Почему нас этому не учили в художке? Или как я открыла для себя магию маскирующей жидкости для акварели.Показываю пошагово и много размышляю)

  • Автор
Привет всем! Осторожно, будет много букв и фотки моей экспериментальной работы, так что прошу не судить строго:)
Может быть, из-за того что в художке я училась очень давно( года этак с 97 по 2004), может, от того что все действие происходило в глубинке нашей необъятной родины, но о маскирующей жидкости я не имела понятия все годы моего обучения.
Помните, мы оставляли белые места на бумаге под блики, рефлексы или просто светлые предметы? Как каждый новый слой лессировки каждый раз чуточку «уводил» границы или искажал форму? Или этот предательский ручеек с большой мягкой кисти, который тёк куда ему вздумается и пропитывал заботливо оставляемые белыми места?
О да, как я хорошо это помню! Я всегда была очень нервной и психованной, и такие моменты у меня убивали все желание продолжать работу… И опять же, нам смолоду вбили в голову простую истину- нарисованный белым блик на акварели будет смотреться инородно, как вырезанный., и в зависимости от красителя и пигмента будет давать совершенно неуместный матовый отблеск, и нет ничего белее и чище, чем оставленная девственно чистой бумага. О, а если начинаешь подтирать кистью, края блика «лохматятся», границы мутнеют и нет уже той точности и четкости… Можно использовать ластик по-сухому- акварель достаточно хорошо стирается, но это уже будет не то… Плюс опять же, текстура бумаги нарушается, и если бумага некачественная ( для меня тогда гознак был просто мучением) то эти ненавистные катышки и бахрома… Бррр.
Но давайте не будем о грустном) Я снова эти все страдания в уме пережила, больше не хочу к этому возвращаться!
Зато вспомнилась история с моим адски неудачным акварельным натюрмортом в художке. Неудачной она была в силу внешних факторов — когда я поставила работу сушиться между уроками, на нее капнули краской. Как сейчас помню маленький керамический кувшинчик, белый с золотой полосочкой… И я не смогла его отмыть. Размусолила бумагу просто до состояния губки. Это была жесть! Учительница мне предложила приклеить бумагу по форме кувшинчика, и просто прописать его заново сверху. Так как работа была уже практически полностью закончена, это сделать мне не удалось. Как бы я не писала его, как бы не пыталась " вплести" в натюрморт, кувшинчик был инородным)Так до конца он и остался вырезанным и прилепленным сверху, как я ни старалась. До сих пор помню.
А потом-что потом? К этой работе потом прислонили чью-то масляную работу и она пропитала мою акварель огромным жирным пятном, и все стало неважно) на жир краски не ложились вообще, времени переделывать не было, мне влепили трояк и я была счастлива что мои мучения прекратились.В общем-то, я всегда была страшной разгильдяйкой и переделыванию с нуля предпочитала сдать все как есть и забыть как страшный сон)
Но о чем это я) Маскирующая жидкость! О да. Как бы она мне тогда упростила жизнь, но конечно не в случае капнутой на работу краски( хехе)
Просматривая акварельные туториалы, я давно заметила это средство.Оно мне как-то и не нужно было, так как я полностью перешла на графику и к акварели меня не тянуло, но тут… В какой-то момент я поняла, что мне просто необходима эта жидкость, и тем более неплохо было бы подкачать заброшенную так надолго акварельную практику.
Так что я принялась за дело.
Ну, просто так же намазюкать и покрыть акварелью мне не комильфо, надо что-нибудь нарисовать.
Вот что в итоге вышло —
Конечный результат эксперимента.

Первым делом я набросала буковки(да, там есть смысл blush ) и покрыла их маскирующей жидкостью. Она у меня разбеленно-зеленого цвета, выбирать мне не пришлось, это была единственная в наличии. Одно скажу — хорошо, что я взяла для этого дела стремную фикспрайсовскую кисточку, (вместо любимой черной речки), которую потом и оставила только для этого дела — застывает жидкость достаточно быстро, особенно если покрывать приходится много. Отмыть потом кисть очень сложно, особенно у рубашки. Жидкость отлично наслаивается, высыхает и бледнеет, становится просто зеленой( что конечно же, мешает восприятию работы в целом, в следующий раз возьму прозрачную или белую), но из-за хреновой кисточки линии получаются неровными и убогими, как вы сами можете заметить. Надо над эти еще поработать, или таки использовать нормальную кисть, которая дает ровную и пластичную линию, а потом постараться хорошенько ее отмыть.
В общем, буквы-завитки покрыла, и поехала наслаивать краску. Как угодно, в любом направлении, высохший флюид просто отталкивает краску и держит бумагу абсолютно нетронутой.Красота) У меня были еще новые непротестированные акварельные карандаши, и их я тоже решила пустить в дело. А зря- штриховка ими может загубить получившийся контур, особенно если они, как у меня, достаточно жесткие.
Кстати, карандашами мне тоже понравилось работать — штрихуешь себе, а потом можно размыть или оставить так,- а еще хороший эффект дает штриховка по-сырому — карандаш бесподобно раскрывается и растекается на мокрой бумаге.Единственным огорчением стало то, что карандаш непредсказуемо тускнеет, но это может быть косяк самой фирмы — я взяла недорогие акварельные карандаши чисто для побаловаться, мне понравилось, и, скорее всего, я себе возьму кохинуровский набор.Надеюсь, он поведет себя лучше.
Так, я опять отвлеклась. Пришло время показывать фоточки — это первый подмалевок чисто акварелькой по буковкам.Все идет как по маслу)
Первый слой и буковки

Углубляю детали. Пытаюсь удержаться «на светлой стороне», бью себя по рукам чтобы не лазить в темные краски…
Детализация в процессе

Теперь в ход вступили акварельные карандаши. Медленно, но верно я пытаюсь набрать объем.

Карандашики в работе

Нужно больше цветов! 12 имеющихся как-то маловато)
Скучный процесс.

Продолжаю тратить время на прорисовку цветов, тут хорошо видны капельки краски на маск.жидкости
Капельки

Еще раз по фону прошлась, и опять рада что жидкость работает!)Еще немного проработки

Ну и не могла я не добавить немного графики, и пришел момент снять маск.жидкость!
По совету интернета я сначала старалась использовать ластик, но быстро поняла что так тускнеет краска по краям, и как-то долго процесс идет. Потерла пальцем-и вуаля — жидкость стала скатывать как резина. Похоже на «ту розовую штуку вокруг ногтей» -Cuticle defender, лакоманьяки поймут о чем я smile Говорят, у них и состав идентичен, ну и собственно действие) Просто жидкий латекс.
Мои любимые завитульки и листья

Так постепенно я «скатала» с работы весь флюид, и моему вниманию предстала… АБСОЛЮТНО белая бумага! Ни граммульки затеков, все ровно, слой за слоем держала она оборону! smile

Ну в общем и все. Доработала листья, отодрала бумагу от планшета и закрыла края листа темно-фиолетовым.
Последние штрихи

Я решила оставить пустые места нетронутыми, чтобы подчеркнуть контраст, они как будто вырезанные без вырезания ) Чисто декоративные эффект, которому можно найти тысячу применений, или ослабить наслаиванием последующих цветов.
Последний вариант

Добавила чуть теней под листиками, и довольная пошла пить чай с печеньками smile

Спасибо что прочитали столько букв, надеюсь кому-то было интересно и информация была полезной smile

Чмоке всем в этом чатике, с вами была(слоупок) Ира, открывшая для себя чудодейственную жидкость(наконец-то!) smiley

18 комментариев

tanyaplyshka
Вероятно вам не повезло с преподавателями в художке. До изобретения маскирующей жидкости использовали воск.
aeleeta
  • aeleeta
С воском тоже интересный эффект получается. Я пробовала с восковыми карандашами. Но тут есть важное (по крайней мере, для меня) отличие: воск не снимается потом и на нем сверху не порисуешь, этот участок останется белым (или цвета воскового карандаша, если брать цветной, но все равно, не изменяемым после).
tanyaplyshka
Из старинных приемчиков еще есть такой — резиновый клей из натурального каучука. Он не прилипает к бумаге, не впитывается в нее и потом снимается без проблем. Не пробовала для акварели, но после него на бумаге рисовать можно.
Это если говорить о том, чем можно заменить эту маскирующую жидкость.
А воск — это просто классика. Для бликов отлично подходит.
aeleeta
  • aeleeta
Да-да-да, про резиновый клей я читала и пыталась его даже найти, не преуспела и бросила. Ну, мне просто было интересно, а не НУЖНО. Я и сейчас вот пыталась заменить из чистого любопытства, просто весело использовать не по назначению что-то, такая несерьезная, но увлекательная игра relaxed
MiaMilky
Это правда! Воском мы всякие декоративные работы делали, в акварели почему-то не применяли(
aeleeta
  • aeleeta
Маскирующей жидкости у меня нет, просто я акварелью пользуюсь мало, нечасто и, в основном, для фоновых пятен. Но при словах об «той розовой штуке» у меня включился привычный рефлекс «собрать из спичек и жвачки летающую тарелку и улететь на ней к такой-то матери» smile Cuticle defender'а у меня тоже нет. Но вместо него я пользуюсь для этих же целей (я не лакоманьяк, но нейлартом, в том числе и марблингом, иногда по настроению балуюсь) базами под глиттер данслегендовскими. По основному назначениею обе базы (белая и прозрачно-розовая) у меня не пошли: ногти стали слоиться, а вот в качестве Cuticle defender'а — вполне. Еще я пробовала ПВА с той же целью, сохнет дольше, не понравилось. Так вот, я кинулась мазать на бумажку обе базы smile Не прокатило: они потом не отдираются с бумажки. А жаль. Но я хотя бы попробовала! stuck_out_tongue_winking_eye
MiaMilky
Вот это инноваторский подход! Просто ремонт шаттла во дворе)Зато теперь, когда открылась правда, вы уберегли нас от провальных экспериментов smile А я вот не знала о применении пил-офф базы для защиты кутикула) Спасибо, полезная информация!
aeleeta
  • aeleeta
Ага, обнаружение такого свойства помогло мне не выбросить обе базы :)
❄ Летта
Ох прям вспомнились годы чудесные…
Я тоже училась давненько и использовали мы воск, точнее парафин пару раз, но как правильно выше написали его ничем не сотрешь, кроме выглаживания, а это еще одна заморочка. Вообще я примерно в то же время училась, тоже в глубинке и у нас по сравнению с теперешним временем не было НИЧЕГО. Я писала самым дешевым набором ленинградской акварели в 12 цветов на обычном ватмане — обожеужаскакой.
Какие там Арши, какие краски акварельные в тюбиках. Зато это отличная школа, потому что после того, как научишься приемлемо работать самыми простыми материалами, потом точно совладаешь с дорогими. У меня по крайней мере так.

Кстати маскировочную жидкость хорошо отмывать теплой водой с мылом сразу после нанесения, как бы скатывая латекс к кончику кисти. И кисть естественно только синтетику, никаких белок и колонков. Есть еще маскировочная жидкость в маркере, с возможностью последующего залива, но я пока до нее не добралась) Как попробую — расскажу, если интересно)
aeleeta
  • aeleeta
Ух, какая инфа интересная про маркер! Я не знала! Спасибо! Имхо, должно быть очень удобно!
А про материалы, да, до Перестройки не было ничего. Я вот еще раньше училась, так помню, в изостудии преподаватель (чудесный дядька, дай ему Бог здоровья еще на много лет) подарил нам по палочке сангины. Как я над своей палочкой тряслаааась! Это было сокровище, натурально! Это я была в 6 классе примерно, а уже потом, позже, в командировках в Москве (я тогда жила не в столице еще) я пыталась сангину купить, ага, фигушки. И уже когда все появилось в продаже, я оттянулась и купила себе целую коробку сангины!!! Уже взрослой совершенно, но я ТАК была по-детски счастлива от обладания — не передать! relaxed Я ее и наполовину не израсходовала, но зато какой кайф был, что можно не экономить — ооо!!! smile
❄ Летта
Мы помнится сами уголь березовый жгли себе, потому что он якобы был самым крутым))))
я после перестройки училась, но все самое нормальное по моим наблюдениям стало появляться примерно в 2010-х годах. Когда я училась не было никакого интернета, только книги, альбомы с иллюстрациями и ничего, как то придумывали, учились, рисовали)

А маркер Molotow если что)
aeleeta
  • aeleeta
Спасибо за наводку на маркер! :) Молотовы вообще крутые маркеры, имхо.
ЗЫ Вспомнила, Лев Петрович нам еще и уголь дарил! Но уголь меня тогда не настолько впечатлил (сангина «купила» цветом и тем, что ее вкусно пальцем растушевывать smile ) и потом я его раньше смогла купить, а вот за сангиной годы гонялась :)))
MiaMilky
Вот с этим я согласна- навыки нарабатываются мощные, и люди, начавшие сразу с топовых материалов, не поймут какой оргазм кайф когда хороший материал попадает в руки и ведет себя совершенно иначе, так, как хочешь ты, а не он smiley
KsanaG
  • KsanaG
У меня были такие же ощущения когда уже взрослая смогла себе купить хорошую акварель в тубах и бумагу 300-граммовую. После детской медовой (а только она была доступна) и альбомов с тонкой бумагой расползающейся от малейшей капли воды. Это было непередаваемо, я поняла что есть счастье на свете :) За автора поста очень рада, маскирующая жидкость тоже для меня стала откровением в свое время. С воском у меня ничего не получалось. А карандаши кохиноровские средней паршивости по качеству, лучше конечно чем сонет или гамма. Но я бы посоветовала смотреть в сторону подороже карандашей. На данный момент пользуюсь Daler-rowney они мягче кохинора (хотя может у меня кохинор такой :)) и ими приятно рисовать даже не размывая. И тусклость или яркость итоговая, из своего опыта поняла, что зависят ещё от бумаги на которой рисуешь.
hellokisdottir
прикольная штука, не знала о такой. спасибо!
я не акварелист, но обязательно попробую))
ariadna de raadt
— продаются баночки для резирвирующего состава с тонким наконечником, кисточки портить не надо
— прозрачную или белую восковую пастель можно удалить, прогладив через салфетку
Kshanti
  • Kshanti
А подскажите, пожалуйста, какую бумагу вы использовали? Я всё никак не найду подходящую — маскировка отрывает верхний слой бумаги :(
MiaMilky
Прошу прощения что так долго отвечаю!
Надеюсь еще актуально.
Бумагу использовала из такого планшета —
И еще тогда вдогонку лайфхак — попробуйте вообще не пользоваться ластиком, рисуем на простой бумаге, переводим на акварельную и там уже уже работаем. Ластик портит структуру бумаги и лохматит и задирает волокна, которые потом может зацеплять маскирующий состав. А пальцами скатывать маску пробовали?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.