Школа рисования

+95.22
120 читателей, 22 поста

Как подобрать материалы для штриховки

В предыдущих постах здесь и здесь мы говорили о технике штриховки, но чтобы создать красивый рисунок, нужно знать несколько особенностей, касающихся карандашей, бумаги и остальных материалов.

Сначала разберемся с карандашами.

Идеально иметь набор с карандашами разной жесткости и менять их в процессе работы, но если у вас уже есть опыт штриховки можно пользоваться мягким карандашом достаточно высокой маркировки (6М, 8М), варьируя силу нажатия. Правда это не очень хороший вариант, в этом случае достаточно легко сделать рисунок грязным, поэтому сначала нужно «набить руку».

Маркировка карандашей отличается в зависимости от страны производства. В России приняты такие обозначения:
  • Т — твердый
  • ТМ — твердо-мягкий
  • М — мягкий
Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):
  • В — мягкий, от blackness (чернота);
  • H — твёрдый, от hardness (твёрдость);
  • F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость)
  • HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота);
Цифра рядом с буквой означает степень твердости или мягкости, чем она выше, чем тверже/мягче карандаш. Полный ассортимент карандашей начинается от 9Т и заканчивается 9М.


В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:
  • #1 — соответствует B — мягкий;
  • #2 — соответствует HB — твердо-мягкий;
  • #2½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым;
  • #3 — соответствует H — твердый;
  • #4 — соответствует 2H — очень твердый.
Теперь пару слов о бумаге. Идеальная бумага для штриховки — плотная, с небольшой текстурой, но в целом довольно гладкая. Акварельная бумага слишком текстурная и на ней сложно делать плавные переходы, офисная тоже не очень подходит, потому что от большого количества штрихов может пойти волнами. На мелованную бумагу карандаш просто не ложится.
Отличная бумага у Canson, из российских производителей я очень люблю альбомы для черчения от Hatber.

В работе может пригодиться еще калька, как для переноса рисунка, так и для подкладывания под руку, чтобы не смазать рисунок. Калька бывает разных видов, я обычно беру гладкую с обоих сторон, чтобы она не набирала шероховатой поверхностью пигмент.

Для исправления рисунка понадобится ластик, сейчас их огромное количество. Мне нравятся мягкие ластики от Milan, но они не всегда полностью удаляют пигмент. Чем мягче карандаш для рисования, тем тверже должен быть ластик. Мне очень нравится вот такой виниловый ластик от Stabilo.

Есть еще мягкие ластики-клячки, они прекрасно подходят, когда нужно слегка осветлить часть рисунка или добавить светлых штрихов. Бывают разных видов, самые прекрасные от Cretacolor и Faber Castell

Чтобы добиться плавного перехода тона и красивого рисунка, стоит помнить несколько вещей:
  • Начинать штриховать нужно твердым карандашом с самых светлых мест, постепенно затемняя рисунок.
  • Штрихи нужно класть по форме предмета, так рисунок выглядит более естественным.
  • Чтобы четче увидеть разницу между светом и тенью, нужно немного прищуриться.
  • Для быстрой заточки кончика карандаша удобно использовать наждачную бумагу.
  • Не смешивайте штриховку с растушевкой, так очень легко сделать рисунок грязным.
  • Чем больше слоев тем ровнее штриховка. На самых светлых местах используйте самый твердый карандаш.

Что нужно знать, чтобы хорошо рисовать?


Почти все начинающие иллюстраторы и художники, особенно те, что учится самостоятельно, сталкиваются с огромной кучей всего, что нужно уметь. Информации очень много, она часто друг другу противоречит и хочется изучить все и сразу. Поэтому я решила в одном месте собрать список тех знаний, которые стоит изучить в рисовании со своими коротенькими комментариями. Большинство из этих пунктов предполагает исследования и поиск чего-то индивидуального, подходящего именно вам, как автору. Прелесть в том, что все эти пункты не зависят от техники в которой вы планируете рисовать и пригодятся как цифровым художникам, так и тем, что рисует традиционными материалами.

1. Пропорции
Это соотношение размеров всех объектов на рисунке.
Зная правильные пропорции и соотношения легко экспериментировать с их изменениями в поисках своего стиля или своих особых фишек. Часто пропорции в рисунке изменяют осознанно, чтобы показать например близость персонажа на переднем плане или сложную позу, но без знания классики делать это сложно.
Понять пропорции хорошо помогает скетчинг на улице, где много разных объектов разного размера (высокие дома и идущие люди например). Да и дома можно найти объекты для тренировки.

2. Перспектива
Это искусство передавать трехмерное пространство на плоской поверхности.
Главное, что стоит изучить, это сетка перспективы, как простые формы (кубики, шары и т. п.) ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции. Чтобы понять перспективу, можно взять просто предмет, например коробку и попробовать изобразить ее с разных ракурсов, при этом обращать внимание как ведут себя грани, углы и куда они сходятся. Позже можно переходить к более сложным упражнениям, например рисуя предмет с одного ракурса, дорисовывать как он выглядит еще с нескольких ракурсов, мысленно поворачивая его в голове.

3. Анатомия
Вообще это изучение структуры и речь не только о человеческой анатомии, но и о животных, растениях, технике и так далее.
Каждый объект раскладывается на простые формы и изучается их соединение и механизм работы. По анатомии человека и животных написано много книг. Мне оптимальными кажутся книги Баммеса и Сары Симблет. Сюда же стоит добавить изучение поз. Чтобы схватывать движения на лету, ежедневно стоит делать быстрые наброски на несколько минут с фиксацией направления движения и расположения частей объекта.

4. Освещение
Понимание расположения света и тени, помогает создать иллюзию освещения, отобразить правильные тени, «поставив» объект на поверхность, достичь объема и передать настроение.
Начинать стоит с черно-белой карандашной практики, постепенно переходя к цвету. Сосредоточиться надо на отбрасывании теней, влиянии материалов поверхности, отражении света, характеристиках света (преломление, рассеивающие материалы и т. д.).

5. Композиция
Это расположение элементов рисунка.
Благодаря интересной композиции можно передавать чувства и эмоции с помощью рисунка.
Есть определенный набор ракурсов, по разному влияющий на зрителя. Мне помогает схематичный скетчинг удачных композиций из инстаграмма. Много полезного материала можно найти в комиксах — там композиция играет очень важную роль.

6. Цвета
Работа с цветом — это искусство выбора правильных оттенков (средние тона, тени, свет).
Цвет может добавить движения, настроения и эмоций вашей работе.
Базовые знания обычно составляют цветовые системы (монохроматические, комплементарные и т. п.), цветовой круг, особенности влияния цветов на настроение, стереотипы.

7. Линии
Линия может быть как вспомогательной, так и ведущей в рисунке, она может облегчить чтение работы, разделить объекты и фон, усилить эффект глубины.
Здесь стоит экспериментировать с материалами и техникой линий — толстые, рваные, с изменяющейся толщиной и так далее. Линии могут быть и монохромными и цветными.

8. Идея
Процесс разработки концептов и ассоциаций.
Главное здесь — знать как работают вещи, как создавать новое, ассоциации идей, веселые ситуации, творческий процесс. Есть еще важный момент — читаемость идеи. В большинстве ситуаций она должна быть понятна большинству без объяснений. Если идею приходится объяснять, над ней стоит еще поработать.

9. И наконец стиль
Это то, что отличает наши работы друг от друга. Не так давно публиковалась хорошая статья по поиску своего стиля, поэтому не буду много писать. Но вообще стиль — сложное понятие, соединяющее в себе собственный вкус, культуру и жизненный опыт каждого отдельного человека.

Надеюсь этот список необходимых знаний поможет новичкам) Если я что-то забыла или вы знаете крутые упражнения по какому то из пунктов — поделитесь в комментариях своими соображениями.

Упражнения для отработки штриховки

Этот пост является продолжением темы про штриховку, которая уже освещалась тут. Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку — не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений — на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.
Качество штриха

Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро — мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

  • Рисуем на листе тонкие вертикальные линии, стараясь соблюдать между ними одинаковое расстояние. Лист бумаги лучше повернуть вертикально. На этом же листе пробуем так же отрабатывать горизонтальные и диагональные линии в разных направлениях. Старайтесь не уводить линии за край листа, а останавливать руку в произвольном месте. Скорее всего первые линии получатся у вас кривыми и неровными — не расстраивайтесь, это нормально, рука должна привыкнуть к карандашу и наработаться нужная моторика. Повторяя это простое упражнение очень скоро вы увидите результаты своей работы. Я смухлевала, надо весь лист закрасить, но суть думаю ясна.
  • Делим лист бумаги на четыре части и отрабатываем в каждом углу отдельно вертикальную, горизонтальную и диагональную штриховку, равномерно заполняя штрихами все пространство.
  • Рисуем квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, от одного угла до другого, штрихи могут выходить за границы угла, пока линии не образуют ровный квадрат. Вписываем в квадрат круг. Движение лучше делать широким, от локтя, а не от кисти, так будет проще сделать ровную линию, стороны круга, должны касаться сторон квадрата. Не пытайтесь сразу нарисовать ровный круг, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Далее штрихуем круг диагональными линиями справа налево и слева направо. У меня заштрихован дважды и квадрат явно маловат)
  • Рисуем ряд одинаковых фигур небольшого размера от 3 до 5 см, стараясь сделать их одинаковыми по размеру и расстоянию между фигурами. Начать лучше с квадратов, добавить прямоугольник, круги, треугольники и все что вам захочется.
Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона

Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.

  • Попробуйте сделать тоновую шкалу — это поможет понять вам возможности своих карандашей и правильно использовать их в работе. Рисуем длинный горизонтальный прямоугольник и делим его на 10 одинаковых вертикальных прямоугольника. Каждая последующая клетка должна быть заштрихована темнее предыдущей. Можно использовать несколько карандашей, а можно делать такую растяжку для одного карандаша. Если у вас большой набор, не стоит брать для каждой клетки новый карандаш, выберите три-четыре основных. Чтобы понять к чему нужно прийти, можно взять самый мягкий карандаш и заштриховать им последнюю клетку, постепенно наполняя тоном остальные. Отличия тона легче увидеть, если слегка прищуриться, шкала должна быть плавным градиентом. Двигаться стоит от светлого к темному. Самая первая клеточка тоже должна быть заштрихована. Размазывать пальцем карандаш нельзя. Старайтесь накладывать штрихи равномерно, без дырок и изменения нажима.
  • Рисуем три длинных горизонтальных прямоугольника и штрихуем, постепенно изменяя нажим. В начале полосы нажим на карандаш должен быть слабым, а к концу полосы, нажим должен плавно усиливаться. Второй прямоугольник от светлого к темному и снова к светлому и последний от темного к светлому. Следите за качеством и равномерностью штрихов, не растирайте карандаш.
  • Штрихуем тоновые пятна. Каждый следующий слой должен отличаться от предыдущего по направлению штрихов. Для того, чтобы тональное пятно имело красивую зернистую фактуру, как на работах старых мастеров, необходимо накладывать слои под небольшим углом. В идеале два пересекающихся слоя должны создавать множество узких ромбиков. Если угол слишком велик – ромбы, скорее, похожи на квадраты, если угол слишком мал – вместо ромбов получаются полосы различного тона. Сначала прокладывают первый штриховой слой в удобном для руки направлении – как правило, оно лежит в диапазоне между 30° и 60°. Затем изменяют направление штриха и накладывают второй слой, затем, изменив направление на такой же угол, прокладывают третий слой. Изменив направление штриха два раза, в четвертом штриховом слое возвращаются к первоначальному направлению штриха. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон. Старайтесь соблюдать качество штрихов. Штрих может менять нажим, становясь более темным в середине и позволяя делать границы пятна более мягкими. В идеале должно получится что-то такое.

После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

Sensu Brush — кисть и стилус

После обсуждения вот здесь решила рассказать немного про свою кисточку Sensu Brush.
Что это вообще такое?
Это складывающаяся кисть с щетинками высокой проводимости. На другом кончике у нее стилус, который ничем особо не примечателен, хотя он мягкий, реагирует на силу нажатия и позволяет проводить линии разной толщины. Кисть закрывается металлическим колпачком. Она тяжеленькая и удобно лежит в руке, размером с карандаш, 11,5 см. В ней нет никаких батареек и проводов, она совместима с любым девайсом, имеющим сенсорный экран, от телефона до ноутбука практически любого производителя. Единственное пишут кисть не совместима с вакомом и синтиками.



Есть еще модификация без стилуса, называется Sensu Solo — обычная кисть с такими же токопроводящими щетинками.

Читать дальше...

Рисование гуашью

Гуашь — отличный материал для начинающих. Она дает возможность работать прозрачными заливками или непрозрачными мазками, хорошо сочетается с акварелью, пастелью, цветными карандашами, недорого стоит и продается во множестве мест. Я собрала небольшую подборку видео с работами разных художников, где можно посмотреть технику работы гуашью.













Сравнение акварели и гуаши


Несколько тонкостей:
  • Рисуйте на тонированной фактурной бумаге (под пастель например) — в этом случае можно экспериментировать с оставлением незакрашенных участков бумаги.
  • При высыхании гуашь очень светлеет, это стоит учитывать при работе. Плюс гуашь сильно выцветает на свету.
  • При сильном разбавлении водой могут появиться не очень красивые потеки — либо размывать до полупрозрачности, либо наносить непрозрачным слоем желательно за одну заливку, краской одной и то же густоты.
  • Сочетать можно почти с чем угодно — белой «дизайнерской» гуашью часто проставляют блики на акварели или корректируют работу. За счет бархатистой поверхности отлично подойдет под карандаши и даже под пастель в некоторых случаях. Видела сочетание с копиками (гуашь в качестве фона).
  • Если класть гуашь слишком толстым слоем, после высыхания она может потрескаться и отвалиться.
  • Если рисовать гуашью в развороте скетчбука, она может пачкать соседние страницы.

Упражнения для освоения плашета

Люди, покупая свой первый планшет, часто сталкиваются с проблемой неровных линий и сложностями привыкания к тому, что рисуешь в одном месте, а результат видишь в другом.
Специально для начинающих есть несколько упражнений, которые помогут сделать ваше линии плавнее, естественнее и ровнее. Годится кстати не только для рисования на планшете, но и вообще для рисования в целом. На эту тему подробно уже есть отличный пост.





Антикризисный пост. Что купить в обычном канцелярском магазине

Меня очень привлекает идея поиска качественных товаров в самых обычных канцелярских магазинах. Конечно я не имею ничего против профессиональных товаров за много денег, но во-первых их не всегда можно достать, а во-вторых стоимость их, мягко говоря, обычно высока. Поэтому для людей, живущих не в столицах и только начинающих рисовать, или не желающих разориться на рисовательных принадлежностях и пишу этот пост. В нем собраны все более менее удачные находки из самых обычных канцтоваров, которые наверняка можно найти в большинстве городов. Если вам что-то попадалось, но этого нет в посте — пишите, обязательно добавим.

Простые чернографитные карандаши. Лучше всего выбирать желтые Koh-i-noor, они обычно бывают везде и сделаны довольно качественно. Бывают как поодиночке, так и наборами. У них хорошая древесина — не скалывается при затачивании и грифель без камушков.


Можно еще обратить внимание на марку Stabilo — лично я их очень люблю за трехграные карандаши, они мягкие, яркие и удобные.

Вот такой толстенький простой карандаш для левшей, для меня правши очень даже хорош.

Ластики — знаменитый со слоном у меня после довольно недолгого лежания высыхает, зато альтернатива в виде Milan очень радует. Это мягкие ластики, почти не травмирующие бумагу, хорошо стирают, правда специфически пахнут. Еще их легко разломить и протереть острым кончиком тонкие линии. Бывают всяких форм цветов и размеров, пробовала разные — все хорошие.

Относительно точилок — у меня есть вот такая Faber Castell — мне нравится, подходит для двух толщин карандашей, удобно складывается и тоже катается со мной в путешествия, точит даже спустя уже много лет.


Акварельные карандаши Koh-i-noor Mondeluz мои вечные спутники, очень их люблю, отлично размываются, красивые яркие цвета, относительно недорогие, в общем рекомендую. Я постоянно таскаю их с собой по поездкам, так что они пережили огонь воду и медные трубы. Можно выбрать наборчик с тем количеством, которое вам понравится.


Разноцветный карандаш Magic от все того же Koh-i-noor. Очень красивые, необычные карандаши, при определенных умениях даже простые рисунки ими могут быть очень красивыми. Еще они забавные и мягкие.


Альбомы для черчения Hatber — идеальные компаньоны для тех, кто рисует линерами. У них плотная гладкая бумага, сами альбомы бывают разных размеров до А3, есть удобная перфорация, для того, чтобы вырвать лист. Сами они на пружине, так что легко отсканировать нужный лист.


Цветная бумага для принтера — гораздо плотнее обычной, есть приятные цвета, на ней хорошо рисовать, когда обычная надоела)


Белая гелевая ручка. В какой-то момент стала экзотикой, но раньше попадалась часто. Может быть самой простой, значения не имеет — все белые пасты рисуют одинаково белым. Удобно ставить белые блики на акварели, поправлять мелкие ошибки и рисовать на цветной бумаге.


Калька. Незаменимая для меня штука, бывает с шершавой и гладкой поверхностью, продается листами и рулонами. Может быть плотнее или тоньше, в любом случае пригождается для черновых работ, оборачивания пастелей, рекомендую в общем. У меня вообще вот такая)


Маркеры для CD — люблю их за тоненькие кончики и насыщенный черный цвет. Еще из маркеров люблю Edding — всегда очень качественно, если разные кончики и цвета, можно найти почти везде.


Зажимы для бумаг или биндеры — у меня они по всему дому, закрепляю все. Находятся везде, даже в супермаркетах.

Гуашь — я предпочитаю то, чем рисовала в художке, а именно гуашь от ЗХК Мастер-Класс. У нее есть неприятная особенность иногда плесневеть со временем, но тем не менее я считаю ее одной из лучших. Она почти всегда густая по консистенции и не превращается в камень со временем. Еще у нее более менее вменяемая палитра и большие достаточно банки (с жутко неудобными крышками)


Тушь от Гаммы — говорили про нее уже много раз, лучше оставить на 2-3 дня открытой, чтобы подвыветрилась и стала более концентрированной. Бывает еще синего цвета, довольно красивая, а также зеленая, желтая и красная.

Я не стала писать про акварельную и пастельную бумагу — это будет как-нибудь отдельный пост. К сожалению я почти не нахожу приличных скетчбуков и альбомов, везде очень неприятная некачественная бумага. Если вам что-то попадалось — расскажите.

Как выбрать мольберт

Для интересующихся расскажу немного из своего опыта, как вообще выбрать мольберт.

Выбирать надо исходя из того, сколько у вас места, что и чем вы рисуете и какой у вас рост. Если места немного — альтернатива настольные мольберты, либо легкие (или не очень) раскладные этюдники с телескопическими ножками. Минус последних в том, что они как правило неустойчивы, у вас все будет шататься и все материалы придется либо держать в руках, либо стоять рядом с какой-то поверхностью, куда все это можно положить. Настольные мольберты могут занимать много места, особенно, если вам хочется рисовать что-то большое. У меня маленький стол и я не люблю, когда мольберт шатается. Следовательно для меня этот вариант отпал.

Дальше идут мольберты-хлопушки. Выглядят примерно вот так

Этот двухсторонний, обычно фанера с одной стороны. Мы рисовали на таких в художке, это скорее детский вариант. Бывает для работы стоя, но чаще встречается сидячий вариант.

Читать дальше...

Рисование тушью — часть 2 про инструменты

Тушь хороша тем, что ей можно рисовать по-моему абсолютно любыми инструментами. Я расскажу про то, что пробовала или планирую попробовать сама, а в частности про перья, рапидографы, кисти и нетрадиционные материалы. Про бумагу и тушь я уже немного говорила в предыдущем посте, так что углубляться не буду.



Читать дальше...

Рисование тушью — часть 1

До того, как я попробовала рисовать инктобер, тушь для меня была скучным и непонятным материалом. Как же я ошибалась. В процессе рисования я открыла много интересных деталей и нюансов, о которых хотела бы рассказать и заразить всех своей новой любовью к туши.


Читать дальше...