и все было конечно не то и не так.

И вот наконец-то я накупила рисовой бумаги и впала в ажиотаж. Все работы ниже нарисованы за пару дней и несколько часов в общей сложности. Это первый мой опыт рисования тушью на рисовой бумаге и знаете, это ни на что не похоже! Во-первых вся бумага разная, какая-то просто вся плывет, какая-то держит много заливок и четкие контуры. Во-вторых несмотря на кажущуюся простоту это очень непросто. Я пока упражняюсь в стиле се-и, так называемой живописи идеи и там огрооооомное пространство для техники. Каждый штрих, каждое движение меняется в зависимости от наклона кисти, количества воды, туши, да даже просто настроения! Но научиться несколькими штрихами выражать целую кучу всего так хочется… Вот и копирую я пока работы из сети, принося каждый раз в них что-то свое. Никаких школ, курсов, лекций гуру не кончала, все, что вижу, то и рисую. Квадратные работы около 30 см, пейзаж примерно 30*40, остальное указано ниже.

Начала с одного из четырех благородных, с бамбука. Рисую я пока в основном на бумаге Белое золото с маленькими золотистыми хлопьями. Выглядит очень необычно.



Потом попробовала цыплят в лотосах. Видно, что бумага мятая, такая пришла, но это не страшно. Так как бумага очень тонкая (смотрите второе фото), для оформления она требует накатки, то есть приклеивания на специальную пленку. В процессе накатки она разглаживается и выпрямляется. Ну и еще это хорошее упражнение на внутренний дзен — даже мятость бумаги не собьет меня с истинного пути! joy





Потом пошел пейзаж. Это уже другая марка бумаги, Хуаняо, и боги, какие на ней получаются заплывы!



Дальше я решила попробовать освоить и гунби тоже, но тут работа встала, потому что минеральные краски мне еще не пришли, а gambi то ли не подходят, то ли как-то неправильно я их использую. Плюс я размахнулась с размером, короче лучше рисовать картинки поменьше.
Бумага опять мятая weary



Но я не сдаюсь и дальше пошли рыбки, это совсем маленькая работа, меньше А4.



И панда.



Ну и пока финал и самая большая работа — около 30*60 — птички в лотосах. На фото видно основную рабочую лошадку — козью кисть medium из Jacksons. Вообще в таком рисовании лучше все брать сразу размером побольше — и коврик, и бумагу, и кисти.



Могу сказать, что такое рисование довольно недешевое — бумагу найти сложно, продается она листами и стоит дорого, но если интересно, могу поделиться зарубежными классными магазинами. Нужно на первых порах хотя бы пара кистей (большая и маленькая), тушь, бумага, войлочный коврик и тарелочка для палитры. Бумага подходит шуань, полушень-полушу, если вы не планируете гунби — там нужна особая бумага.

Я рисую пока для себя и ради свободы души. Отлично работает thumbsup

Про то, как я рисовать гунби пробовала

Насмотревшись на рисунки Elfhame , я поняла, что если не попробую так же, то жизнь моя прожита зря. Поэтому прежде всего я с головой нырнула в китайское рисование.

Оказалось, что в традиционной живописи Китая гохуа (означает «национальная» или «отечественная живопись» выделяют стиль се-и — «выражение идеи» или «живопись идеи» и стиль гунби — или «тщательная кисть»
Понятие гунби имеет много значений. В частности, гун означает «тщательное» или «изящное», би — «писать» или инструмент письма. Поэтому гунби — «тщательное писание» или «тщательная кисть». При написании картин использовались специальные минеральные краски (тушь), и техника работы с множеством слоев, которые придавали картине насыщенность и аристократичность. В стиле гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати, он также считался придворным стилем. Выглядит это примерно так



Кстати я тут попутно выяснила, что Екатерина как раз себе краски для гунби купила минеральные и про них рассказывала) У них есть прозрачные и кроющие цвета для финишных заливок.

К стилю гунби также примыкают или входят в него стили баймяо — «написание линий», характеризующийся тем, что с помощью черной туши тщательно вырисовываются только контуры изображений, и могу — при написании картин в этом стиле используется техники гунби, но без прорисовки контура.

Стиль сеи (буквально се — «писать», и — «значение» или «идея») означает «передача идеи» — свободная манера письма «грубой» кистью. Разновидностью стиля сеи является стиль шуймо (буквально шуй — «вода» и мо — «тушь»). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях обычно семи тонов — от черного до белого. В этом стиле нет четких линий, здесь важнее передача настроения и чувств (прям как раз для хаотичной меня!). Несмотря на то, что кажется рисовать такие картины очень легко, они требуют большого мастерства.



У китайских художников несколько специализаций в рисовании — цветы и птицы, анималистический жанр, горы-воды, портреты людей. Говорят, они выбирают что-то одно и специализируются в этом жанре всю жизнь — например рисуют только лотосы и карпов в стиле гунби. И все. Основная цель — достичь совершенства в изображении. Я сразу с ужасом подумала, что точно бы так не смогла. Нет во мне этой смиренности и терпения, эх.

В общем я отвлеклась. Гунби так гунби. Нашла себе контур, решила рисовать зимородка — все-таки красивая птичка. Потом думаю зимородку как-то одиноко, добавила листья лотосов. Потом я решила взять тонированную бумагу и рисовать акрилом — минеральных красок и рисовой бумаги у меня пока не водится. И понеслаааась. Сначала я сделала полупрозрачные акриловые заливки, и это была хм, не очень хорошая идея, потому что бумага темная и рисунок получался темным. Ну тут я уже подумала, что терять нечего и начала класть плотные мазки. Потом белой ручкой добавила светлых цветов и несколько акцентов цветными карандашами. Иероглиф в углу означает «гармония духа». В итоге получилось вообще не гунби, но мне нравится результат, хотя и темноват. Хотелось бы конечно больше аутентичности и минеральных красок побольше мне, так что будем продолжать копать, как говорится.

Китайская живопись

Выходные в плане погоды выдались довольно мерзкие — у нас то выглядывало солнце, то шел снег. Надо было занять себя чем то интересным и я решила попробовать то, что давно уже собиралась сделать — порисовать в технике китайской живописи Гохуа.
Своеобразность китайской живописи обладает любопытными особенностями. Хорошая картина содержит в себе определенный намек и недосказанность, каждый изображаемый предмет имеет свою символику. Важно не просто механически изобразить окружающий мир, а проникнуть в суть вещей, наполнить объекты природы чувством, эмоциями и движением. Такое рисование прекрасно раскрепощает кисть руки и дает возможность чувствовать материалы. Я сразу скажу, что мне достаточно было пары книг самоучителей в духе «Китайская живопись за полчаса» Точь в точь как в книге изобразить у меня не получилось да я и не стремилась. Теперь все это сижу обрабатываю, чтобы на стоки залить — в ближайшее время пополнится шаттер и креативмаркет китайскими рисуночками) Рисовала на обычной акварельной бумаге белые ночи 200 гр обычной питерской акварелью цвета «серая пейна», в конце меня понесло и я рисовала уже просто всеми цветами. В следующий раз попробую тушью, но акварель красиво получилась, мне понравилась. Долго не могла найти подходящих кистей — надо достаточно широкую и чтобы держала при этом острый кончик. Мне еще понадобилась тоненькая, а в идеале все вообще одной кистью рисуется.
Потом уже выяснила, что такой стиль рисунка называется «Се-и» (写意 — xiěyì) или «живопись идеи» — отличается свободными движениями, спонтанностью, картина пишется в один заход. Такой стиль родственен каллиграфии. Уделяется особое внимание равновесию между черным и белым, между пустым и заполненным. В этой живописной манере многое зависит от личности художника.
Основные жанры Гохуа: «цветы и птицы» (花鸟 — huāniǎo) и «горы и воды» (山水 — shānshuǐ).
Птиц и цветы попробовала, до гор и вод пока не дошла. Продолжать однозначно буду, очень затягивает такой стиль, дает свободу и легкость мазков и движений.