Размышления о правах на иллюстрации

  • Автор
Всем привет! Закончила на днях довольно крупный заказ — 100 небольших акварельных иллюстраций, и созрел вот какой вопрос — могу ли я продавать эти иллюстрации в своих онлай-магазинах, или права на их использование по умолчанию пренадлежат исключительно заказчику? Мы с ней этот вопрос не обсуждали и теперь меня терзают сомнения. С одной стороны как-то глупо будет выглядеть если я напишу ей — ты не против, если я их выставлю на продажу? С другой стороны, может она и не в курсе, что я посчитала это эксклюзивным заказом, может ей вообще все равно.
Мой вопрос заключается в следующем — как вы разруливаете подобные ситуации? Стоит ли самой поднимать тему эксклюзивности заказа и если да, то меняется ли цена?
До этого работала с компанией — рисовала картинки, платили за каждую фиксированную цену, но прежде был заключен договор, что я передаю им все права на использование этой графики и совсем-совсем не могу ее нигде использовать.
Спасибо за внимание!

17 комментариев

Оля
  • Оля
если договора нет-всё в ваших руках.
filkusto
… так то всё в руках но как то стрёмно будет если человек оплативший работу увидит её ещё у кого то… я думаю сразу нужно оговаривать этот вопрос… с другой стороны как то странно рассказывать живому заказчику про стоки он ведь и туда может слится от вас… вобщем сразу оговаривайте лучше и говорите типа высокую цену но со скидкой хорошей если работа не эксклюзив… когда работаешь с заказчиком это всё таки эксклюзив и дело тут не в договорах… а вот возможно ли выкладывать зарисовки? то что не подошло заказчику допустим?
Оля
  • Оля
ну понятное дело)) я работаю на 1 журнал, там четкая договоренность, рисунки только ИХ. и ни ни. Устная. без договора. Понятное дело, я их нигде, не выкладываю. По человечески понять можно :) Еще есть газета одна. Небольшой тираж. На уровне небольшого предприятия. Им все-равно. Договора нет. Я выкладываю эти рисунки на стоках. Еще есть «бывший журнал». Который прогорел 3-4 года назад. Его не существует. И да… я бы рада выкладывать. только там специфическая тематика да и умение в разы в разы хуже. Думаю для стоков это пыль. Поэтому надо смотреть по ситуации. Если предстоит в дальнейшем сотрудничество, есть какие-то договоренности-то выполнять их. Если как с «прогоревшим и уже не существующим журналом»… ну им погоды не сделает тк их уже нет. :) примерно вот так.
Но вообще под стоки, стараюсь рисовать только отдельно. Бывают «пустые» дни, вот заполняю просто старьем… его очень много и оно реально не нужно. А мне для количества иногда на паттерны пригодится. Прибыли там немного будет.:)
Unicorna
  • Unicorna
Если нигде раньше не поднимался этот вопрос, то иллюстрации принадлежат заказчику.
aeleeta
  • aeleeta
Извините, что влезаю, это просто мое имхо и веса в данном случае не имеет, т.к. лично мне в такие ситуации попадать не доводилось, мне почему-то попадались все больше тревожные заказчики, которые с самого начала сами просили эксклюзив. И даже когда торговались за каждую копейку, удешевлять за счет неэксклюзивности не желали, лучше уж за счет упрощения, например.
Так вот, мне кажется, что сейчас, на этом этапе лучше не использовать эти работы и не заводить разговор об этом с заказчиком. (А на будущее учесть, конечно). Ибо такие вещи обговариваются «на берегу». Если есть письменный договор, то тогда и вопроса не возникает, ибо в нем черным по белому прописано «эксклюзивные права» или наоборот — «неэксклюзивные» и далее можно и нужно поступать по прописанному. Если вопрос возник, похоже, что письменного договора с этим пунктом в природе нет. И вот тут, если сейчас заговорить об этом, то я вижу два серьезных репутационных минуса для автора. 1)Получается, что автор работал, не зная, эксклюзивный продукт или нет. Я лично понимаю, что так бывает, но вот заказчику это про автора понять — совершенно для репутации последнего не полезно, выглядит очень непрофессионально. Кроме того, если не знал, не знал, а узнал и спохватился — закзачику кажется, что автор придумал, как что-то «урвать» от заказа дополнительно. Даже если заказчик согласится вдруг (ну, растеряется, сам об этом не думал раньше), то потом подумает и будет считать себя обобранным. 2)Недополучившим что-то почувствует себя закзачик еще и потому, что, если нет договора, он же понимает, что юридически ничто не мешает автору продавать на стороне работы. И он ничего сделать не сможет, он теперь остается жить на пороховой бочке с этим заказом, психологически он уже осознает себя обладателем неэксклюзивного контента. При этом даже не так важно, чем разговор закончился: разрешил заказчик или нет, поругались или побратались в результате. Ибо закзачик не идиот же, он же знает (или легко может узнать в любой момент), что неэксклюзивная работа всегда стоит меньше, чем эксклюзивная. А значит, думает заказчик, я должен был заплатить меньше!!! Даже если он заплатил три копейки, он потом всю жизнь будет думать, что надо было заплатить две :)) Вот если учесть, что сарафанное радио всегда работает в обе стороны, то я бы сочла репутацию дороже, чем возможную прибыль от последующей продажи. Но взвешивать, что «тяжелее», конечно, автору :)
Топот Котов
ГК РФ 1296
1. Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
Ирина Богомолова
Главное не забывать, что договор может быть и в устной форме, насколько я знаю.
У меня есть заказчики с которыми договор письменно не заключен, но существует устная договоренность, что эти работы сделаны эксклюзивно для них. А была ситуация и с договором, когда деньги не захотели платить (внезапно денег не стало у заказчика), пригрозила судом и договором помахала — все оплатили.
Ситуация спорная с точки зрения этических норм, а не юридических. Опять же, смотря о каких рисунках идет речь)))
Топот Котов
Да «договор» это довольно широкое понятие, очень верное замечание.
Marina_H
  • Marina_H
Спасибо огромное всем за мнения! Я сейчас потихоньку выстраиваю для себя систему сотрудничества с заказчиками, хочется прояснить все нюансы заранее. Получается так, что весь опыт получен своими собственными шишками, чужие истории почему-то ничему не учат:) Активно занимаюсь стоками относительно недавно вот и возник такой вопрос, добра-то столько накопилось)))
Anna Alekseeva
даже не могу представить насколько огромна сумма эксклюзивной лицензии на 100 работ scream
Marina_H
на самом деле это был до смешного дешевый заказ. Сама потом удивлялась от своего таланта продешевить. Я думала они крошечные будут, но потом, в процессе они оказались намного сложнее и крупнее, чем предполагала сразу. А по качеству хуже сделать не могла. это было 4 бешенных дней и ночей всего за $200, обидно было страшно, что так лихо просчиталась, но такое, опыт. joy
ariadna de raadt
можно спросить здалека: а можно ли использовать эти иллюстрации в своем портфолио? в социальных сетях типа беханс?
ответ уже покажет что они имеют в виду. а так — я бы через пару лет вывалила эти картинки на креатив маркет…
Ksania Designer
Всё то же самое, что и с компанией, с которой вы работали. Есть договор о передаче работ в их «владение», значит, не продаете больше нигде в том виде, в котором передали иллюстрации им. Если с заказчиком никаких договоров не было, то вы можете распоряжаться своими трудами так, как пожелаете. Устная договоренность не имеет никакой юридической силы.
Топот Котов
Вы ошибаетесь. В некоторых случаях закон требует заключения договора в письменной форме, но это не значит что устный договор не имеет силы. Просто его сложнее доказать, если например нет записи или свидетелей.
Ksania Designer
Да, вы правы, по закону, вообще, сделки имеют и устную форму тоже. Вопрос в том, какие именно это сделки и подходит ли данный случай под эту категорию, т.к. речь идет об авторском праве.
ГК РФ Статья 1234 п.2 Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора.
ГК РФ Статья 1235 п.2 Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность лицензионного договора.
Там еще много всякого-разного, но, именно по этому вопросу речь идет о письменном договоре.
Топот Котов
Мой комментарий относился конкретно к высказыванию об отсутствии у устной формы юридической силы. Что касается остального, то:

  1. ГК РФ Статья 1235 п.2 Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
    — настоящим Кодексом предусмотрено иное.
  2. Судом принимаются любые доказательства существования договора. Все что угодно (почти) может быть признано письменной формой, в том числе переписка в уютном чатике.
Ksania Designer
Хм, любопытно! Значится, тут, пожалуй, от конкретных случаев всё зависит. Наверное, вы юрист cherry_blossom
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.