Чистые картины или секреты Моны Лизы

Letta
6 лет назад

Сегодня день рожденья Леонардо да Винчи и у меня как раз есть интересный пост, связанный с ним. Наткнулась тут на гифку, где человек показывает, как очищает от лака 400-летнюю картину “Женщина в красном”.

Реставратор использует ацетон в форме геля. Как правило, ацетон слишком летучий для восстановления, но в качестве геля он становится очень стабильным и а)остается сверху пористой поверхности картины, и б)не испаряется. Так что он может съесть лак. Это выглядит страшно, но ацетон не взаимодействует с маслом, а ацетоновый гель еще меньше взаимодействует с поверхностью краски или холста.

Это видео так всем понравилось, что люди стали просить в соцсетях почистить знаменитую Мону Лизу. И тогда один из пользователей написал отличное объяснение, почему не стоит это делать.

Да, идея сделать Мону Лизу свеженькой безусловно привлекает. Посмотрите на очищенную копию одного из учеников Леонардо - она просто красавица!

Но есть некоторые нюансы.

Мона Лиза - один из образцов глазурованной живописи. Глазурь представляет собой смесь большого количество масла с очень маленьким количеством пигмента - именно так Леонардо добивался эффекта пространства и дымки - сфумато. Из-за этого реставраторы боятся заниматься картиной, потому что глазури и слои лака на самом деле представляют собой очень похожий химический состав, и реставратор может случайно удалить слои глазури при удалении лака.

Фактически, в 1809 году во время первого восстановления, когда реставраторы сняли лак, они также сняли некоторые из верхних слоев краски, что привело к тому, что картина выглядела более размытой, чем Леонардо ее нарисовал.

Кроме того именно эта картина была экспериментальной и сам Леонардо считал ее назаконченной. На ней очень мало тончайших слоев, многие из которых испортились, растрескались или обесцветились. Это не только верхний слой, но и более глубокие слои по всей картине, которые медленно обесцвечивались или были повреждены с течением времени.

Говоря о повреждении, посмотрите на растрескивание. Это называется craquelure; это происходит со многими рисунками (даже те, которые не окрашены этой техникой глазурования), потому что краска сжимается, когда она сохнет или поверхность, на которой она находится деформируется. Обратите внимание, что у другой живописи очень мало кракелюров, хотя это почти тот же возраст. Это происходит потому, что Леонардо пользовался какими-то своими нетрадиционными техниками, смешивая непонятно что непонятно с чем.

Похожая проблема была с Тайной вечерей. Многие думают, что она выглядит так - На самом деле это копия Андреа Солари 1520 года.

Оригинальная фреска выглядит вот так

И реставраторы потратили огромное количество времени на ее восстановление, на самом деле это вообще чудо, что ее удалось сохранить. Потому что Леонардо не писал эту фреску как принято, а писал по сухой штукатурке. В итоге краска очень плохо прилипала к ней и фреска начала сыпаться еще при жизни Леонардо.

Реставраторы сделали все, что могут с Тайной Вечерей, потому что картина полностью исчезнет, ​​если все оставить как есть. Мона Лиза хрупкая, но гораздо более стабильная, не нуждается в таком же внимании. И, как и многие его работы, слишком непредсказуемая для реставрации, и риск нанесения ей непоправимого ущерба слишком высок. Мона Лиза застрахована на сумму около 800 миллионов долларов, и это большие деньги, которые зависят от одного неправильного движения кисти.

Кроме того, есть всего лишь 20 или около того аутентичных картин Леонардо во всем мире. Если вы просмотрите список, большинство из них даже не полностью выполнены им, оспариваются в плане авторства или даже не закончены. Слишком сложно и слишком рискованно восстанавливать Мону Лизу, одну из законченных и в основном неповрежденных работ Леонардо.

Многие тщательно реставрируемые картины часто нуждаются в фактическом переписывании, а это уже меняет отношение к картине. Поэтому пока Мона Лиза не отваливается, условно говоря, ее трогать не будут. Хоть мне лично и интересно взглянуть действительно ли там такая красотка как на копии ученика.

#леонардо_да_винчи #мона_лиза #восстановление_картин #картина #реставрация #искусство

Ага, меньше гораздо выглядит. Но все равно, и эти 77х53, — небольшая картина.

О, значит глазомер у меня что надо. На стене музея она выглядит А4 примерно.

:))))))))))))))

Ой!

Я ща погуглила из любопытства про ейный размер. Тебе правильно казалось!!! 77 на 53 см!

Просто она кажется маленькой за стеклом в большом музее.

Но как только — сразу в Лувр. Прям из аэропорта сразу в Лувр без вариантов 😄

Видела, ага, я тоже удивилась. На фото и видела, т.к. в Париже я не была пока :)

Ты видела ее на фото из музея?) Я вот была дико удивлена увидев какая она малюсенькая. Мне то всегда казалось там минимум 50*70 😄

Ну, хоть помечтать :)

Неее там не получится. Будет очень много искажений от стекла, оно большой толщины и наверняка имеет уже кучу трещинок и потертостей. Так что вынимать придется без вариантов.

А может быть, можно (это я фантазирую безответственно, конечно) не сканировать, а снять на хорошую аппаратуру без вспышки. Даже из сейфа не вынимая, если с поляризационным фильтром.

Кстати да, хорошая мысль. Для этого правда придется вынуть ее из сейфа и как-то детально отсканировать, а я не знаю насколько это может ей повредить. Но было бы классно посмотреть какая она из под кисти мастера так сказать.

А вот сделали бы хотя бы цифровую реконструкцию, интересно же :)

Да она моложе лет на 500) Очаровательная молоденькая девушка без всякой мистики и тайн)

Даже бровь и кудряшка появились!

Страшно представить, вдруг когда-то все эти картины исчезнут…

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club