Перестать учиться и начать учить (с)

Maria_Mellis
6 лет назад

я на днях слушала вебинар Анны Тюхменевой, что-то вроде 5 главных ошибок начинающих стокеров, а я все же стокер начинающий, вернее, всё раздумывающий, стоит ли оно того (для меня нет). Так вот, кроме того, что Аня говорит очень нужные вообще в самопродвижении вещи, она сказала одну фразу, мысль, которая мне в сердце вошла золотой иглой.

“Чтобы совершить качественный рывок в работе, в один момент нужно перестать учиться и начать учить”. Мне отозвалось, я очень разделяю эту позицию. Смысл в том, что многие увлеченные люди находятся в постоянном самообразовательном процессе, иногда он выходит из под контроля: курсы, семинары, вебинары, видео уроки… Даже имея уже какой-то уровень знаний и мастерства, человек продолжает и продолжает свое обучение. Это конечно неплохо, но может подменить собой процесс развития. Перестав в один момент учиться, и начав учить, человек сам по себе, словно бы по волшебству, совершает очень ощутимый качественный рывок.

Скетч с пионами, моё, июнь 2018. К сожалению, только фотка с мобильника, качество так себе

Аня советует всем творческим выйти из позиции вечного ученика и встать в позицию эксперта. Я в свое время оказалась в такой же ситуации, работая в сфере рекламы, журналистики и пиара. Меня буквально силой затащили в организацию и всем представили как эксперта. Мне от слова эксперт стало дурно, но тогдашний заказчик потребовал провести обучение для его сотрудников и предложил мне за это столько, что отказаться было невозможно. И тогда я впервые в жизни с трясущимися коленками начала рассказывать довольно большой аудитории те вещи, которые мне казались очевидными. И каково же было мое изумление, что нет, это не очевидно, это я внутри процесса, внутри профессии и вижу всё это, а моя аудитория - нет, и то, что я рассказываю - реально нужно и интересно. Тема тогда была взаимодействие со СМИ. Мы долго и счастливо работали с этим заказчиком, пока его проект не закончился. И разжевывая публике понятные мне вещи, я поняла, что и сама стала лучше и легче ориентироваться в своих знаниях, чему-то по ходу стала учиться (спонтанно! и эффективно, а не натужно и бесполезно). Хотя до того мне казалось, что я все еще не такой уж профи, ну и что, что я 10 лет в профессии, есть люди, которые по 20 лет в профессии…

Но тут до меня дошла вторая часть этой мысли. Люди, которые десятилетиями сидят на одной позиции, например, дизайнера или журналиста, сначала очень много учатся. Потом совсем не учатся. Потом - отстают от жизни, а потом и вовсе деградируют в профессии. Я знаю множество отличных в прошлом журналистов, которые утратили связь с реальностью и в эпоху смартфонов продолжают мыслить разворотами газеты “Правда” или получасовыми эфирами программы “Время”. По факту такие вот мастодонты уступают своим более молодым и подвижным коллегам, зачастую гораздо менее образованным и грамотным. А если бы на опыт наложилось современное восприятие действительности - вот это были бы реально светила профессии. Пример удачной трансформации, такого “светила” - Леонид Парфенов, который сейчас очень популярен на Ютубе со своим каналом Парфенон, сумел из совершенно “телевизионного” человека стать “интернетным” человеком. В дизайне все точно так же… Но стать в один момент “учителем”, а точнее человеком, передающим свой опыт и знания - это один из хороших путей к тому, чтобы всегда быть на волне, не бронзоветь.

А еще столкнулась вот с чем. У Тюхменевой, например, очень хорошие уроки по иллюстратору, мне они очень помогли улучшить свой дизайнерский навык и просто освоить программу. Но многие ей вместо “спасибо” писали что-то типа “зачем вы выдаете тайны нашей профессии всем подряд да еще бесплатно, мы мол, долго и дорого учились, а вы тут хоба и разбрасываетесь”. Многие коучи боятся бесплатно отдавать даже капельку своих знаний, многие специалисты вообще даже за деньги не готовы расстаться с секретами мастерства. Но это бесполезный страх. Просто потому что дай бог, чтобы один из десяти учеников начал использовать данные ему знания, большинство же просто прослушают и всё, скажут, да, круто, и не станут никак это применять, вместо этого пойдут слушать следующий тренинг… Когда детям объясняешь почему столб перед нами такой большой, а столб воооооон там такой маленький, надо объяснять каждому по пять раз, только тогда, может быть, они начнут рисовать столбы разного размера. И еще я убеждена, что профессия развивается, только когда знаний о ней становится все больше, они становятся все доступнее, больше людей включаются в макро-процесс и привносят что-то свое.

#прогресс #рост #развитие

а он точно профессионал и его словам можно верить?

У меня всегда было два критерия — как выглядят работы самого мастера, и насколько красивое решение он предлагает для той или иной задачи. Если путь, к тому, чтобы наложить тень у объекта занимает у автора урока полчаса — я напрягусь, когда это делают в три клика — мне это нравится. Как в математике — решение теоремы Фрема было найдено, но разочаровало значительную часть математического сообщества, потому как решение было громоздкое, на сотнях листов, и поэтому по сей день математики бьются над поиском более лаконичного, красивого решения. Так и в дизайне — если путь к созданию эффекта слишком долог, заковырист и хитёр — то ну его в пень. Сложно сделать я и сама могу, покажите мне, как проще)))

У дизайнеров нет цели плодить себе конкуренцию, но есть те, кто делится опытом безвозмездно, хотя бы частичкой, которая всё равно пригодится страждущим до знаний, есть успешные и талантливые авторы книг еще, но это всё уже к платному.

что самое забавное в этой истории, студенты у него снимали отлично, он выпускал действительно хороших операторов. А вот сам косячил на каждом шагу:)))

Обалдеть, такое бывает?))

С другоей стороны, что это я… в школах тоже ведь не профи работают)) и в универах. Кто-то идет в науку, кто-то — в преподаватели))

У меня всегда вызывает какое-то недоумение, когда фриланс дезигнеры (всех сортов), иллюстраторы и прочие, то есть как бы профессионалы, начинают втюхивать какие-то курсы. У меня сразу вопросы — а он точно профессионал и его словам можно верить? То есть так ли он хорошо разбирается во всем, чему учит, и хочет поделиться своим знанием (за деньги, и часто немалые), или просто решает таким образом свои финансовые трудности…

Вон Скилшер сам бегает и крутыми профи в своей области и плати им, чтобы они что-то рассказали и показали на камеру, а не они к Скилшеру… А те, кто сами что-то записывают — сходу можно понять, что у человека хорошо получается снимать и подавать материал, он и валит в том же ключе дальше и больше — то есть ясно, что зарабатывает. И другие, которые 1-2 класса записали и все, они просто продолжают работать в своем стиле\нише, и не нужны им никакие курсы.

Ну не совсем так, он лучше всех на свете, наверное, знает как устроена камера, как что работает, как нужно ставить свет, выбирать план ну и всё такое, и, что самое забавное в этой истории, студенты у него снимали отлично, он выпускал действительно хороших операторов. А вот сам косячил на каждом шагу:)))

Так получается, что оператор просто бракодел и теоретик своей исключительно практической профессии. Всё описанное сводится к тому, что человек учит других тому, чем не владеет в полной мере сам.

штука, дарованная далеко не всем

Безусловно! Я не согласна со спикером, упомянутым мной в посте, что это надо пробовать прямо таки каждому. Работая на ТВ, знала одного оператора, который регулярно привозил бракованные исходники, при этом был великолепным преподавателем и обучал всю молодежь, что называется, дано человеку))))

Но то, что иной раз посмотреть на свое дело под другим углом, с нового ракурса — очень полезно для развития))

Более молодые и более талантливые всегда будут и с годами их будет всё больше. И это со всеми так и во всех областях. А преподавание, отнюдь, такая штука, дарованная далеко не всем, тут не только желание делиться навыками решает, а вообще способности человека это делать грамотно.