Несколько способов рисовать масляной пастелью

Letta
9 лет назад

Масляная пастель очень отличается от сухой. По сути это знакомые многим восковые мелки - связующим веществом для пигмента выступает льняное масло. Люди, не знающие про пастель вообще часто и приходят в магазин и покупают именно масляную пастель, из-за ее ярких цветов и красивых мелков. Я сама купила себе коробку для экспериментов. Выяснилось что есть куча способов использовать эти красивые разноцветные мелки. У меня пастель Mungyo 36 цветов, отличные оттенки от кислотных до натуральных. Вот как выглядят. Для проб подходит хорошо, если хочется что-то еще получше, можно посмотреть Van Gogh и Sennelier.

Рисование на обычной пастельной бумаге

Лучше брать бумагу светлых тонов, потому что скорее всего она будет просвечивать через штрихи и придавать оттенок всему рисунку. Я взяла темно серый лист и пожалела, потому что темные оттенки теряются, да и светлых почти не видно. Масляную пастель сложно растереть пальцем, мелки смешиваются прямо на бумаге, давая плавный переход цвета. Кое-где можно процарапать острым отдельные штрихи. Если после рисования остаются катышки, я просто потом их аккуратно смахиваю.

Рисование на наждачной бумаге

Райский рай, потому что цвета становятся насыщенными и получается фейерверк оттенков. Шершавая основа хорошо держит пигмент и иногда получается даже светлыми мелками сделать акценты, хотя лучше соблюдать последовательность от светлого к темному. Предполагается что рисунок закрывает всю поверхность листа. При выборе наждачки (продается листами А4 в строительных магазинах) смотрите на номер. Чем он меньше, тем лучше. От 800 подходит лучше для сухой пастели, по ней удобнее растирать, не стирая пальцы. Я рисовала на 280 и мне понравилось, в принципе до 400 можно спокойно брать.

Рисование с растворителем

Некоторые превращают масляную пастель в живописный материал используя растворитель. В основном подходят терпентин, пинен и уайт спирит. По написанному проводят кистью с растворителем благодаря чему пастель становится жидкой похожей на краску. В итоге получаем своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью. В тенях стараемся, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными. Размывать можно кистью, пальцем, обмотанным тряпочкой. Можно обмакивать сам мелок в растворитель и проводить им по бумаге. Еще в качестве основы можно использовать холст. Сама я еще эту технику не попробовала, поэтому покажу пример из интернета, как может выглядеть размытая растворителем пастель.

Сграфитто

Волшебная техника, похожая на гравюру. Сначала светлым тоном покрывается вся поверхность листа, потом заштриховывается черным мелком и потом острым инструментом процарапывается рисунок. На контрасте светлого и темного получается изображение. Мне нравится тем, что похожа на линогравюру и позволяет делать очень тонкие линии. Опять же показать свои работы не могу, потому что рисовала таким способом давно, еще в художке. Поэтому пример из интернета, что в итоге может получиться

Энкаустика

Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции. Сегодня картины в технике энкаустике рисуют с помощью утюга. Вот видео, на котором понятен процесс работы. Таким способом можно рисовать даже высокодетализованные работы.

Напоследок несколько особенностей масляной пастели. Со временем масло впитывается в основу и рисунок становится чуть темнее. Если в основе рисунка была белая бумага, на ней могут появиться желтоватые разводы от масла, поэтому лучше использовать цветную или покрывать всю поверхность рисунка. Еще бывают случаи, когда со временем масло выступает капельками по картинке, нужно просто аккуратно снять их растворителем. Масляная пастель, в отличие от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это излишним. Хранить в папке пастель следует аккуратно, чтобы она ни к чему не прилипла. Лучше всего рисунок держать под стеклом. Стекло не должно касаться работы.

В целом же масляная пастель мне кажется очень ярким и живым материалом. Она подходит для “небрежных”, обобщенных по стилю, живописных работ. Для тех, кто любит ковыряться с деталями и плавными полутонами скорее всего масляная пастель не подойдет.

#масляная_пастель #техника #рисование #материалы

Если вы мне, то нет, зашла в первый попавшийся худ магазин и там взяла. По вашей ссылке другая пастель, чуть получше моей.

Лучшей масляной пастелью оказалась Vista-Artista

Рисует гладко, как сухая, но не пылит. Палитра 36 цветов маловата, и водорастворимую масляную они, к сожалению, не делают.

В любом случае спасибо за ваш отзыв, возможно он поможет остальным участникам сделать выбор)

некоторые цвета нормальные, а некоторые очень жесткие и просто сдирают все предыдущие слои пастели. gallery просто сказка по сравнению с ней, уж не знаю можно ли ее сравнивать с senelier но в любом случае она намного лучше) для энакуастики у меня нет отдельного утюга, но выглядит здорово, конечно, очень занимательно.

Можно на энкаустику еще пустить, если уж так сильно не нравится. У меня только синяя mungyo, поэтому возможности сравнить с чем-то еще я не имею.

у меня есть такая пастель в синей упаковке и… она ужасная. я по незнанию купила ее т.к. все хвалят mungyo опуская момент, что хорошая серии gallery, я это поняла потом когда в руки попал мне набор другой серии. про наждачку думала недавно как раз. впринципи на нее всю ужасную пастель можно спускать, она все стерпит

Конечно! Особенно с детьми всегда что-нибудь интересное получается 👍

Я пока только прочла, будем делать с детьми на кружке рисования, и если правда интересен результат, то с удовольствием поделюсь!

Всегда пожалуйста ❤️ Было бы интересно взглянуть на ваши результаты

Спасибо за статью, очень пригодилась!

Спасибо за комментарий, очень интересно было бы посмотреть ваши работы, чтобы лучше понимать о чем речь. Я так понимаю карандаши тоже должны быть на восковой основе и в этом случае они сработаются с пастелью? Про клячку не знала, мне казалось масляную пастель невозможно высветлить ничем, кроме механического удаления пигмента.

Цитирую «Для тех, кто любит ковыряться с деталями и плавными полутонами скорее всего масляная пастель не подойдет…» Есть выход. Цветные карандаши в сочетании с МП очень даже позволяют более менее разровнять брутальные штрихи МП, создавать переходы, переливы, а все потому что природа их очень схожая, масло из МП немого размягчает грифель и пигмент из карандаша заравнивает текстуру бумаги, если в тон с пастелью — получается как ровная акварельная заливка, если брать карандашик потемнее то можно и градиент красивый получить, можно и вносить в допустим зеленую область желтый тон и все играет и поет. У меня получилась имитация росписи жостовского подноса, правда я еще и подмалевок сделал акварельный, высушил феном и расписал. Это быстро сухо и очень радует результат. если сравнить МП «сонет» и «Кох-и-ноор» «сонет» посуше будет. Карандаши Faber Castel для такой техники идеальны, но и дешевые Российские

«Русский карандаш» Томской фабрики тоже неплохо растирают — они немного тверже импортных, но с МП ведут себя очень даже прилично. Графические яркие работы получаются очень интересными, яркими. Мне напоминают по результатам акварели Елены Базановой. Да еще намного- МП с ЦК можно высветлять клячкой!

Хватай утюг — фигачить энкаустику 😄

отличная статья!!! 👍 много полезного и очень крутой обзор в целом! это я как пастелист заявляю))))

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club