Модульный орнамент (паттерны) #7

ievgeniia
8 лет назад

Последнее время часто поднимается тема паттернов, решила написать немного теории. Модульный тип организации орнамента (в литературе можно встретить также такие название как сетчатый или раппортный орнамент) – это неограниченная структура, в которой прямые или плоскости, пересекаясь, образуют сетку, которая может развиваться по горизонтали, вертикали и диагоналям. Можно выделить 5 основных систем сеток для построения раппортного орнамента: - квадратная система; - правильная треугольная система; - прямоугольная система; - ромбическая система; - косая параллелограммная система. На основании данных видов сеток возможно создание 17 различных видов симметрий модульных орнаментов. Подробно можно почитать здесь (ссылка от ELFHAME)

В современном дизайне, прежде всего в дизайне текстиля, обоев, в декорировании плоскостей стен, пола, а также для изготовления трафаретов и шаблонов, используется такое понятие как «паттерн». В изобразительном искусстве паттерн (англ. pattern - “пример, образец, модель, отпечаток”) – это плоскостное изображение формы, графическая схема сложноорганизованного объекта, одна из его проекций на плоскости. В прикладном значении в англоязычных странах слово “паттерн” применяют для обозначения различного рода выкроек, шаблонов, трафаретов, узоров, образцов декора, орнамента. В дизайне текстиля и обоев паттерн используется в значение модель, узор, орнамент, основанный на шаблонном повторении одного элемента, группы элементов или целой композиции в определенном порядке на ткани, трикотаже, вышивке, ковре. Все элементы паттерна тематически схожи, направлены на выражение определенной идеи и имеют раппортную структуру, то есть мотивы располагаются по всей длине полотна по вертикали или горизонтали. Мотив – основной элемент орнамента, который может состоять из одного элемента или из нескольких, оформленных в единое орнаментальное целое. Базовым элементом сетчатого орнамента является раппорт. Раппорт происходит от французского rapport (от rapporter — приносить обратно) и представляет собой часть орнамента, которая включает в себя мотив и расстояние до соседнего мотива, повторяющиеся многократно на декорируемой поверхности. Повторение раппортов по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Сетка, на основе которой строится раппортный орнамент, может включать основный или вспомогательный оси и плоскости. По способу расположения мотивов внутри паттерна, различают несколько видов раппортов с разнообразными типами соединения элементов.

Центрированный раппорт предполагает, что рисунок расположен по центру ткани. Ни размер, ни пропорции созданного рисунка не меняются. Часто подобный орнамент имеет замкнутый характер изображения. Базовый (прямой) раппорт предполагает, что изображение дублируется без изменений вверх, вниз и в сторону, без смещения по осям. Раппорт со смещением предполагает, что изображение дублируется вправо со смещением по вертикали на ½ высоты предыдущего изображения. Это самый распространенный раппорт в текстильном дизайне. Кирпичный раппорт – это раппорт, имитирующий кирпичную кладку. Изображение дублируется со смещением по горизонтали на ½ ширины. Зеркальный раппорт строится посредством зеркальной симметрии оригинального изображения. Раппорт необходим, для того чтобы изображение распределялось равномерно и гармонично по всей площади ткани или обоев и не обрывалось на середине.

Несколько вариантов создания растительных модульных орнаментов из Thomas Weigner Art Nouveau Designs 1905. А еще в качестве примера текстильных орнаментов я хочу показать работы шведской компании «Svenskt Tenn». Она была основана Estrid Ericson в 1924 году с целью создания красивых современных вещей по приемлемым ценам. В 1934 года Joseph Frank (Йозеф Франк, 1885-1967) - австрийский и шведский архитектор, присоединился к «Svenskt Tenn». Благодаря сотрудничеству Estrid Ericson и Joseph Frank компании «Svenskt Tenn» получила мировую известность, а стилистика их работ легла в основу современного шведского дизайна. «Svenskt Tenn» успешно работает и сегодня. Сайт компании Еще немного на русском языке про Йозефа Франка Совсем забыла, я сделала дневник публичным, и теперь все могут добавлять в него информацию про орнаменты!

Пожалуйста!

Спасибо за ссылку, просмотрела не все, но кое-что полезное уже нашла!)

Не за что! Рада, что пригодился материал)

Спасибо за статью. В свою очередь могу посоветовать вот этот сервис, много уникальных книг про орнамент, только их поскать нужно, они вперемешку с разными детскими презентациями, листайте страницы результата поиска ссылка

Спасибо огромное за статью! Я как раз искала в нете информацию по видам сеток для орнамента, но не знала даже как толком поисковый запрос сформулировать) Теперь буду знать, что это видами симметрии называется

Я очень рада! Не за что)

Круто! Ты мне прямо конкретно пищи для размышлений подбросила, спасибо!

Как только что-то сформулирую — сразу напишу)

Напиши, пожалуйста!!! У меня все примеры были из архитектуры… Я просидела сегодня полдня, выискивая информацию про современные орнаменты или паттерны. Другого варианта кроме как, вот, так собирать по отдельным фирмам примеры, вообще не вижу.

Мне бы пример…)Не могу представить «асимметричный кусок»)

Но если есть мотив, и он повторяется через равные промежутки, значит какая-то закономерность должна присутствовать и можно допустить, что сетка там все-таки есть…

Еще можно написать про Джека Ленора Ларсона и Веру Нойманн. У них как раз более свободная форма сочетания орнаментальных элементов, возможно, как раз та, про которую ты спрашиваешь. Ее называют групповой, то есть группируются формы, близкие по расположению и визуальным характеристикам (на основании законов зрительного восприятия) Например, как суперматические композиции Малевича. Но сетки там нет)

Шведская компания просто изумительные паттерны делает, прямо залипла! Я вот все собираюсь еще про Маримекко написать, теперь наверное все-таки соберусь)

Слушай, вот ты как эксперт объясни мне пожалуйста, в хаотичных паттернах (как я их называю) есть же тоже один сгруппированный мотив (из нескольких мелких элементов), который повторяется асимметричным таким куском через равные интервалы. Это можно считать сеткой или все-таки нет?

Художник-иллюстратор. Рисую тушью. Временно только для стоков.