Подмалевок

Сперва немножко теории и истории

Теории:

Что такое подмалевок и зачем он нужен. Подмалёвок — есть первичный этап работы над картиной, так сказать, вариант эскиза в живописи, который являет собой: нанесение на холст композиции будущей работы, разброс по оному холсту основных цветовых и тоновых «пятен», грубая проработка объема и формы изображения тонкими слоями краски. Делается для последующей более точной прорисовки.
Подмалевок является основой развития картины, так как композиция и сочетание цветов и тонов были определены с самого начала.

Принцип «Жирным по нежирному»:

Принцип заключается в том, что: чтобы создать прочную пленку краски, подмалевок должен быть тонким и быстро сохнущим, а последующие слои краски должны сохнуть медленнее и содержать больше краски.
Что касается масла – свинцовые белила в форме хлопьев и все разбавленные краски земли подходят для подмалевка. Эти краски быстро сохнут и образуют достаточно прочную пленку. Они также являются катализаторами при смешивании с другими быстро сохнущими красками.
Алкидные краски (Такие краски изготавливаются из пигментов, смешанных с маслом, разного рода спиртами, органическими кислотами и другими. Алкидные краски можно смешивать с масляными. В результате скорость высыхания масляных красок ускоряется, алкидных — замедляется, поэтому все краски сохнут в течение примерно одного времени. Любые основы, подходящие для масляных и акриловых красок, можно использовать для письма алкидными красками, если загрунтовать их маслом или акриловой грунтовкой) и темпера также подходят для подмалевка, потому что быстро сохнут.
Акриловые краски также подходят для подмалевка, поскольку высыхают быстро, но их необходимо развести небольшим количеством воды (не растворителя) и наносить тонким слоем.
Каких красок следует избегать

Приведенные ниже краски не следует использовать для подмалевка без добавления разбавителя, т.к. в их составе слишком много масла. Можно использовать их для этой цели, смешав с другими, содержание масла которых ниже:
  • Малиновый ализарин
  • Небесное сияние
  • Кадмиевые краски
  • Кобальтовая синь
  • Черная слоновая кость
  • Черная сажа, фталоциановые краски (пигменты и красители на основе фталоцианина и его металлокомплексов (в основном, меди). Образуют группу пигментов синего и зеленого цветов)
  • Хинакридоновые краски и виридиан

Истории (в двух словах):


Фламандский метод

Этот метод легко видеть во многих работах Рубенса:

Фламнадский метод письма маслом сводился в основном к тому, что:
На гладко отшлифованный белый грунт переводился рисунок с картона. Затем этот рисунок обводился и оттушевывался прозрачной коричневой краской.
В последствии техника претерпевала некоторые изменения: поверхность, подготовленная под живопись, покрывалась слоем масляного лака с примесью коричневой краски, через который просвечивал оттушеванный рисунок. В тенях просвечивала коричневая подложка. Иногда по ней (подложке) писали «мертвыми красками» –
Серо-голубыми, серо-зелеными, заканчивали работу лессировкой.

Итальянский метод

Вместо белого грунта итальянцы использовали цветной, либо белый грунт полностью покрывали какой-либо прозрачной краской.
По серому грунту рисовали мелом или углем (не прибегая к картону). Рисунок обводили коричневой клеевой краской, этой же краской обозначали тени и прописывали темные драпировки.
Затем покрывали всю поверхность слоями клея и лака, после этого писали масляными красками, начиная с прописывания света белилами. Далее по просохшей белильной подложке писали корпусно в локальных цветах; в полутенях оставляли серый грунт. Заканчивали живопись лессировками.

Позже начали пользоваться темно-серыми грунтами, выполняя подмалевок двумя красками — белой и черной. Еще позже стали применять коричневые, красно-коричневые и даже красные грунты.
Итальянский способ живописи затем был усвоен некоторыми фламандскими и голландскими мастерами.

Покажу, как я делаю подмалевок:

Свежий, сегодняшний.
Поскольку я пишу темперой, то и для подмалевка тоже использую темперу.
Сперва мягким карандашом намечаю на холсте контуры будущей картины:

Далее тонким слоем обозначаю света-тени:

После прорабатываю фон (фон в последствии, возможно, несколько изменится):

Разумеется, картина претерпит изменения, но самые необходимые нюансы уже легко видеть.

4 комментария

Свинья Некошерная
Ура! raised_hands я дождалась relaxed
PERPLEXED_SEA
Пользуйтесь, чо wink
❄ Летта
Малиновый ализарин, кобальтовая синь… Прямо рахат-лукум моего сердца smile
Спасибо, очень интересно почитать. Обычно тоже акрилом разведенным делаю, но чисто по крупным цветовым пятнам, менее подробно и живописно.
PERPLEXED_SEA
Рада, что интересно ;) Да, у каждого художника и стиль подмалевка свой — каждый выбирает для себя наиболее важные нюансы, которые хочет выделить на начальном этапе работы))
А кобальт тоже люблю отчаянно smile
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.