Как я напечатала свою первую линогравюру или linocut для чайников

NatashaSpring
5 лет назад

Все ручные техники - это магия, это ограниченные серии и душа, вложенная в каждый штрих. Ну если есть вариант самому создать принт и самому его напечатать, то я это точно попробую. Короче у меня загорелось, я решила попробовать линогравюру.

Что это такое? Это вырезание на линолеуме печатной формы для последующего создание оттиска на бумаге или ткани.

Я начала с интернета, почитала статьи на первой странице выдачи, посмотрела видео. Хм, вроде не так уж и сложно. ХОЧУ! Но материалы… Дальше пошёл поиск по городу и по сайтам. Сейчас я покажу вам, что я купила, и что покупать не стала. Сами понимаете, не хотелось, чтобы потом все эти дорогие штуки валялись по коробкам, если вдруг дело не пойдёт.

*Стамески (lino cutters Essdee) по сути это держатель и 5 или 10 лезвий на выбор. С одной стороны, занимает меньше места, с другой - не очень удобно, нужно в процессе работы менять лезвия туда сюда. Профи советуют покупать набор стамесок, в России, я читала, повсеместно продаются стамески Татьянка. В моем наборе ещё есть barren, который можно использовать как мини пресс или как держатель для штампов. Но можно использовать просто ложку.

*Специальная резина для линогравюры той же марки. Довольна дорогая штука, особенно на нашем краю света. Я ожидала, что толщина будет больше, но мне досталась всего 5мм, может меньше. В интернетах, на Али есть резина 10мм. Также можно использовать коммерческий гомогенный линолеум, однако он тверже и его редко продают маленькими объемами. Так случилось и у нас, минимум 4 кв.м., цена около 2800 руб/м 😢 В России должно быть около 1000-1200 руб/м

Что я покупать не стала:

\*Специальный твёрдый резиновый валик без ворса и \*специальную краску для линогравюры (дорого). В итоге я без них обошлась прекрасно, но валик все таки на будущее куплю. Дальше объясню, почему.

Ещё понадобятся: \*карандаши (обычный и мягкий для перевода рисунка); \*бумага для скетча; \*бумага для печати; \*ложка; \*перманентный маркер; \*гуашь или акрил.

Для первой пробы лучше выбрать рисунок попроще. Но я никогда этому правилу не следую, я всегда беру по хардкору 😎 Почему-то мне захотелось нарисовать дубовые листья и жёлуди.

Сделала набросок на айпаде (один раз диджитал - навсегда диджитал), инвертировала рисунок, чтобы понять что нужно вырезать, а что оставлять. Это не так-то просто, как кажется. Такой у меня получился дизайн, так должен выглядеть готовый отпечаток. Перенесла инвертированный рисунок в блокнот, размер точно под размер резины. По умолчанию то, что наносят на резину черным, то и вырезают, а там, где чёрного нет, не трогают. Чтобы дальше перенести рисунок на резину, я обвела его мягким карандашом, приложила к резине и прошлась ложкой по обратной стороне листа.

Так я думала и была очень уверена, но, оказывается, я все перепутала, ничего инвертировать не надо. Рисуете картинку, переводите на линолеум, вырезаете белое, оставляете чёрное. В общем делаете как хотите, результат будет один и тот же. Главное - помнить, что вырезать, а что оставлять. Но карандаш в процессе вырезания будет стираться и размазываться по рукам и вообще. Тут мы берём маркер и все черное обводим маркером. Ну и погнали. Значит, что нужно знать при работе со стамесками: \*это все таки режущий инструмент - режем только от себя; *желательно также резать в направлении от основной части рисунка (лезвие может соскочить и вы получите пустое место в отпечатке там, где его быть не должно); *следим за положением левой руки и не ставим ее на пути лезвия.

Это не так сложно, как кажется, у меня все пальцы целы (и я не самый ловкий человек от природы 😅 )

Сначала я взяла самое тонкое V-образное лезвие и обвела им по контуру все формы. Когда пришло время выбирать весь объём резины внутри или снаружи этих контуров я поняла, что их следовало делать как можно толще и глубже, так как маленькие кусочки резины остаются и потом портят отпечаток. Лезвия имеют изогнутую форму у основания и получается некий рычаг. То есть ставишь стамеску, давишь вниз и вперёд, режешь, а потом, когда надо остановиться, надавливаешь на ручку стамески, и лезвие делает движение вверх за счёт этого рычага. Чтобы приноровиться, требуется время.

В общем это довольно интересное медитативное занятие, хотя я и порядком устала, плечи и спина напрягаются, нужно делать перерывы, разминаться и переводить внимание на что-то другое.

Менять лезвия в процессе мне пришлось не так уж и часто, так что пока что этот набор лезвий мне подходит.

Когда все выглядит сносно, можно попробовать сделать первый пробный отпечаток. Я использовала обычную гуашь, спонж для макияжа (ну наконец-то хоть для чего-то пригодился) и тарелку. Также можно использовать акрил с замедлителем высыхания. Получилось вот так. Проблема гуаши только в том, что она быстро сохнет, в остальном получилось довольно прилично. Наносим краску, кладём сверху на форму лист бумаги, проходим оооооочень тщательно сверху ложкой и вуаля! На первом отпечатке видно, что можно выбрать ещё резину вокруг рисунка, хотя эти экстра полоски добавляют некоторый шарм, да и вообще, когда из-под твоих рук выходит первый отпечаток, пусть не идеальный, это радостная радость прям.

Почему спонж хуже валика? Спонж намного мягче валика и соответственно прокрашивает все неровности вокруг рисунка, которые отпечатаются потом на бумаге. Но опять же, так рисунок выглядит не идеально, живо, мне это даже нравится. Валик наносит краску, как только на самый высокий участок формы ровным гладким слоем. Получается более профессиональный результат. Плюс для валика нужно использовать кусок стекла или пластика, в общем что-то плоское, для раскатки краски.

В этом видео автор использует ещё подушечки для штампов и сравнивает результат с валиком.

После пробной печати я доработала форму, сняла побольше резины вокруг рисунка, чтобы сделать его чище, заметила некоторые недостатки, но , увы, их уже не исправишь, можно только мотать на ус.

Потом я попробовала сделать белый оттиск на тёмной бумаге. Вышло не очень. Краска легла неровно. Текстурную бумагу для линографии использовать не советую, лучше плотную, но гладкую. Ну и чёрный принт получился отлично на обычной бумаге для графики. Вот в общем-то и все. На создание моей первой линогравюры 10*15 см у меня ушло примерно 4 часа, включая эскиз, вырезание и печать. Определённо, буду вырезать ещё, это оказалось не так страшно. Ведь не попробуешь, не узнаешь.

Если есть вопросы, постараюсь на них ответить. Удачи

#cut #linocut #linoleum #print #making #poster

Воу мне нравится, как получилось! Этот инструмент выглядит прям профессионально, я смотрела видео с резкой, кажется, что с таким больше контроля и толщина линий фиксированная. А то у меня прям была борьба с мелкими деталями, стамеска соскакивает. В про количество да, я так подумала, три или две в самый, v-образная тонкая и u-образная например потолще

Красивая веточка получилась!

Я вот в свой первый раз тоже решила начать с чего попроще — со шмеля 😄 Получился какой мух)

Покупала сразу краску, штихель один и линолеум на джексоне. Решила взять сразу дорогие, чтобы ощутить всю прелесть)) Штихель конечно один маловат, выбирать им сложно, нужен еще один пошире.

Нее, это я сама все усложнила, не знаю, зачем. Но в итоге что так, что эдак результат один, да, почему бы и нет 😄

О, ну раз штуки есть, это уже полдела. Можно заказать на али резиновые пластинки, можно поискать линолеум

Давно у меня всякие штуки для линогравюры лежат, но я так и не придумала, из чего вырезать

А, так не наоборот? А я честно подумала, что просто существуют разные методы, почему нет? :)))

да, очень интересно

Баааа я все напутала, вы правы. Исправлю

Захотелось тоже попробовать! Спасибо за увлекательный рассказ!

Да, линогравюру делать клево :)

«По умолчанию то, что наносят на резину черным, то и вырезают, а там, где чёрного нет, не трогают. „

Как интересно! Нас учили в изостудии (давно было дело, конечно), что как раз выбирают “фон», который при печати на белой бумаге остается белым. И его «оставляют белым». То есть, не закрашивают на линолеуме. И выбирают то, что не закрасили как раз. А черное наоборот оставляют, оно и будет краской мазаться и отпечатываться.

Из России в Уругвай, из экономиста в иллюстратора. Меня никто ничему не учил, я сам себе режиссёр