Краски моего детства

Gachou
2 года назад

В наши дни, как начинающие художники, так и художники-профессионалы, довольствуются относительным разнообразием материалов и инструментов для творчества. Во времена моего детства и моей юности, напротив, приходилось обходиться тем малым, что у нас было. Сегодня мне хотелось бы совершить мысленное путешествие в прошлое и поделиться с вами воспоминаниями о вещах, которые когда-то давным-давно помогли мне сделать мои первые шаги в рисовании. А начну я с тех из них, вся прелесть которых открылась мне лишь многие годы спустя.

Утерянные, но не забытые

Первые краски появились у меня ещё до того, как я пошёл в школу. Это был старый набор акварели, а если точнее, то, что от него осталось: три небольшие, прямоугольные кюветы из желтовато-серого пластика. По консистенции и прозрачности краски больше напоминали чернила, чем акварель, и почти что намертво прилипали к клетчатому тетрадному листу слоем толщиной с ноготь. Из цветов сохранились бордовый, тёмно-синий и охра. Тогда я, конечно же, не знал, что можно получить больше цветов, смешав эти три, и моего скромного набора мне было мало.

Моя первая кисточка – это отдельный разговор. Вы слышали, чтобы кисточки затуплялись, подобно карандашам? Так вот, моя кисть была как раз из таких. Она была сделана из красного пластика, по толщине была чуть больше стержня шариковой ручки, не имела металлической обоймы, а изнутри была полой, как бамбуковые кисти для каллиграфии. Ворсинки у неё торчали во все стороны веером, и провести тонкую линию такой кисточкой было практически нереально, а вот раскрасить то, что ты нарисовал карандашом – довольно удобно. Но вот незадача: по мере использования ворс постепенно стирался, и кисточка через некоторое время становилась совершенно «лысой». Что же было делать, если другой кисти под рукой не было, а рисовать очень хотелось? На помощь приходили родители. Они-то знали, что в таком случае нужно аккуратно обжечь (да-да!) кончик кисти так, чтобы пластик оплавился, обнажив больше ворса. Уникальная была вещь, что и говорить.

Увы, эти своеобразные артефакты были безвозвратно утеряны, и всё то, что я пишу о них здесь, звучит настолько невероятно, что поневоле задаёшься вопросом: «Действительно ли так всё и было, или же это моё воображение заполняет прорехи в памяти?»

Спутники школьных лет

С поступлением в гимназию началась необыкновенная глава моей истории. Новые, непривычные, порой даже сумасшедшие ритмы жизни пришли на смену беззаботной, почти что идиллической повседневности; вместе с ними - новые потрясения, новые трудности, но также и новые открытия, новые возможности проявить себя и новые помощники в этом непростом деле в виде учебников, тетрадей, карандашей и, конечно же, красок.

К этим последним время было куда более благосклонно, и у нас с вами есть возможность увидеть их собственными глазами.

1. Медовая акварель “Roma”, 12 цветов.

Вот краски, которые появились у меня незадолго до того, как пошёл в первый класс. На передней стороне коробки - красивая кошка. Да, в те времена я ещё любил кошек.

Если посмотреть на обратную сторону коробки, можно узнать, что фирма “Roma”, о которой, наверное, немногие слышали, производила свои краски в Санкт-Петербурге. Больше ничего интересного здесь не написано.

Всего в наборе двенадцать цветов. Сейчас именно такой состав набора меня бы, скорее всего, не устроил, но тогда я был вполне доволен, ведь это в четыре раза больше того, что у меня было. Как говорили в Риме: “Коня дарёного зубы не подлежат осмотру”.

Тёмно-синий цвет - возможно, ультрамарин - затёрт, не побоюсь этого слова, до дыр. Эту любопытную особенность можно проследить практически во всех наборах, которыми я пользовался.

Но вот что удивительно: чёрный и белый цвета в этом наборе тоже целиком израсходованы. Чёрным цветом я наверняка рисовал контуры предметов. А что же тогда - белым? Загадка…

2. Акварельные краски “Луч” “Паровозик”, 12 цветов.

А вот ещё один набор акварели, которым я рисовал в младших классах. На передней стороне коробки - локомотив с человечьим лицом. Интересно…

На обратной стороне написано, что краски не токсичны и изготовлены из натуральных компонентов, что очень важно для материалов, предназначенных для детского творчества. Не то чтобы тогда для меня это было важно, однако сейчас я всегда обращаю внимание на пигменты в составе красок и избегаю тех из них, которые ядовиты.

Сами краски выглядят так. Состав этого набора похож на состав первого, но с небольшими отличиями. К сожалению, сохранился он не так хорошо: картонный “рукав” постоянно прилипал к ещё не высохшим краскам внутри, из-за чего открыть его привычным способом было либо очень тяжело, либо невозможно. В один прекрасный момент мне это надоело, и поэтому набор стал выглядеть так, как сейчас.

В некоторых ячейках хорошо видны волосья, выпавшие из кисточки.

Ультрамарин, как и ожидалось, использовался чаще остальных цветов. В этом наборе он тоже затёрт до дыр, но не так сильно, как в предыдущем.

3. Медовая акварель “Гамма”, 6 цветов.

А такими красками я пользовался в средних и старших классах школы.

Признаться честно, я удивлён, что “Гамма” до сих пор выпускает вариации этого набора, практически ни чем не отличающиеся от моего.

На этикетке с обратной стороны ничего интересного. Жаль.

Зато на вкладыше под крышкой можно прочесть дату изготовления набора - февраль 2006-ого года. Не думал, что когда-нибудь скажу такое, но всё-таки это было по-своему славное время.

Этот набор, насколько я помню, был моим дополнительным. Он заменял цвета, которые в старых наборах либо закончились, либо замарались. Как видите, и сам этот набор не избежал подобной участи.

Кто мог бы подумать, что когда-то это был белый…

…а это зелёный…

Синий затёрт до дыр.

А знаете, что самое удивительное?

То, что мои цветовые предпочтения с тех пор практически не изменились.

4. Гуашевые краски “Луч” “Фантазия”, 6 цветов.

(голосом Николая Дроздова) А сейчас, дорогие друзья, мы с вами поговорим о дикой гуаши. Перед нами замечательный представитель этого вида красок.

Мне они так нравились, что я даже раскрасил боковушку коробки золотой гелевой ручкой. Почти что как Голдфингер из Джеймса Бонда. Только вот почему-то я не довёл до ума эту затею. Может быть, гель в ручке закончился, а может, моё терпение. Мы можем лишь строить догадки на этот счёт.

Снизу ничего интересного, кроме пятнышка с правой стороны.

На передней стороне коробки производители описывают всевозможные достоинства этих красок. “Кроющие” и “укрывистые”? Хм… Разве это не одно и то же? А “водоразбавляемые” и “легко разводятся водой”? Неужели и здесь какая-то разница есть? Странно…

Здесь же сказано, что краски хорошо ложатся на б, картон и дерево. Ну, ладно…

С обратной стороны коробки всё то же самое, но на чудесном корявом английском.

А вот и сами краски. Несмотря на то, что цветов всего шесть, они даже сейчас выглядят очень живыми и яркими.

Белая краска в этом наборе оказалась самой полезной. В этом году, когда я делал рисунки для своего гусиного парка, я не раз воспользовался ей в сочетании с акварелью, изображая снег, отблески света и многое другое.

Послесловие

Наверное, я был одним из многих, кому в детстве рисовать красками – что акварелью, что гуашью, – было не очень-то интересно: чтобы пользоваться ими, обязательно нужна была вода, которую приходилось то и дело менять; они долго высыхали на бумаге, да и сама бумага в детских альбомах для рисования не годилась для акварели и сильно морщилась от влаги. К тому же, краски в наборах со временем пачкались, а пользоваться палитрами для смешивания красок нас никто не учил. Да, немало преград появлялось между нами и нашими будущими рисунками. Нет ничего удивительного в том, что тогда многие из нас больше любили рисовать карандашами или фломастерами, ведь обращаться с ними было гораздо легче, а значит, легче было воплотить наши фантазии на бумаге. Правда, рано или поздно (на уроках изо или в художественной школе) нам всё равно приходилось иметь дело с этим странным и не слишком податливым материалом.

Мы не сдавались. Снова и снова мы брались за кисти и пробовали обуздать акварель и гуашь. Вновь и вновь мы пытались подружить фантазию с дисциплиной и научить наши руки рисовать так же хорошо, как рисовали наши головы. Если бы мерилом мастерства художника было упорство, то каждого из нас уже в том возрасте можно было бы назвать мастером. Я не знаю, как много из нас сумело пройти этот путь до конца или хотя бы до половины. Я не знаю, сумею ли я сам его пройти. Но кое-что я всё-таки уже понял - какими бы скромными не были дары судьбы, призванные помочь тебе на твоей стезе, принимать их нужно с благодарностью. Мне было очень приятно поделиться с вами четырьмя маленькими сокровищами из далёких времён, и я надеюсь, что делаю это не в последний раз.

#воспоминания #между_делом #пока_гуси_отдыхают #краски #детство #мой_путь_в_рисовании #акварель #акварельные_краски #гуашь #ностальгия

Брежнев он такой)))) но писали все же с начало перьевыми ручками… писали и пачкались))))

О да, фонетика восточных языков бывает подчас очень коварной. Одно стихотворение «Ши Ши ши ши ши» чего стоит: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ши_Ши_ши_ши_ши

прошу прощения 😊 не очень сильна в азиатских произношениях :)

Гуси вернутся вместе со мной примерно в начале лета. На поиски фломастеров «Carioca» и разных других сокровищ я думаю отправиться примерно в то же время.

Кстати, мой псевдоним читается как «Гатё:» (ё — долгая). Это японское слово. Думаю, вы не будете очень удивлены, узнав, что оно означает.

Гачу, мы уже не можем без гусей!

И да, фломастеры тоже надо пробовать!

Очень желаю вернуться живым, найти фломастеры — эти или даже лучше! И нарисовать что хочется, вотЪ 🌻

Любопытно. Немножко отличаются от моих старых, но, думаю, что суть не изменилась. Спасибо. Если вернусь из Миктлана живым, попробую заказать или даже поискать в местных канцелярских магазинах.

Я вотпрямщас погуглила, фломастеры с таким названием есть в продаже только колпачки не белые и я не знаю, это такие же или другие. Вот, например, в Лабиринте:

www.labirint.ru/office/236523/

На Озоне тоже есть, но дороже. Ну и наверняка еще где-то есть

Большое спасибо за Ваши истории. Удивительно и приятно, что нашлись люди, которые на мои воспоминания откликнулись своими. Я хотел бы написать и о том, чем пользуюсь сейчас, когда делаю рисунки. Возможно, кому-то это будет интересно.

Кстати, о фломастерах. В моей сокровищнице был особенный артефакт — набор фломастеров «Carioca Universal» с белыми колпачками. Они выглядели вот так:

Я до сих пор считаю их лучшими в мире. Увы, ни один к меня не сохранился — все были исписаны. Я даже не знаю, продаются ли они ещё у нас, но если мне посчастливится найти набор, я непременно куплю его и нарисую… В общем, что-нибудь хорошее я обязательно нарисую.

Гуашь из зубного порошка и клея ПВА — это, конечно, знатный фокус. Сам я гуашью редко пользуюсь, но всё равно запомню: никогда не знаешь, когда такие хитрости могут пригодиться.

😂 😂 😂

На самом деле, это получается не совсем гуашь, а какая-то темпера и свойства от обычной гуаши отличаются. Но мы в изостудии только так ею шерудили, т.к. гуашь продавалась наборами и белый фатально кончался, когда остальные краски были использованы хорошо если на треть.

Кажется ты только что убила производство белой гуаши на корню 😂

вот у меня с детства с акварелью тоже не складывалось. Жуткие кисточки и краски очень быстро запачкивались друг дружкой (особенно желтый делался серо-буро-козявчатым почти сразу), про палитры я читала в худлите и долго думала, что они только для масла бывают и используются. И бумага коробилась, все так. Потому и не просто не тянулась рука к акварели по своей воле, а прям травма на долгие годы и ощущение, что акварель — фууу. Только уже очень-очень взрослой попробовала нормальную, хорошую, с нормлаьными кисточками и хотя бы отвращение ушло к материалу, уже хорошо. В детстве графика прельщала больше. да, фломастеры появились, казались чудом, тогда их еще «доставали», папа вот достал набор в 6 цветов, это были как бы его фломастеры, но он не жадничал, разрешал мне пользоваться :)) И это был кайф! :)))

А уже во второй половине школы появилась гуашь в моей жизни. Вечно кончалась первой белая. В изостудии препод (отличный дядька, всю жизнь добром помню) научил лайфхаку: если смешать клей пва и зубной порощок, получится белая гуашь, даже лучше, чем магазинная! :))) Мы себе белой ведра намешали радостно, были страшно довольны :))

у меня не только Черненко и Андропов, у меня еще и Брежнев был, но и шариковые ручки были с детства. В смысле — не у меня только, у всего класса, ими и писали.

Аааа! Кисточки для макияжа!!! Гениально, имхо! 😄

капилярки проще)я раньше контур у комиксом рапидогрифил, потом стал просто фебер-кастеловскими лайнерами обводить, меняя толщину линии просто меняя маркер на более тонкий или толстый.

Ну, лучше поздно, чем никогда. Рапидографы, кстати, тоже интересная вещь. Я думал купить себе рапидограф, чтобы чертить аккуратные панели для комиксов, которые я временами рисую, но в итоге нашёл водостойкие капиллярные ручки подходящей толщины и теперь пользуюсь ими.

… не было у нас шариковых ручек))) Черненко был, Андропов был — а вот шариковых ручек вааще не было))) хотя потом, когда они появились в школе… рисовал прям все время ими))) это уж не говоря про Рапидограф это прям был венец технологий)

Большое спасибо, что поделились своими воспоминаниями, сеньор Элвис. Знаете, в детстве мне, как ни странно, даже в голову не приходило, что обыкновенную шариковую ручку можно использовать для рисования. Я считал её чем-то исключительно канцелярским, школьным, пригодным лишь для письма. Перьевых ручек в наших магазинах тогда я не видел, а после одной неприятной сцены из фильма «Разрушитель» у меня очень надолго пропало желание ими пользоваться.

Сейчас, что интересно, в продаже есть даже детские перьевые ручки. Например, «Carioca» выпускает такие. Я видел их в местном канцелярском магазине. Возможно, они там всё ещё есть. Надо бы на досуге сходить и проверить.

Акриловые краски у меня, кстати, тоже сохранились. Я не написал про них, потому что я ими никогда не пользовался, и мне попросту нечего было о них рассказать. Родители купили их для меня, когда я собирал модели самолётов, но они мне не пригодились. Так они и лежат без дела, и я до сих пор не знаю, какое применение им найти.

На самом деле, любой инструмент бывает лишь настолько хорош, насколько умел тот, кто им пользуется. Взять, например, музыку: есть люди, которые всерьёз думают, что, если они купят какой-нибудь Gibson Les Paul True Historic, изготовленный с применением технологий и материалов (вплоть до клея) конца 50-х годов, то они сразу же заиграют лучше, хотя те же деньги можно замечательным образом потратить на занятия с хорошим преподавателем и на гитару попроще. Так же и здесь: сколь бы качественными не были материалы, опыта они не заменят. Потому-то я и решил в своей статье отдать дань уважения своим первым наборам красок, пусть даже они далеки от идеала. Мы и сами от него далеки.

))) вот насчет фломастеров и карандашей, лучше уж перо и тушь тогда, если лень было ходить за водой.

А так и обычной перьевой ручки хватало, уже сам процесс правописания был очень даже артовым занятием)))

Честно говоря, краски недолюбливал с детства, ровно не ложатся, текут, сохнут — полнейшее неудобство и морока. Другое дело графика))))

Из красочных потрясений могу вспомнить только первый мой опыт использования отцовского акрила, кислотные цвета необыкновенных оттенков и странный запах от краски, и конечно же форма выпуска-большие прозрачные пластиковые тюбики, сейчас почти весь акрил продается в такой таре, но во времена ссср это конечно было круто.И хотя покрывная способность у тех красок была не самая лучшая… но цвета вырви глаз до сих пор формируют мою цветовую палитру)))

И конечно хит всех хитов это акварель в тюбиках, ни каких тебе волосков от кисточек, не трескается высыхая-полная благодать.Вот масло это противно, до сих пор противно))))) хотя конечно эффект нездоровой пастозности другим краскам не переплюнуть, и полупрозачность… В вот гуашь была в детстве противнее всего, вот это уж точно полный отстой)))как и все то что мы рисовали в школе на ИЗО)))

Большое спасибо за Ваши истории. Я писал эту статью в надежде, что тем, кто её прочитает, тоже захочется поделиться своими воспоминаниями. Было бы очень интересно увидеть, у кого какие художественные реликвии сохранились.

Мне, кстати, гуашь с блёстками раньше не встречалась. Сейчас, наверное, много где её можно найти, но вот тогда это действительно было что-то невероятное. Зато у меня была гелевая ручка с блёстками — травяная зелёная. Это была моя самая первая гелевая ручка, и я писал ей везде, где только мог — получалось очень красиво. А вот то, что макияжные кисти лучше художественных — это для меня открытие. Если бы мне в то время кто-нибудь такое сказал, я бы, наверное, тоже у мамы пару кисточек утащил.

Держите меня, я падаю в ностальгические чувства…

У меня в школе была невероятная штука — гуашь с блестками. Такой прозрачный гель с золотыми, серебряными и разноцветными блестками и это было настоящее сокровище. Гель этот намертво склеивал немудреные кисточки, фантастическим образом наносился на все, кроме рисунка, но был для меня натурально магическим. После уже было очень много разных красок, белые ночи, сонеты и прочее, часть их них я до сих пор храню и возможно стоит тоже их показать. С гуашью мне не везло — в банках постоянно заводилась плесень (кроме тех с блестками). А самые ходовые оттенки были охра и белила ❤️

С кисточками вообще была штука — в один далекий момент я выяснила, что кисточки для макияжа лучше художественных, плотнее, с удобными ручками и хорошей формы. В конце меня ждало фиаско и нагоняй от маман, но несколько классных работ я все же смогла успеть сваять.

Ваш покорный слуга гусь.