Начинаем рисовать? Начинаем

  • Автор
Как же это тяжело — просто начать рисовать! Спросите кого угодно из состоявшихся стокеров, что нужно делать, чтобы как-то дать старт своему портфолио, и они ответят нечто в духе «А ты просто начни. Просто начни рисовать.» Вот и первая серьёзная проблема на пути к счастью — как так, просто начать рисовать?! А если вы в последний раз в жизни рисовали на полях тетрадки по алгебре в средней школе? А если вы в общем и целом что-то там рисовали, но никогда не рисовали в векторах? А если вы просто не считаете себя достаточно талантливым, чтобы что-то рисовать? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответ.

Я не умею рисовать!

Я и сам так о себе думал. Да и продолжаю думать. «Я не умею рисовать», всегда говорил я, глядя на совершенно изумительные иллюстрации топ-стокеров. Что я там умею? Рисовать квадраты и круги в Иллюстраторе, больше ничего. Если вы про себя считаете так же, то не торопитесь с выводами, так как… *тайна! спойлер! сенсация!* для того, чтобы зарабатывать на стоках, вовсе не нужно уметь рисовать :) То есть, конечно, в каких-то пределах вам придётся овладеть Иллюстратором, но не стоит смотреть на работы профессиональных иллюстраторов и думать, что без такого уровня вы не сможете добиться каких бы то ни было результатов. Не забивайте себе головы какими-то заоблачными стандартами качества, для достижения которых вам придётся не спать, не есть и не смотреть «South Park» десять лет кряду. Поймите правильно, профессиональный уровень — отлично, но на стоках решающим зачастую является вовсе не он. Сперва вам кажется, что для того, чтобы иллюстрация часто продавалась, её нужно отрисовать чуть ли не в фотореалистичном стиле, но посмотрите в любой топ — там очень много достаточно простых, плоских картинок. Чем больше вы будете гулять по чужим портфолио, тем яснее для вас будет одна простая истина: не можете сложно — не надо, главное чтобы было мило, актуально и тематически востребовано.




На этой иллюстрации вы можете увидеть одну из моих самых первых работ для стоков. Посмотрите, насколько она проста и насколько запросто вы могли бы нарисовать то же самое. Это просто несколько прямоугольников, не более того, но если сложить их вместе, то получается очень просто нарисованная дверь. Где-то за час я придумал и нарисовал 8 разных дверей, которые имели различную форму и фактуру, но были ничуть не сложнее этой. И да, эта иллюстрация достаточно много раз продалась и время от времени продолжает продаваться. Этим всем я пытаюсь высказать одну простую мысль, которая снимет целую кучу вопросов:

  • Простая ли это работа? Да, очень.
  • Трудно ли её было придумать и реализовать? Нет, не трудно.
  • Можно ли считать, что нарисовавший эту дверь умеет рисовать? Ни разу.
  • И тем не менее она продаётся? Да.



Ещё одна из самых первых работ — стандартная розетка. Ничего сложного, ну вот совсем ничего. За пару часов я сделал их штук 12 (в мире их на самом деле много видов) и этот набор вполне себе продаётся до сих пор.



Нечто посложнее, но опять же просто — эдакий современный домик. Да, его конечно надо придумать, но если ты в общих чертах уже понимаешь, каким он будет, нарисовать его — пара пустяков. Над набором из шести аналогичных домов я поработал что-то в районе трёх часов и в финансовом плане оно того стоило.

Я в общем-то рисую, но не в векторах...

Бывает, не страшно, это можно починить :) Конечно, векторная графика кардинально отличается от обычной (растровой), но при некотором энтузиазме что-то несложное можно научиться рисовать практически сразу. Было бы желание, а мы исходим из того, что у вас это желание есть.

Прежде всего стоит выбрать редактор, в котором вы будете работать. Если выбирать из серьёзного софта, то я бы посоветовал выбрать между Corel Draw и Adobe Illustrator. Сам я работаю с Иллюстратором, но лично знаю людей, кто предпочитает Corel Draw. Дело вкуса. Однако, могу наперёд сказать, что Иллюстратор более прогрессивный продукт и под него куда легче найти актуальные и толковые уроки. Кстати, об уроках. Для начала я бы вам очень советовал пройти какой-нибудь не слишком длинный, хороший и доходчивый курс. Скажу честно, в сети я нашёл аж несколько видеокурсов, каждый из которых показался мне до ужаса нудным. Ну вот не люблю я, когда мне хочется поскорее начать рисовать, а лектор три часа сверлит мозг, рассказывая, как космические корабли бороздят просторы Большого Театра. В итоге я остановился на сайте Digital-Tutors.com и их курсах. Да, сайт платный и мне пришлось заплатить $29 за месячный доступ, но лично для меня оно того стоило. За пару месяцев я успел пройти этот начальный курс и зацепить ещё пару заинтересовавших меня курсов, которые мне не нужно было проходить полностью, а важно было понять сам принцип. Начальный курс идёт на хорошем английском, а ведущий Эдди Рассел (Eddie Russell) объясняет живо, наглядно и вовсе не скучно. В любом случае после этого курса я был в общем и целом готов открыть Иллюстратор и что-то в каких-то пределах нарисовать.

Если же вы уже умеете рисовать на бумаге, то вам вообще все дороги открыты: пройдите какой-нибудь начальный курс и вперёд! Конечно, как я сказал ранее, вектор сильно отличается от растра, но по крайней мере у вас будет серьёзное преимущество перед теми, кто вообще не рисует. Вам не нужно будет своим умом доходить до того, что такое удачная композиция, что такое свет и тень или что такое гармония цвета. Ваш переход на вектор пройдёт раз в сто проще, чем у меня и тысяч других самоучек. А уж если вы подружитесь с планшетом, то скоро выше вас будут только звёзды.

При этом важно понять, что умение рисовать и владение планшетом — это очень хорошо, но при этом тысячи иллюстраторов вполне успешно работают без этого.

Начни, начни… А с чего конкретно мне начать?!

Например с приобретения удобного блокнота. И блокнот этот вам понадобится для трёх вещей:

1. Этим блокнотом мы на чисто психологическом уровне сообщаем себе «Я хочу начать рисовать для стоков и это серьёзно»;
2. В этом блокноте вы будете записывать ваши идеи;
3. И конечно же в нём же вы будете отрисовывать ваши первые наброски.



На фото выше вы можете видеть скетчбук, которым пользуется моя жена Юля. Скетбук шикарный, сразу как-то сам собой настраивает на весьма креативный лад. Однако, это уже продвинутый уровень, и ваш блокнот может выглядеть куда проще. Например, так, как выглядит мой собственный блокнот (присутствие на обложке Бильбо Беггинса должно повысить желание рисовать как минимум вдвое) :)



Блокнот — совершенно необходимая вещь, которая уже самим фактом своего приобретения говорит о том, что всё серьёзно. Ну или нет, время покажет :)

Прежде всего блокнот — то место, где вы будете записывать ваши идеи. Идея — такая ненадёжная вещь… Она иногда приходит в самое неподходящее время, а потом нежданно улетучивается без следа, поэтому важно сразу же её записать или даже набросать (буквально несколькими штрихами). Всегда носите блокнот с собой, ничто не должно пропасть бесследно, даже какая-то не вполне оформившаяся идея для иллюстрации должна быть сразу же записана. Ну и конечно в этом же блокноте вы начнёте рисовать ваши первые наброски. У всех это проходит по-разному, но мне иногда проще сперва набросать эскиз на листе бумаги, попробовать так и эдак, а уже после отрисовывать всё это в Иллюстраторе. Вот как-то так:



На первых порах лучше приобрести блокнот с листами в клеточку, чтобы было легче рисовать прямые линии. Не обращайте внимание на качество, пусть ваши эскизы будут косые, кривые и страшненькие — это совершенно не важно. Важен сам факт того, что вы что-то придумали и из головы перенесли это на бумагу (из ничего вы уже сделали что-то — теперь оно существует). Сперва это будет ужасно трудно, потом легче, а затем и совсем легко. Так за месяц-два даёт трещину эта с первого взгляда непрошибаемая стена под названием «Я не умею рисовать». Вскоре окажется, что всё не так уж и сложно, что на стоках не так важно наличе какого-то там невероятного мастерства, как умение придумать что-то потенциально интересное и перенести это сперва на лист блокнота, а затем — в вектор. Пусть пополнение списка идей новыми задумками и периодическая отрисовка некоторых из них прямо тут же в блокноте войдёт у вас в привычку.

В качестве завершения поста упомяну ещё одного распространённого врага начинающего иллюстратора — паническую боязнь нарушить белизну листа. Можете смеяться, но эта штука проявляется у многих. Блокнот куплен, раскрыт, а дальше — бесконечный дикий страх испортить такую красоту чем-то глупым, кривым и корявым. Ну вот нельзя просто так взять и начёркать на первом же листе набросок какой-то «примитивной» иконки :) А вот и можно! Боритесь с собой, это всего лишь блокнот! Рисуйте всё, что приходит в голову, зачёркивайте, рисуйте снова, лист за листом, и вскоре сами увидите, что новые наброски стали даваться всё проще и проще.

UPDATE: Если блокноты для вас слишком дороги, то, возможно, стоит присмотреться к такой вот замене.
  • 4
  • +6
Oceanborn

Банхаммер Одина, бог грома, конный партизан и местами глэм-рокер в леопардовых штанах. Ну и немного стокер.

    41 комментарий

    tanyaplyshka
    Я бы исключила пункт про платные курсы :) Это совсем для неуверенных в себе. При желании можно найти достаточно качественной информации и бесплатно.
    Начинающим скорее нужно преодолеть именно психологическую преграду. Боязнь накосячить, и что эти косяки обязательно все увидят и будут смеяться. И долго вспоминать и тыкать пальцем.
    А еще побольше общаться как с такими же начинающими стокерами, так и с опытными. Не просто почитывать чьи-то блоги. А именно общаться. Спрашивать советы, показывать работы для критики, принимать участие в каких-нибудь безумиях или фигачингах. blush
    ❄ Летта
    Не совсем согласна про платные курсы.
    Да, я сама адепт бесплатных, но как открыла скиллшар или линду, мягко говоря удивилась, сколько там всего хорошего и интересного. Другое дело, что даже платные курсы не гарантия, что человек чему-то научится. Просто они обычно неплохо структурированы и содержательны и поэтому иногда в них есть смысл. Но по массовым темам ты права, все неплохо ищется в бесплатных разделах)
    Oceanborn
    Летта, именно так! Структура, система — это, по-моему, на первых порах очень важно. Плюс, всё же платные курсы рассчитаны на практику. Тебе не просто талдычат про инструменты, а и тут же показывают, что с ними можно сделать. И не просто на примере кругов и квадратов, а на примере настоящих иллюстраций. Я считаю, что если бы я упорно искал что-то бесплатное, мой старт мог бы случиться намного позже или даже совсем не случиться. Совсем начинающему нужно показать, что, да, ты, товарищ, знаешь всего-то 5-6 инструментов, но ты только посмотри, что даже с этими инструментами можно сделать! :)
    Oceanborn
    Зачем же удалять? :) Кто-то прекрасно самообучится по бесплатным курсам, а кто-то — даже (страшно сказать) по официальному мануалу Иллюстратора. Я считаю, что платное — оно платное, люди готовят продукт, за который не стыдно попросить денег. Я в посте писал, что предварительно раскопал несколько курсов, были там и бесплатные, но, увы, их уровень с DT было просто не сравнить. Часто подобные курсы либо, повторюсь, безумно скучные, либо неровные (понадёргано инфы оттуда-отсюда, а системы нет), либо просто ничему не учащие. У меня примерно семьсот тыщщ миллионов знакомых, которые, не в обиду им, слишком долго учатся именно потому, что стараются найти бесплатные материалы. То есть, обучение их идёт неровно, без всякой системы, к примеру, они уже знают, как оцифровывать акварель, но понятия не имеют, что в Иллюстраторе есть инструмент «Pen Tool»… Моё мнение таково, что система в данном случае очень важна и в итоге ты тратишь месяца 2-3 (при этом никто тебе не мешает что-то рисовать уже в процессе), а потом сразу можешь на каком уровне работать.
    tanyaplyshka
    Удалять конечно не надо :)
    Я к тому, что если прохождение платных курсов поставить как один из обязательных пуктов, без которых новичок не сможет быстро освоить люстру и начать выдавать качественный и востребованный продукт, то можно эти новичков загнать еще сильнее в угол. Это ведь какая чудесная отмазка — нет денег на платные курсы, бесплатно хорошего ничего не найду. Я никогда не смогу рисвоать и зарабатывать на стоках или не на стоках.
    Курсы — да, но не зацикливаться на платных.
    Вы наверняка сами понимаете, что эти стопитсот или семсоттриста знакомых медленно развиваются не из-за отсутствия качественных обучающих материалов. Скорее всего им просто не больно-то и хотелось. Таким никакие курсы не помогут.
    Из опыта могу сказать, если нет возможности пройти хорошее обучение (финансы или языковой барьер, или времени не хватает...), то на стоках можно найти такую нишу с которой можно стартануть и без курсов. Было бы желание. А потом уже и развиваться дальше. На те же курсы заработать.
    Главное, не останавливаться на достигнутом.
    Oceanborn
    Согласен :) А платные курсы конечно не обязательны, просто я не нашёл хороших бесплатных, а с торрентов не стал ничего качать из принципа. Просто вот захотелось дать людям денег за хороший курс innocent

    По поводу заминки с образованием… Знаете, не на все вопросы можно найти ответ. Ну вот хочет человек рисовать на бумаге, а потом векторизировать нарисованное, т.е. работать по дудлам. Кинул один запрос в Яндекс, второй, а толкового объяснения, чтобы от азов и до результата, не нашёл. На старте, да без плотной базы такое очень даже может случиться. Профи-то зачастую до объяснения азов не снисходят, а пишут так, как будто их только профи и читают… И вот после этого их мозг поймал главный посыл: «Всё очень сложно, это всё не для простых смертых». А с таким настроем уже и продолжать обучение безумно сложно, если вообще возможно. Это я по собственному даже опыту говорю, так как пытался начать рисовать для стоков 4 раза (за последние 8 лет) и только последний раз оказался успешным — именно за счёт качественного обучения и уверенного старта.
    tanyaplyshka
    Experientia est optima magistra (Опыт — главный учитель) point_up
    Пока сам не начнешь, не поймешь. Можно сто раз посмотреть и так не начать рисовать, даже после платных курсов. Начинающий рисовальщик, иллюстратор, стокер и т.д. должен не платные или бесплатные уроки искать, а рисовать, рисовать и рисовать. И изучать программу. Как работает инструменты, можно и бесплатно понять. Только практика дает тот багаж, который и нужен для успешного развития.
    А то что вы 4 раза начинали и бросали, так это просто время не пришло. Всему свое время. Наверняка на артлабе найдутся такие, которые начали и успешно продвигаются на стоках без прохождения платных уроков. Самодисциплина, упорство, умение искать и находить, непреодолимое желание, огромный интерес и т.д. И бесплатные уроки в этот список не входят relaxed
    ❄ Летта
    А ваша жена тоже художник?)
    Oceanborn
    Иллюстратор, да. Вместе к стокам рвёмся, но она с ними работает full-time. Юля намного лучше меня рисует, у неё куда больше опыта + пара лет художественной школы за плечами. Мне везёт, в случае чего есть, кому подсказать что-то не вполне ясное :)
    ignignokt
    • ignignokt
    Ты вселяешь в людей надежду flushed
    Oceanborn
    Стараюсь wink В основном людям на старте как раз её и не хватает.
    Ирина Богомолова
    Вот! Вот она — гениальная истина! Вот прям в яблочко!
    Простота — это то, чего мне всегда не хватает! Вместо того, чтобы сесть и рисовать, я начинаю себе придумывать отмазки, что времени мало (мол, что тут нарисовать то за 10 минут… все равно не успею закончить), и вообще все сложно, надо бы посмотреть еще пару уроков, да и все равно не смогу (вон как круто всё у «ТОП-Василия»)… и т.д… Я вам ооочень благодарна за этот пост! Буду учиться разбирать предметы на «геометрию» smile
    Oceanborn
    Всегда пожалуйста :)
    filkusto
    • filkusto
    а зачем вам платные курсы? не проще на работу устроится стажором?
    Oceanborn
    В Германии — не проще :) К тому же стажорам тут давно ничего не платят, а счета на что-то оплачивать надо.
    nexusby
    • nexusby
    Не думал, что стоки для Германии актуальны…
    Oceanborn
    Почему же нет? Стоки для любой страны актуальны. Есть немецкие стоки (правда, хреновые), та же Fotolia давно платит в евро, что очень мило с её стороны… Кстати, я года до 2010 не знал, что такое Шаттер, но о Фотолии прекрасно знал уже году в 2007-м, и именно потому, что у них уже на тот момент было представительство в Германии и они продавали стоковый материал за вменяемые деньги :)
    nexusby
    • nexusby
    я с позиции авторов, если в Беларуси средняя зп 300 евро примерно, а в Германии около 2000, если не ошибаюсь, то в Германии порядком сложнее выйти на сумму, которая жить позволяет.
    Oceanborn
    Намного сложнее, но… надо стараться :)
    ievgeniia
    Если несложно, расскажите, пожалуйста, про фриланс и стоки в Германии подробнее — интересуют законодательные и налоговые вопросы особенно. Или подскажите, где почитать, можно на немецком!)
    Oceanborn
    Если честно, я лично не знаю ни одного живущего в Германии стокера, кроме себя и моей жены :) Немецкий Интернет (в плане сообществ) развит мало, поэтому такая социализация, какая есть у нас с вами, немцам не грозит. Это у нас миллион сообществ, триллион коммьюнити, а в Германии — хорошо, если найдётся один форум по теме, да и то слабо посещаемый. Как-то вот не пошло тут такое в своё время.

    Что до фриланса, всё предельно просто: заполняете запрос в Finanzamt, пишете бизнес-план (или покупаете готовый и чуть меняете, как сделал когда-то я), оплачиваете что-то в районе 30-40 евро за оформление, через месяц получаете налоговый номер — и вперёд. Gewerbe оформлять со старта НЕ НУЖНО! Выделил, ибо некоторые деятели в Финанцамте и бухгалтерских конторах говорят новичкам, что они якобы обязаны оформить Gewerbe — не обязаны, пока не достигнут определённый финансовый порог, это дело сугубо добровольное. Налоги нужно будет платить лишь тогда, когда вы станете зарабатывать от 17.500 евро в год чистого дохода. Остальное — рутина: при получении денег с какого-то стока выписываете счёт на эту сумму (чисто для себя и налоговой) и конечно стараетесь собрать как можно больше чеков и как можно больше списать, ибо с этих пор вы в праве списывать всё, что хотя бы косвенно относится к вашей теперь уже официальной профессии: рабочий стол, полка, карандаши, бумага, новый лаптоп, принтер, сканер, частично — электричество, отопление, используемый для работы метраж квартиры и так далее.
    filkusto
    речь идёт об учёбе)) а пойти стажором это просто бесплатный вариант научиться
    Oceanborn
    Сомнительный вариант для Германии, серьёзно. Годится только если на социале сидишь, за тебя оплачивают страховку с квартирой и тебе не надо заботиться о заработке денег. Если же тебя никто не кормит, то увы :)
    ievgeniia
    • ievgeniia
    Отлично написано! Мой преподаватель в художественной школе, всегда говорил, что художник должен быть смелым! Так что боязнь белого листа — этотнормальное состояние не только для новичков!
    И кстати, да, многим начинать работать с векторной графикой проще в Corel draw. Если трудно даётся illustrator, нужно пробовать Corel обязательно!
    Oceanborn
    Да, согласен :)
    tanyaplyshka
    Я свое знакомство с вектором лет семь назад как раз и начала с Корела. Тогда и интернета не было, нашла у кого-то программу, установила и тыкала во все инструменты. Так как посмотреть уроки было негде, спросить не у кого. Все что знала на тот момент, это фраза «кривые Безье». Просто фраза, я даже не знала что это. Потому что преподавателю бедолаге не на чем было показать. Ни ноута, ни компа, чтобы установить программу и наглядно продемнострировать. Человек сумел на пальцах объяснить, что такое вектор, что такое кривые, как ими работать. Кстати именно благодаря преподавателю я и взялась за Корел, а не Иллюстратор. Тогда почему-то он был весьма популярен.
    На Иллюстратор перешла четыре месяца назад. Теперь даже не могу сказать, что лучше или сложнее :) Для меня они будто одинаковые, просто слегка разный интерфейс и функционал. Но Корел у меня древний. Сейчас, говорят, он стал в разы круче.
    Oceanborn
    Я несколько лет назад осваивал Корел по на тот момент последней версии. Ух, как же я матюгался joy Но я лично знаю как минимум одного человека, кто отлично рисует в Кореле. Так что на вкус и цвет все фломастеры, как всегда, разные.
    tanyaplyshka
    Я знаю стокера, которые все свои работы готовит в Кореле. А в люстре только сохраняет в нужном формате. И наверняка таких много. relaxed
    Ирина Богомолова
    Не знаю, как насчет проще, но я тоже познакомилась с вектором с помощью Corel, просто потому, что на компе он уже был =)) затем освоила illustrator.
    Сейчас рисую в illustrator, а Corel оставила для «техничных» задач — например, макет конверта для плоттера нарисовать. Так что пользуюсь ими обоими =))
    Училась самостоятельно, по бесплатным урокам из инета.
    Топот Котов
    Отличный пост, со многим согласен, кроме наверно платных курсов и насчет системы и т.д. в обучении. Это хорошо, конечно, но чем дальше в лес что называется, тем больше мне кажется, что это вообще не нужно. Решает только практика. А знания собранные по кусочкам, частично переработанные и переизобретенные самостоятельно, на поверку оказываются самыми фундаментальными. Ну и еще есть такой момент, что привязываясь к таким проработанным курсам, теряется определенная гибкость. Привыкаешь и перестаешь учиться, просто потому что ну вот нет готового курса по какой-то теме. И что делать?
    Кстати про боязнь белого листа Алена как-то писала.
    Oceanborn
    Думаю, всё же всё индивидуально. Повторюсь, кто-то преспокойно освоит всё по отдельным статьям, а я приверженец системы и порядка, человек Империи :) У меня, кстати, об этом статья ещё будет — о порядке и учёте, которые для меня СВЕРХважны. Без них я бы уже триста раз разочаровался в стоках и всё бросил.
    Оля
    • Оля
    Какая хорошая запись! Поддерживаю.
    Знаете, недавно встретила знакомую бабушку (продвинутую!) мама одной знакомой, и вдруг выясняется, что она сидит на Шаттерстоке! (та бабушка!) flushed Я еще сама все собиралась сдать экзамен, а тут даже бабушки там! Обалдеть. СПрашиваю,
    — А вы художник?
    Она неееет, что ты. Рисую капли всякие, пятна, мелками-краской. Кто-то берет, за несколько месяцев что-то набегает. Ей это безумно нравится. )) Много говорит мне не надо.
    Я была поражена. Молодец она!
    Oceanborn
    Вот! Бабушка подняла смысл жизни :) Не можешь сложно и круто — делай просто и мило.
    Оля
    • Оля
    меня это вдохновило зарегистрироваться и сдать экзамен там! smile
    tanyaplyshka
    Огогошеньки! Интересно посмотреть бабулин портфель blush
    Это хорошо, что человек так себя нашел. Никогда не поздно учиться и узнавать что-то новое. Такие примеры точно вдохновляют сделать первый шаг к чему-то новому.
    Оля
    • Оля
    вот портфель не знаю какой у нее, честно — не видела. Но она сказала, что рисует «кляксы всякие», на большее не способна!)))) И мы продолжили беседу про акварельные карандаши! (беседа с этого началась, я ее спросила, зачем они ей? а она...«да я на стоках продаю работы»… и тут я чуть не упала, где стояла… smile
    tanyaplyshka
    Творческого вдохновения бабуле пожелать только можно blush
    Ольчик
    круто! ваша история про бабушку и меня вдохновила! теперь мне не страшно стареть — через много лет буду пить молоко с медом и рисовать на стоки :)))))) главное, чтоб кости и глаза не болели за компом сидеть :)))
    Оля
    • Оля
    да-да! и меня вдохновила! Я бросила всех своих заказчиков и рисую на стоки уже месяц… :) Подумала, даже бабушки уже там, чем я хуже)
    Маша
    • Маша
    «Шикарный скетчбук»… хм… Я вот пользуюсь довольно незамысловатым, хоть и давно считаю себя профессиональным художником (так даже написано в моей трудовой:)) Хороший скетчбук должен быть недорогим, легким и с хорошей бумагой (устраивающей вас лично). У меня, например, Hahnemuhle «Bamboo»
    Oceanborn
    А если скетчбук лёгкий, с хорошей бумагой, но чуть дороже, ибо его хозяину захотелось, чтобы он прикольно выглядел и радовал глаз, то делает ли это его плохим? :) Думаю, нет. Лишь бы нравилось.
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.