Плагиатчик Эдуард Мане или как копировали раньше

Разговоры о плагиате нынче популярны как никогда. Любой автор пытается отгородить заборчиком свою картинку, чтобы не дай Бог не украли. Тут уж все средства хороши — можно красивую бумажку получить, как подтверждение, что картинка твоя, можно прилюдно высказаться, что все вокруг плагиатчики, а автор уникален и оскорблен в лучших чувствах — каждый выбирает свой способ.
Особенно интересно, что обычно такие люди называют плагиатом все — от переработки их идеи до копирования цветовой палитры. Я постоянно в такие моменты думаю, как же раньше люди жили без таких удобных вещей для копирования, как интернет, графические пакеты и прочих приятностей. Неужели не копировали и не плагиатили? Копировали конечно, да не просто в лоб, а с фантазией и размахом. Попалась мне тут одна интересная история.

В 1864 году в бельгийской газете L’Indépendance Belge вышла статья, написанная критиком Теофилем Торе (под псевдонимом Уилльям Бюргер) и посвященная работам Эдуарда Мане, выставлявшимся в тот год в Салоне. Торе называл Мане «истинным живописцем» и «волшебником» и сравнивал с Делакруа, — но среди прочего замечал, что Мане «подделывается» под Веласкеса, Гойю и Эль Греко: «Г-н Мане не стесняется брать свое добро там, где находит». Это привело в ужас Шарля Бодлера, бросившегося защищать друга от обвинений в подражательности.

Несмотря на последовавшее примирение (Торе ответил, что его неправильно поняли и картины Мане являются подлинной живописью, а не подделками), позднейшие исследователи были склонны скорее соглашаться с критиком: в своих картинах, особенно ранних, Эдуард Мане часто опирался на работы предшественников. Чтобы понимать о чем речь, дальше несколько картин, которые считаются «жертвами» Мане и его собственные работы для сравнения — крайне увлекательное занятие, поверьте!)

Итак оригинал Мане:

Кажется все в порядке, но разглядывая этого мальчика в белом, современники вдруг поняли, что напоминает этот мальчик им…

Картину Ватто под названием Жиль. Правда мальчик уже подрос.

Испуганная нимфа Мане 1859–1861 годы

Практически идентична Рубенсовской Сусанне из второй половины 1610-х годов.


Иной раз Мане брал источники подревнее, чтобы прямо сразу не бросалось в глаза. Например делал так. Завтрак на траве. Картина Эдуарда Мане. 1863 год

А вот старинный оригинал

Суд Париса. Гравюра Марка Антонио Раймонди с несохранившейся работы Рафаэля. 1510–1520 годы
Мане написал свой «Завтрак на траве» со сцены в нижнем правом углу, приодев часть персонажей.

Иногда поиск откуда срисовал Мане, доводит до смешного.
Вот Девушка в испанском костюме. Картина Эдуарда Мане. 1862–1863 годы


А вот Маха одетая. Картина Франсиско Гойи. Около 1800 года


Ну явно же видно — своровал! smile

Или вот, мое любимое. Казнь императора Максимилиана. Картина Эдуарда Мане. 1867 год


А вот картина Гойи Третье мая 1808 года в Мадриде — а вот и идея!


И таких примеров у Мане есть еще немало. Где-то он брал идею, где-то модифицировал персонажей, переодевая и слегка изменяя позы. В воровстве идей и плагиате кроме Мане, можно обвинить многих художников, тот же Пикассо славился своей манией «заимствовать» идеи у друзей.

В общем вопрос копий, плагиатов, защиты идей волновал и волнует людей по сей день. Признанные шедевры мирового искусства вполне могут быть срисованы с картины малоизвестного художника (как это было например у Шишкина — пейзаж с ручьем практически полная копия малоизвестного голландского живописца). А то, что кажется оригинальной идеей, наверняка уже придумано до нас.

И напоследок краткая шпаргалка для тех, кто хочет стать великим, но не хочет быть застуканным на воровстве как Мане).


А расскажите как копируют вас, если это с вами случалось?

23 комментария

Shtiel
  • Shtiel
Фу, Мане, Фу таким быть
Сначала показалось что видео у меня в институте снималось. Но показалось smiley
❄ Летта
Зато каков масштаб и полет мысли! Не просто голая женщина, а рубенсовская женщина с ШЕДЕВРА smile
Shtiel
  • Shtiel
хех
великий плагиатор, великий мастурбатор, великий абсентист…
Тут Бодлер ещё со своими куртизанками… искусство, чему ты учишь?
tanyaplyshka
Искусство не учит. Искусство отражает.
Я всегда этого Мане недолюбливала. Теперь знаю почему.
Ольчик
это ж надо такое… а я думала, хоть те давние художники все честно рисовали, все с натуры или с головы :))) а оно вон как было!
видео, кстати, очень хорошее, бодрящее такое!
а по поводу наших современных разборок плагиатов — так я тоже читала некоторые темы… и вот честно, людям наверное нечем заняться что-ли, так они устраивают разборки, что у них что-то там срисовали… это ж не под копирку было срисовано. но нет надо ж выискивать похожие цвета, линии, узоры… ну рисуй себе на здоровье и радуйся, что твоя картинка так хороша, что с нее берут пример!
❄ Летта
Вообще в искусстве полно таких примеров, когда более известные тырят у менее известных — по другому не скажешь. Тут ситуация и абсурдная и показательная одновременно — вроде украл, а вроде непонятно и за уши притянуто.
Про пример это ты хорошо сказала, я всегда это в голове держу, что когда мои картинки начнут срисовывать, видимо я наконец-то рисую нормально и это хочется срисовать smile
Ольчик
да, вот я тоже жду таких моментов, чтоб меня плагиатить начали joy
tanyaplyshka
Плюсую!!! Хоть бы разок кто стырил мою идею.
Shtiel
  • Shtiel
старайтесь, девочки. Я тут, готов тырить
tanyaplyshka
О! уже очередь выстроилась!
Shtiel
  • Shtiel
да да, в очередь, девочки.
я пока только Надю идейно и стилистически обокрал тут. Там ещё на очереди одна девушка
Надя Крупина
Покажешь? grinning
Shtiel
  • Shtiel
светил уже. неважно вышло, не дотягиваю до тебя )
Ольчик
нормально, пампушечки такие хорошие )))
Надя Крупина
У тебя всё равно по-своему получилось, я бы и не подумала, что я тут как-то при делах:) Но теперь я просто обязана своровать у тебя скейтборды:)
Shtiel
  • Shtiel
да, у меня не выходит прям один в один) но я пытался. А вот цвета твои yum
какие сейты? скетчи?
Надя Крупина
Нее, скейты)
Shtiel
  • Shtiel
у меня иъ несколько)


Ольга
  • Ольга
Забавно наблюдать это в разрезе наших дней. Спасибо за пост )
Надя Крупина
Летта, спасибо! Статья занимательная)
Филипп
В видео была одна очень классная мысль, которая полностью отражает действительность. Высказываение, что самые классные творения и проекты, которые мы делаем для души, от нечего делать, не за деньги и не на заказ, у меня это правило работает на 100%. Стоит посмотреть на портфель на бихайнсе, и посчитать количество просмотров и лайков у разных проектов, так вот ни один коммерческий проект даже близко не приблизился к проекту, сделанному просто так, для души. У меня даже папка на компе, где хранятся файлы этих проектов называется «для души», это такой свой секретный мирок, где только чистое творчество, куда не дотянут руки заказчики, чтоб всё испоганить)))
Ольга
Думаю, это у всех так ))). Или у многих. Как минимум, у меня так же. Я, конечно, не про Биханс, но про принцип )).

. За деньги делается ширпортеб. А то, что делается для души способно зажечь свет в другой душе ))
Филипп
Биханс просто как индикатор, там чётко видно как оценивают те или иные проекты. Конечно и сам видишь какой проект лучше, но мнение других более объективно. А сам принцип работает безусловно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.