Большой тест светостойкости акварели Часть 1

  • Автор
У меня давно была мысль проверить светостойкость всей акварели, которая у меня есть, но первый мой эксперимент провалился, ибо половину выкраски, которую положено держать в темноте я благополучно потеряла в недрах квартиры. Это моя вторая попытка. Краски выкрашены и вывешены на окно в разное время, когда именно я буду подписывать на каждой фотографии, в общей сложности выкраски провисели на свету год или больше.

Итак, исходные данные: Я делаю выкраски, разрезаю пополам, одну половину прикрепляю малярным скотчем вплотную к стеклу (юго-восточная сторона, солнце с утра и до обеда), другая половина хранится в шкафу. Понятное дело, что картины не будут находиться в таких условиях, но лучше проверить по максимуму. И кстати, хороший способ прослыть сумасшедшей среди соседей — повесить на стекло какие-то разноцветные бумажки.)))


Так тестировалась вся акварель, кроме акварели Cotman, она висела напротив этого же окна на расстоянии около 30см, прикрепленная к стеллажу.

Выкраски сделаны на обычной целлюлозной бумаге Флора или Рыбачка. В качестве результатов для сравнения привожу фотографии выкрасок (справа) и сканы (слева). Фотографии на телефон, сканы сделаны с помощью сканера Epson Perfection V370. На всех изображениях подписаны производители красок, название и светостойкость по официальному колорчарту, красным я выделила названия тех красок, которые визуально очень сильно изменились на свету, оранжевым, у которых произошли либо незначительные изменения, либо цвет выгорел только в светлых тонах. В тесте участвуют практически все краски акварели Невская палитра и полная выкраска большого набора Winsor&Newton Cotman, а также некоторые цвета Van Gogh, Pinax, Winsor&Newton Professional, Mijello.
Тут нужно отдельно обратить внимание на маркировку светостойкости, почти у всех производителей она обозначена в колорчартах звездочками (ну или плюсиками у Ван Гога) и с этим все понятно, чем больше звездочек, тем лучше. А вот у красок Winsor&Newton все не так просто в колорчарте Котмана есть определение светостойкости по рейтингу ASTM, причем используются только цифры I –отличная светостойкость и II — очень хорошая светостойкость, да и то не на всех красках, но есть пояснение: «where no ASTM rating is listed, please refer to Winsor & Newton permanence rating» (если рейтинг ASTM не указан, обратитесь к рейтингу стойкости Winsor & Newton). И я так понимаю по этому самому внутреннему рейтингу Винзора и Ньютона есть три варианта светостойкости и дополнительные вариации:
A – Extremely permanent (Очень стойкая)
AA – Permanent (Стойкая)
B — Moderately durable (Умеренно устойчивая)
(iii) – Bleached by acids, acidic atmospheres (Выцветает под действием кислот и в кислой среде)
(iv) – Fluctuating colour; fades in light, recovers in dark (Изменяющийся цвет; исчезает на свету, восстанавливается в темноте.)
Для красок Winsor&Newton я буду указывать все, что указал производитель в колорчарте относительно светостойкости.
Также не для всех красок видно выцветание в светлых тонах, поэтому я буду говорить ориентируясь на «живое» сравнение выкрасок, все-таки сканер местами косячит с цветопередачей.
Начну с самого простого, набор Winsor&Newton Cotman, сколько я не сравнивала выкраски какого-то кардинального выцветания я не обнаружила, разве что некоторые краски и в светлых тонах, возможно это случилось оттого, что выкраски висели на некотором отдалении от окна. Поэтому я повесила эти выкраски опять на окно, буду смотреть как цвета поведут себя через какое-то время.




Невская палитра.
Серая Пейна. **
Цвет не выцвел, но он слегка изменил оттенок, изначально в нем был явный синий подтон, после пребывания на свету он исчез и цвет стал даже как будто слегка зеленоватым.
Фиолетово-розовая. *
Цвет существенно изменился и это видно невооруженным взглядом.
Бордо. *
А вот этот цвет удивил, я была уверена, что он выцветет полностью, но он лишь немного потускнел.
Красный хинакридон. ***
На скане не очень видно, но вживую заметно, что в самом светлом тоне краска слегка выцвела. Но его нужно обязательно перетестировать.
Лак синий. *
Цвет сильно потускнел и выцвел в светлом тоне, но здес никто и не обещал хорошую светостойкость.


Лак оранжевый *
Кардинально изменил цвет и сильно выцвел.
Рубиновая *** и Киноварь *
Слегка выцвели в светлом тоне, и если Киновари с ее одной звездой это простительно, то для Рубиновой подозрительно.
Золотистая **
Цвет очень существенно выцвел и немного изменился
Алая * и Карминовая **
Слегка выцвели в светлом тоне, для Алой это вообще шикарный результат.
Розовая* и Фиолетовая*
Цвет стал темнее и и видно, что краска выцвела в среднем и светлом тоне.

Зеленая ** и Оливковая **
Слегка выцвели в светлом тоне.


С Невской палитрой здесь все хорошо, а вот Quinaphthalone yellow от Mijello как будто слегка поблек в светлом тоне, хотя у него максимальная светостойкость.
WNP Opera rose
Краситель в его составе отвечающий за флуоресцентность явно выцвел, поэтому краска стала «спокойнее» и слегка потеряла цвет в светлом тоне. Но кардинальных изменений явно не произошло.


Pinax Cobalt violet ***
Не смотря на максимальную светостойкость даже на скане видно как цвет потускнел.
Van Gogh Permanent blue-violet ***
Здесь тоже заявлена максимальная светостойкость, но цвет тоже стал более тусклым, видимо это проблема почти всех фиолетовых.


Ну и самое интересное оставлю напоследок.
Pinax Lavender ***
Одна из самых популярных красок у Пинакса, я заявленной максимальной светостойкостью выцвела почти в ноль. Как так?!
После этого даже за потускневший Naples yellow ** уже не так обидно.

В целом, проверка получилась интересной, я очень довольна за свои любимые краски — Зелёную и Алую от Невской палитры, которые показали прекрасный результат для заявленной светостойкости. Удивительно и приятно, что ещё и довольно популярные, но с малым количеством звёздочек Охра жёлтая и Ганза жёлтая вообще не изменились в худшую сторону. Хороший результат показали краски серии Cotman, которые «принято» ругать из-за их «непрофессиональности».
Спасибо вам за терпение, если дочитали пост до конца. Вот такой получился эксперимент, надеюсь продолжить его и через некоторое время написать про новинки 2019 года от Невской палитры и еще кое-какие цвета от Pinax, которые уже висят на окне.

14 комментариев

★ Летта
Супер крутой пост, спасибо огромное!
Какой же красивый стал фиолетовый от невской палитры heart
и каким же стал лавандовый от пинакса… broken_heart
el3o
  • el3o
Спасибо! Да Лавандовый прям печаль и тут кстати непонятно как Пинакс тестировали краску, что дали ей аж 3 звёзды
Yelloww Doggy
Невская палитра очень красиво стареет!
Kaja Ten
Пост очень полезный, спасибо) Всегда хорошо относилась к Невской палитре и считала, что она на достойном уровне с зарубежными марками, и этот пост укрепил мое мнение)
el3o
  • el3o
Спасибо! Да, Невская палитра держит марку и это очень приятно, особенно учитывая цены на продукцию по сравнению с зарубежными производителями
Kaja Ten
Да, ценник очень радует, как минимум, вдвое, а то и втрое дешевле, чем зарубежные марки) а еще доступность во многих магазинах творчества и довольно широкая палитра) в общем, хоть где-то за российское производство не стыдно :3
el3o
  • el3o
Кстати да, я как-то про это не подумала)
Ksania artist
Прекрасный обзор! Не так страшно выцветание, оказывается и в основном образцы справились с испытаниями
aeleeta
  • aeleeta
Огромное спасибо! bouquet
Мощная работа проделана. И — жутко полезная!
Я сама который год собираюсь сделать подобный тест, да так все и не собралась :)))
burn_brush
  • burn_brush
Спасибо за полезный пост tulip
И тест на светостойкость и по цветам интересно было посмотреть краски в разных марках.
el3o
  • el3o
По цветам, мне кажется, все равно скан или фото не точно передают цвета. Мне вот было интересно Лавандовый от НП такой же как у Пинакса или нет, но я нигде не нашла прям сравнения, а сравнивать экран и живой цвет — не то
burn_brush
У меня от Пинакса дот-карта и кюветки от Белых ночей. По ощущениям у этих фирм очень разный подход в принципе к пастельным цветам. Лавандовая от БН очень белесая мокрая, а у П цвет сразу выглядит почти как сухой. БН похоже очень много белил кладет, цвет очень укрывистый, перекрывает текстуру бумаги.У Пинакса, как-то по акварельнее и прозрачнее смотрится.
burn_brush
Но возможно, это потому что я Пинакс с маленькой точки краску набирала? Как краска себя ведет когда из тюбика краску набираешь?
el3o
  • el3o
Пинакс из тюбика тоже очень плотный, но мне кажется, что он всё-таки поярче чем БН, свежая краска чуть светлее, чем высохшая.
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.