Как я рисовать соусом училась

Есть у меня такая слабость, я обожаю пробовать всякие новые материалы, особенно про которые вообще почти ничего не известно. Соус как раз относится к таким, если вы будете пытаться найти хоть что-нибудь — информации очень немного, причем только на русском.

Соус — сухой графический материал с секретом родом из России, это мелки, родственники сангины, сепии, угля и прочего. На сегодняшний день существует только 10 тонов соуса, производные от смешения черного, коричневого и белил. Причем, светлые тона используются либо очень редко, либо вообще не используются, так что не торопитесь покупать все цвета.

По составу соус представляет собой спрессованную смесь мела, сажи газовой, оксидов железа, клея и каолина. Каолин – основа брусков. Это особая пластичная глинистая порода, широко используемая в промышленности и в фармацевтике как сильное абсорбирующее средство. Белая глина входит в состав фарфора и керамики, бумаги, резины и даже пластмассы. Именно она придает художественному соусу особенные свойства. Когда соус растворяется в воде, появляется характерный глиняный запах.

Ярким художником, использовавшим с успехом соус был Крамской. Его работы просто восхитительны, я загрузила несколько рисунков в минигалерею, чтобы вы могли полюбоваться. С начала 19 века популярность соуса постепенно стала сходить на нет, но сейчас интерес к нему возрождается.

Я конечно не Крамской, но жажда приключений зовет!

Для работы с соусом нужны сами мелки, плотная бумага (подойдет гладкая нефактурная для акварели или вообще ватман), белая тарелка, синтетическая кисточка удобного размера, ластик и вода (по моему опыту очень удобно в пульверизаторе). Собственно техника работы очень проста — соскребаем с мелка немного порошка и капаем воды до достижения нужного оттенка, наносим на лист, чтобы бумага просвечивала, более темные слои можно нанести не сразу, а постепенно наслаивая.

Ждем пока высохнет и беремся за ластик. И теперь можно протирать светлые места почти до белой бумаги, работая с тональностью, подрисовывая детали мелком или все той же разведенной жижей. Это фантастика, реально! Отлично развивает понимание тональности, дает восхитительную текстуру, имеет прекрасные натуральные оттенки — вы еще не влюбились?

У меня на первый раз получилась вот такая работа.



Стоит соус очень недорого, моя коробка подольского производства с 10 мелками стоила около 350 рублей, но подозреваю цена завышена (картинка из интернета есть в галерее) Сами мелки очень экономичные, оттенки просто магия.
Соус можно комбинировать с карандашами, акварелью, сепией, углем, сангиной, гуашью и так далее. Можно рисовать сразу несколькими оттенками или выбрать монохром — итог выглядит очень необычно.

В общем в забугорных магазинах соус найти сложно, называется он там русской глиной, а в наших худ универах тем не менее, насколько я знаю, рисование соусом входит в программу. Техника слегка подзабытая и от этого еще более манящая. Для тех, кто любит монохром, акварель и всякие необычные штуки мне кажется прекрасно подойдет.

Если вы рисовали соусом — расскажите впечатления!

16 комментариев

aeleeta
  • aeleeta
Я соусом — вот чтоб прям как конкретно только одним соусом — не рисовала. Но я его использовала вместе с пастелью несколько раз (в числе материалов, с которыми его можно смешивать, пастель тоже вполне себе занимает место по праву). У меня на пробу набор из 5, а не 10 штук. Единственный цвет, который мне категорически не понравился — белый соус. Ну ваще никакой. А остальные очень даже. Я в сухом виде его юзала, размывать ни его, ни пастель, тоже пока не тянуло (хотя пастель же тоже размывается, не только соус).
А, да, пробовала однажды чисто соусами, без пастели, вот этими пятью цветами. В сухой технике. Так вот, из-за белого сломалась :))) Зарычала и схватила белый мелок пастели, ну невозможно же соусом белым, который не белый, а туманный ваще какой-то, ыыыы!!! :)))

Про мокрую технику знаю. И даже думала: а вот интересно, в наших профильных вузах (в архитектурных — точно) в программу входят отмывки соусом. То есть — вот то, что ты сказала, со светлого, а для затемнения слои добавлять. А вот у иностранцев, которые соус широко не прктикуют, у них такого рода задачи (монохромные, больше технические, чем творческие) чем решаются, интересно? Тушью? Акварелью разбавленной? И еще в голове вертится, что очень традиция похожа на японскую возню с тушью :) Они трут сухую и разводят, а у нас вон соус трут и разводят :)

ЗЫ Зверик симпатичный получился :)
★ Летта
Вся фишка соуса в том, что он размывается водой и красиво. Не тушь, не сангина так не умеют.
Белыми соусами не работают обычно, только темными.
aeleeta
  • aeleeta
Ну как белыми не работают. Зачем-то он в этом блистере, наборе из 5 соусов, был. Значит, теоретически, работают. А вот практически — нет уж, спасибо :))
Ksania artist
Всё, уже хочу соус!
★ Летта
Ага! Я знала!)
Ksania artist
Уже купила и прорисовать успела, крутая штука! Спасибо за наводку и интересный пост)))
★ Летта
thumbsup heart
Annie Dove
Я рисовала соусом 2 раза) Первый — в универе. У нас постановка была в ретро-стиле, там мы делали заливку соусом в 2 слоя всего листа, а потом, когда всё подсохло, фон становился серым, рисовали углем темные участки, а для бликов использовали то ли пастель белую, то ли гуашь, уже и не помню) Но было очень интересно попробовать эту технику! У меня потом подружка «подсела» на соус, почти все работы им рисовала) Второй раз дома, для себя)
★ Летта
Мне очень нравится техника одиночного соуса так сказать и то, что его можно комбинировать практически с чем угодно) Я еще не пробовала, но видела очень многообещающие результаты.
Катерина
Я тоже как-то пробовала соусом рисовать… где-то года полтора назад вшторило попробовать. На учёбе мы писали только сангиной и сепией. Я им рисовала только одну картинку… и угваздалась как свинота!))) Писала, как пастелью, без воды, знала что его можно водичкой разбавлять, но думала, что он уже после нанесения кисточкой размывается, тип как карандаши акварельные. Про тереть, делать жижу и наносить её кисточкой — не знала) Надо попробовать)
Bonairina
  • Bonairina
Уже упоминалось, что соус размывается водой. Получаются оч. изысканные пятна, по прозрачности не уступающие акварели. Если же по мокрому рисовать сузим мелком, тон становится вдвое темнее. По поводу светлых тонов: если рисовать на темном картоне, крашеных холсте или бумаге или на мелкой наждачке, то светлые мелки становятся основными. Соус — сказочный материал
★ Летта
Крутые наброски! thumbsup
makarevich
  • makarevich
Рисую соусом регулярно. Мокрым и в комбинации с карандашом или маркерами на крафтовой бумаге.
Время снов (крафтовая бумага, соус, карандаш)


Четыре лапы (крафтовая бумага, соус, карандаш)
★ Летта
Ой как здорово выглядит на крафте! heart_eyes А маркеры подложка?
makarevich
Подложка и потом поверх можно уточнить. Но могут засориться. Лучше с карандашом комбинировать или углём.
★ Летта
Спасибо, буду иметь ввиду)
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.