Древнее японское искусство ошибана


Смешное слово означает «плоская флористика» («оши» — засушенный, «бана» — цветок) и творить в такой технике можно очень необычные работы. Тонкости этого древнего ремесла заключаются не только в механических умениях мастера, но и в его способности правильно подобрать и высушить материал — цветы, листья, травинки. Использовать можно не только цветы и листья, но и мох, семена, пух и другие растительные элементы.

Самое важное в ошибане — подобрать правильный материал. Нужно не только выбрать красивые растения, но и сохранить их форму, цвет, фактуру при сушке.

Выбирая цветы, лучше отдавать предпочтения молодым бутонам — они лучше сохраняют свой оттенок. Сушить их желательно как можно быстрее и при высоких температурах — это позволит минимизировать изменения. Лепестки при этом перекладывают тонким слоем хлопка или ваты, чтобы они держали форму.
При сушке листьев важную роль играет вес груза на прессе. Грубым растениям нужно 20−40 кг, средним — 8−16, деликатным — 5. Очень мясистые, сочные листья (например, камышовые) можно обработать утюгом. Таким же образом высушивают осеннюю опавшую листву.

Собирать любой материал для ошибаны можно только в сухую погоду. Любая влага, включая капельки росы или дождя, сделает качественную сушку листьев невозможной — они быстро потеряют свой цвет либо сгниют. Поскольку мыть растения тоже нельзя, нужно выбирать только чистые экземпляры без пыли, грязи и насекомых.

Хранить высушенные растения нужно в герметичных упаковках, желательно выполненных из тёмного непрозрачного материала. Их ставят в защищённое от солнечных лучей и вредителей место. Поскольку листья хрупкие и не любят лишних прикосновений, их лучше всего рассортировать по виду, цвету и размеру заранее.


На бумаге предварительно рисуют контуры будущей работы, затем набросок перечерчивают на кальку, из которой вырезают отдельные детали. К каждой из них подбирают подходящую по цвету, фактуре и размеру часть растения. Их контуры можно подрезать ножницами, но основная задача — постараться сохранить как можно больше естественных изгибов и неровностей листьев и лепестков, используя их природную красоту.

После этого композицию переносят на бумагу или ткань. Мастера советуют сначала приложить детали к холсту, поэкспериментировать с сочетаниями, подкорректировать цвета и оттенки, а лишь затем окончательно приклеивать элементы.


Иногда композицию из природных элементов дополняют фоном, который рисуют карандашами или красками. Фон наносят до начала работ под набросок.

Когда из элементов сложится красивая и цельная композиция, их можно окончательно приклеивать к холсту. Клея при этом используют немного, очень аккуратно нанося его кисточкой на края деталей. После того как работа закончена, нужно положить картину под груз и выждать некоторое время.

Иллюстрации в посте взяты из Pinterest

1 комментарий

aeleeta
  • aeleeta
Очень интересно, спасибки! Я даже не слышала об этом виде искусства. Ни названия, ничего.

". Грубым растениям нужно 20−40 кг, средним — 8−16, деликатным — 5. " — ик… А мы-то листья сушили просто в книжке какой-нить. Ну, под небольшой стопкой книг — в крайнем случае. А оно вона как! О_о
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.