Марблинг, суминагаши и эбру

Натыкаясь периодически вот на такие картинки, я часто думала, как это сделано?

И тут разговорились с подругой, которая занимается нейл-артом, и она рассказала мне про марблинг. Мне конечно этого оказалось мало и я полезла выяснять что к чему дальше, чем собственно и делюсь ниже.
Итак марблинг — это мраморирование. Он может быть не только на бумаге, но и на ткани, дереве и вообще по большому счету на всем, что можно засунуть в ванночку с водой.
Существует несколько техник, одни их самых известных это турецкое эбру и японское суминагаши.
Все техники объединяет то, что рисунок переносится с поверхности воды на бумагу или другой материал и каждый рисунок уникален, то есть повторить один в один его не получится. Меня привлекает именно эта идея фиксации уникального момента)
Эбру


Рисунки на воде, обычно делаются специальными красками и имеют характерные узоры. В стандартные инструменты мастера входят щетки, кисти, шило и гребни. Печать эбру отлично смотрится на тканях. Об истории эбру в интернете пишут следующее:
Существуют разные версии о месте происхождения эбру — Северный Китай, Южная Сибирь, Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан и даже Древний Египет. Есть основания полагать, что это искусство произошло от шаманов, чьи ритуалы похожи на процесс создания рисунков на поверхности воды. Об этом же говорит мраморный рисунок, переведенный на кусок кожи, возрастом около 2500 лет, найденный в районе Алтая. Возможно, эта техника получила развитие в близлежащих районах Китая, откуда лишь через десяток веков узнали о способе изготовления бумаги, а вместе с ним и о мраморировании.
Этимология слова Эбру также доподлинно неизвестна. Есть несколько версий. Первая: Эбру произошло от арабского «ab-ru», в переводе «вода для лица». Вторая: слово произошло от чагатайского «ebre» — «волнообразный». Турки предпочитают считать наиболее правдоподобной третью версию: название пошло от персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако».
В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.
Помимо абстрактных узоров, мастера эбру еще часто рисуют птиц, цветы и растения прямо поверх узора. Особенность техники в том, что в воду добавляют натуральный загуститель — нектар Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. Благодаря этому вода лучше удерживает краску на поверхности. Краски для эбру содержат натуральные пигменты, бычью желчь и воду, они очень жидкие и при нанесении на воду не смешиваются между собой, а как бы раздвигают краску другого цвета вокруг себя. Кисти для эбру делают из конского волоса и ручкой из стебля розы, они хорошо впитывают краску и отдают ее мелкими каплями.
Суминагаши



Японская техника. В ней на поверхности воды выкладывают картонные кружки и наливают на них краску. В результате в процессе движения кругов, краска оставляет за собой живописные разводы из которых и получается потом рисунок. Либо просто последовательно капается на поверхность тушь, расходясь по поверхности кругами. Не используется никаких загустителей, следовательно краска должна держаться на поверхности воды, японцы используют нерастворимую цветную тушь.
Для переноса используют рисовую бумагу — она хорошо впитывает краску и при этом сравнительно тонкая.
Говорят, в Японии любят так делать визитки, потому что каждый рисунок получается уникальным и необычным.

Я люблю рассказывать про то, что попробовала сама, собственно и показываю дальше результаты своих экспериментов. На очереди еще масляная краска, но я ее куда то положила и не могу найти. Как только попробую — сразу поделюсь результатами. Сразу предупреждаю — получилось у меня так себе и я не следовала технологии на сто процентов. Поэтому и результат такой скромный.

Начала я с обычных лаков для ногтей. Тут есть особенность — первая капля растекается на всю поверхность и не дает остальным каплям свободно течь. при этом сразу получается пленка, которую никак не сдвинуть аккуратно с места. Моя ошибка была в том, что я слишком неаккуратно снимала краску с воды, потому что ванночка была маленькая и взяла слишком толстую акварельную бумагу.





Получившиеся результаты меня не устроили и я продолжила пробовать.
Дальше на очереди была тушь. Взяла акриловую водостойкую. С пленочкой на поверхности такая же история, но тут можно аккуратно сдвигать при должной сноровке. Вообще вариант с тушью мне пока понравился больше, единственный минус, что она у меня только черная)
Вообще процесс очень медитативный, сидишь, капаешь, снимаешь узоры. После каждой бумажки воду лучше либо менять, либо снимать другой бумажкой кусочки туши. Мои первые пробы получились такими. Чем больше туши, тем контрастнее рисунок. Бумагу взяла обычную для принтера, формат А5. В воде все кажется бледным, но при переносе на бумагу становится темнее.





Что я для себя в итоге поняла: краска должна свободно плавать по поверхности, подойдет разведенная масляная тушь, автомобильная эмаль, или специальная краска для марблинга. Бумагу лучше брать тонкую и гибкую — так легче снять рисунок с поверхности. Так как дело это очень грязное, лучше выстелить и ванночку и стол полиэтиленом, чтобы не оттирать потом все вокруг. Если работать с лаками или сильнопахнущими красками, надо обязательно все проветривать. Это важно, потому что в процессе привыкаешь и не замечаешь запаха, но все равно всем этим дышим, поэтому форточку настежь. Круто заниматься таким с детьми, при условии опять же что много места для манипуляций (бумагу надо сразу сушить, она мокрая, вокруг ванночки краски).

Напоследок собрала галерею красивых, на мой взгляд, марблингов для вдохновения из пинтереста.

56 комментариев

Ирина Богомолова
Ух ты, ух ты!!! Красота то какая! Про ногти я читала, смотрела видео, но вот про бумагу даже не подумала! Обязательно попробую, думаю и ребенку будет интересно! Спасибо! Летта, как обычно, здоровский материал!!! heart_eyes
❄ Летта
Ой я так рада, когда пригождается) Интересно посмотреть потом на твои и ребенкины результаты!
Ирина Богомолова
Обязательно!!! Правда тушь у меня тоже только одна — фиолетовая smile
❄ Летта
Как показывает практика одного цвета для экспериментов хватает. Зато возможности сразу становятся понятны и многоцветье уже дело наживное.
derplan_13
  • derplan_13
картинка на превью-красотень))))
❄ Летта
Ой ващеееее… Я не знаю пока как такого можно добиться)
Народ и химикаты какие-то юзает и спреи, но я пока с этим не до конца разобралась)
sanumko
  • sanumko
а я и не знала что марблинг в нейл-арте тоже применяется frowning
❄ Летта
Да, там так клево получается
sanumko
  • sanumko
flushed я думала что ошибаюсь, думая что она будет опускать пальцы в воду)) а результат красивый)
tanyaplyshka
Вода, керосин и краски.
Масло смешать с несколькими каплями керосина и добавлять в воду. Аккуратно размешать или не размешивать.
❄ Летта
Фу керосин же пахнет сильно.
А ты такое делала? Рецептов то много есть, я может как-нибудь отдельно опишу все, что нашла.
tanyaplyshka
Фу )) Есть уайт-спирит или любой растворитель для масла, которые в худотделах продаются (они не пахнут практически). Можно найти непахучую альтернативу. Я делала с керосином или спиритом, уж не помню. Получается прикольно. Краски поярче и методом проб и ошибок находишь нужный баланс секрктных ингредиентов.
Мармирование — это ж классикиа, у дизайнеров средовиков, интереьерщиков и тряпишников уж точно такое должны показывать.
❄ Летта
Да, мне тоже кто-то говорил, что в советское время так обложки для книг делали, до сих пор в библиотеках попадаются. Я просто слегка моложе и не застала этого расцвета рукотворчества))) Мне нравится как сейчас это уходит в такие хипстерские мотивы.

А как кстати правильно — мраморирование, марморирование или мармирование?
tanyaplyshka
Марморировать по идее:) Не знаю, не задавалась вопросом.
Нам показывали преподаватели, как раз молодость и студенчество которых как раз пришлись на те стародавние времена :) Может поэтому и рассказали. Тогда много интересных приемов было по дизайну поверхности.
Еще мне нравится тема с ниткой и тушью и отпечатки с фактурной поверхности.
❄ Летта
Расскажи нам как нибудь из собственного опыта) А то я что-то слышала, но боюсь не совсем то, о чем ты говоришь.
tanyaplyshka
Хорошо. Я сфоткаю процесс.
sanumko
  • sanumko
хм) думала что мРаморирование, зашла в гугл, и он сказал что мРа( хотя непонятно — по логике же результат напоминает мраморные разводы… flushed ))
tanyaplyshka
Мрамор от латинского «marmore».
sanumko
  • sanumko
open_mouth пасиба) теперь все стало на свои места
vilion
  • vilion
обалдеть, какая красотища! и материалы не особо сложные. надо делать smile
спасибо!
aeleeta
  • aeleeta
Красиво, ага, спасибо за пост :)
Я делала себе такие маникюры, но потом надоело, больно много возни и сильно нанюхиваешься ацетона-лака при таком процессе, гораздо сильнее, чем просто ногти покрасить.
А на бумаге с масляными красками я тоже когда-то делала. Правда, основательно все вокруг ухрюкала, хоть и с полиэтиленом smile
Вот с тушью не пробовала. Ща глянула: у меня только черная двух видов, и оба, похоже, водорастворимые. Надо будет купить флакончик не водорастворимой и попробовать. В любом случае, с тушью — самый невонючий способ из доступных (сейчас это важно, летом-то можно все окна пораспахивать). Спецкраски тоже, говорят, не вонючие, но меня, признаться, жаба душит покупать набор спецкрасок плюс состав, чтобы просто поиграться-попробовать, а потом он будет лежать. Лучше тушь купить, ее хоть можно будет по прямому назначению использовать :)
❄ Летта
А я вот наоборот хочу попробовать спецкраски и на ткани еще, видела другие результаты, там вообще красивость. Но я точно знаю, что вымажу все до последней капли, если куплю smile
aeleeta
  • aeleeta
На ткани — марморирование? О! Вот это интересно! Вот на ткани — я легко представляю, как все вымазать до последней капли, а после сшить себе нечто концептуальное из результатов! :)
❄ Летта
В галерее на первой картинке тряпочки сушатся)
aeleeta
  • aeleeta
А я их за крафтовую бумагу приняла. В смысле — самолитую.
❄ Летта
По крайней мере мне рассказывали про опыты со льном и шелком и говорят круто. У меня как раз кусочек шелка лежит, не знаю то ли на батик его пустить, то ли на марблинг smile
aeleeta
  • aeleeta
только пробовать на шелке жалко! В смысле — как именно конкретные краски на ткань ложатся и потом живут. Но это я пристрастна, я тактильно очень шелк люблю :)
❄ Летта
У меня ненатуральный малость и жестковат, так что не оч жалко.
aeleeta
  • aeleeta
А, знаю такой, у меня тоже есть кусочек, я его разноцветно покрасила тканевыми красителями на пробу, тоже не было жалко. Цвета милые, а как шарфик носить не могу: грубоват :( Потом расскажете, какими красками по ткани хорошо ложится? Интересно ужасно :) Мой кусочек еще можно сверху «домарблить», там цвета пастельные, будут фоном :)))
❄ Летта
Как только сделаю — сразу расскажу)
aeleeta
  • aeleeta
Ура! Буду ждать! :)
aeleeta
  • aeleeta
Кстати, подумала, а сказать забыла: вот седьмая картинка из галереи — душу продать можно за такую красотищу! broken_heart
❄ Летта
Да я там за все душу продать готова smile
aeleeta
  • aeleeta
Интересно, кто-то додумался марблинг дорисовывать? Ну вот как по пятнам рисование? ЧОрт! мне работать надо, а в голову лезут идеи вот такой дорисовки smile
❄ Летта
Ну есть монотипия же. Принцип другой немного, я пробовала, довольно успешно, могу тоже рассказать) Там дорисовка очень даже окай.
aeleeta
  • aeleeta
Монотипию знаю.
Но все равно с интересом прочла бы, если бы рассказали: всегда даже в известную тему вносится что-то, открываются новые стороны, рождаются потом новые мысли :)
❄ Летта
У меня страшная тяга к пробованию всего, что в общем то видно по моему дневнику)
Что-то приживается, что-то нет, но все вместе жуууутко интересно. Как нибудь расскажу, что знаю про монотипию, она тоже очень интересная.
aeleeta
  • aeleeta
Ой, как я это понимаю! heartpulse Время бы еще сделать резиновым, но такое рукоделие мне пока не удается — время растягивать smile
PERPLEXED_SEA
Японцы такие японцы smile
Вообще, обалденные картинки получаются thumbsup мне очень с тушью понравились!
Филипп
Теперь я узнал как называется эта возня с ванночками и масляной краской, которую нас заставляли на первом курсе художественного училища делать в качестве курсача, мы тогда всякие текстуры делали разными методами, в том числе и таким. НО нам не рассказывали про всю историю и суть этой техники, просто мазюкали и всё. Мне тогда было (и до сих пор) не было понятно в чём смысл. Но кухню я тогда изгваздал дай боже, мама была «счастлива».
sanumko
  • sanumko
Мне тогда было (и до сих пор) не было понятно в чём смысл.
я так в художку отходила 4 года) без понимания — зачем мы делим кувшины на квадратики и раскрашиваем каждый в свой цвет и так далее.

а смысл… ну для кого-то он в процессе, если считать сам процесс марблинга за медитацию, для кого-то в результате — никогда не получишь один и тот же узор, который можно применить много где. а кому-то просто нравится пачкаться в краске и получать красивые «штуки» вдобавок innocent
Филипп
Мне было тогда 15 лет, и я вообще мало что понимал из того, что мы там делали на 1 курсе училища, то орнаменты вычерчивали в разных видах, то текстуры красили, конечно понятно что программа обучения осталась от 70тых годов без изменений, и что тогда может навык ровно выкрасить планшет одним цветом гуаши был очень полезен, но мне те навыки за 12 лет ни разу не пригодились. Пригодилось нечто более конкретное, чему уже после учили. Главное что нам не объясняли смысл и конечный способ применения этих навыков, в моём понимании учили непонятно чему, непонятно зачем… но это наверно общая проблема всего образования у нас
sanumko
  • sanumko
не знаю не знаю, не уверена что дело в образовании) я для себя вынесла, что дело было во мне — я просто не задавала вопросов. точнее, задавала (себе), но у меня не было особого желания чтобы их задавать вслух и получать ответы. сейчас — другое дело, я понимаю зачем были те «квадратики», и сознаю, что прежде чем заняться чем-то, надо задавать себе вопросы — зачем и почему, и если сильно захочешь — то всегда найдешь ответы — зачем текстуры красить, вычерчивать орнаменты и так далее.
Филипп
Ну да, задним числом то понимаешь, но тогда было непонятно. Ведь наибольшего результата и рвения можно достичь только чётко понимая конечную цель всего происходящего, а заниматься чем либо абстрактно сложно. Вот показали бы нам тогда методы применения, тогда другое дело. Я кстати с намного большим рвением возился с глиной и крутил горшки на гончарном круге, ведь нет ничего более конкретного чем горшок))) Было ясно и понятно зачем и почему, без лишних вопросов)))
sanumko
  • sanumko
Я кстати с намного большим рвением возился с глиной и крутил горшки на гончарном круге, ведь нет ничего более конкретного чем горшок))) Было ясно и понятно зачем и почему, без лишних вопросов)))
smile и не поспоришь ведь)))
Топот Котов
Образование у нас полный треш, что правда то правда. Все привыкли, что это нормально confusedкогда учат тому, что нафиг не нужно. Хотя если вдуматься это нонсенс, и первым делом должен быть задан вопрос «зачем». И на него неплохо бы услышать что-то вразумительное. Сначала 10 лет в школе, потом 5 лет в универе, ну или у кого как и где. Итого ± 15 лет бессмысленной подготовки космонавтов сферического вакуума, 100% итог которой — напрочь отбитое желание учиться и как-то совершенствоваться.

И еще вот это феерическое со всех сторон «нет ну все-таки надо ДОУЧИТЬСЯ». То есть потратить энное количество лет, весьма вероятно впустую. Но вот надо и все. Принято так.
sanumko
  • sanumko
а потом заканчиваешь универ и понимаешь что тебе не нравится выбранная профессия...) если уж совсем включать драму))))
Топот Котов
Чаще выясняется что такой профессии в реальности вообще не существует)) Само название может и существует, но оно вообще про другое.
sanumko
  • sanumko
в моем случае выяснилось, что охотнее на эту профу берут людей из колледжа) у них практики больше unamused
❄ Летта
А в каком возрасте вы занимались в художке? Оо
Просто я вспоминаю себя, я вообще в школе училась тогда и абсолютно себя не осознавала. Да, вопросы задавала какие-то но блин, мне никто не говорил вообще что можно этим зарабатывать. Я то пошла просто потому что сам процесс нравился и мне хотелось, что-то внутри меня толкнуло меня на этот путь. Но это что-то опять же повторюсь инстинктивно действовало без всяких вопросов.
❄ Летта
У тебя прямо опять драма smile
Вещь то прикольная на самом деле и поле для экспериментов непаханное. Про угваздывание да, я сразу написала надо все застилать, потому что специальные краски например вообще почти не отмываются, только с растворителями.
Филипп
Да я всё училище 4 года отходил в штанах в краске, без надежды отстирать, так как масляная краска или акриловая не отстирывается))) Мы этот марблинг делали с масляной краской, она хорошо на воде держится, как и любая краска не на водной основе
dan
  • dan
  • Отредактирован:
Я тоже такое масляной краской делал (или пытался делать))) Господи, руки бы мне поотрывать))) Лет 5 было, подарили набор масляных красок. А я летом жил у бабушки в частном доме. После того что я все алюминиевые вилки в печке посжигал: интересно же смотреть как она на углях лежит-лежит, и баццц, нету ее — расплавилась. Взялся марморировать, не помню сейчас где это видел, толи отец делал, толи дядька. Так я весь дом краской заляпал, марморировщик блин. Наказать не наказали, но краски на пару дней отобрали и карандаши всучили.
Вспомнил чем несколько лет назад делал. Типографской краской. В любой типографии договориться и по немногу набрать. Можно или триадные (CMYK) или пантоновские, даже «золото-серебро», правда металлизированными я не пробовал.
ИгМа
  • ИгМа
Фуух. Наконецто я прочитала статью и все комменты. Со вчерашнего вечера читаю и постоянно отвлекают дети… муж… аааа. а пост такой интересный и все комменты тоже интересные.
Очень крутая техника. Я прям вдохновилась.как только выдастся свободная минутка тоже попробую из тех материалов что под рукой… правильно и детё старшее развлеку. В общем спасибо за статью и за приложеные видео. Эбру мне нравится намного больше.вот его и попробую.
Если будешь чтото творить выкладывай обязательно свои работы в отдельный пост, с удоволь твием почитаю а там может и остальные также вдохновившись поделятся своими)
elishamelisha
набирает популярность это тема) тоже хочу попробовать, решила только по простому пути — продаются специальные краски и раствор. у нас в городе, кстати, на детских праздниках такими творениями развлекают)) и вот еще, для вдохновения, работы Dinara May, ну просто блажь для глаз heart_eyes:
Ирина Богомолова
А вот тут уже девушка такую красоту на шаттере продает! Это ведь оно, да? )))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.