Сокровища от Daniel Smith — обзор набора акварели PrimaTek



Этот наборчик я хотела очень давно, но учитывая цену и объем, все жалела на него денег. В итоге внутренний хомяк победил кто бы сомневался и я все-таки купила сет.

PrimaTek особая серия в линейке американского производителя Daniel Smith, она отличается тем, что в качестве пигментов, по словам производителя, используются натуральные полудрагоценные камни и минералы, в результате чего получаются невероятные оттенки и высокая грануляция. Всего в серии 35 цветов, у меня только 5, поэтому говорить за всю линейку не могу, к сожалению.



Информации о красках, кроме восторженных отзывов, крайне мало, поэтому делюсь всем, что выяснила сама. Прежде всего, надо понимать, что натуральные пигменты использовались веками, это не новинка в мире акварели. Есть несколько моментов, вызывающих вопросы и касающихся этих красок, о которых умалчивают в красивых роликах. Я нашла гигантскую статью с интересным мнением художника Bruce MacEvoy. Далее приведу некоторые моменты из его статьи. Как линия акварели, краски PrimaTek, как правило, имеют темные цвета с низкой насыщенностью цвета. Краски относительно дороги и имеют низкую красящую способность (на кисть набираешь много краски, а на бумаге в итоге мало цвета), что означает, что они не могут быть выгодной покупкой для художника.

Цвета легко снимаются с бумаги (все мои точно), что затрудняет использование нескольких слоев акварели или лессировок. Эти свойства краски способствуют другому подходу к рисованию, который в большей степени зависит от кисти, чем от заливки и точных манипуляций. Низкая цветность и низкая тонирующая способность побуждают использовать краски как чистый цвет, а не как цветовые смеси.

В качестве акварели краски PrimaTek являются интригующим, но едва ли незаменимым дополнением к палитре художника. Новичкам может не понравиться ограниченная цветовая гамма, но опытные художники могут испытывать трудности с использованием красок с отличным художественным эффектом, отличающихся по цвету, текстуре и характеристикам обработки.

До конца 18-го века почти все неорганические пигменты, не сделанные из меди или свинца, были физически вырытыми из земли минералами или побочными продуктами производства керамики. Основная трудность с этими красителями заключалась в том, что минералы были трудоемкими для извлечения, измельчения и очистки, цвет пигмента было трудно стандартизировать, а интенсивность цвета (насыщенность), как правило, была низкой.

В конце 18-го и 19-м веках были достигнуты значительные успехи в промышленной химии, которые позволили экономически массово производить химически чистые синтетические неорганические пигменты для использования в качестве красителей на растущих европейских и американских потребительских рынках. Эти «классические» пигменты, как правило, обладали красителями (размер и консистенция частиц, химическая чистота, насыщенность цвета), превосходящими природные минералы, и до сих пор широко используются в настоящее время.



Художники, по мнению Bruce MacEvoy, должны с осторожностью относиться к любому изображению или описанию цвета или текстуры красок PrimaTek в маркетинговых материалах Daniel Smith. Сложно контролировать соответствие цветов на печатных или электронных носителях, и в маркетинговой литературе Daniel Smith упоминаются изменения цвета из-за новых «партий» минерального пигмента — в пигментах есть естественное изменение.

Есть еще немного сомнительный момент, касающийся добычи самих пигментов и их «натуральности». Если вы посмотрите маркетинговые видео (как то, что чуть выше), то скорее всего увидите рассказ про легендарную ляпис лазурь. И все. Так вот, сомнительность момента заключается в том, что все пигменты серии Приматек могут быть воспроизведены искусственно, многие из них можно свободно купить в магазинах и экспериментировать самому, но это не будут стопроцентно перетертые камни, это будет синтетический аналог. В натуральных камнях очень много примесей, в этом случае практически невозможно стандартизировать краски и очень сложно их очищать. Та же бирюза слишком дорогая, чтобы пускать ее в краски, многие украшения с натуральной бирюзой сейчас покрыты лаками и смолами для сохранения текстуры и цвета камней. Поэтому действительно ли акварель настолько драгоценная, как заявлено?



На этом с сомнительными моментами покончим и перейдем к интересному — выкраскам и описаниям. Я использовала эти краски по отдельности, смешивая друг с другом, либо с микроскопическим добавлением соответствующих оттенков цветов обычной акварели. Идеальная бумага для Приматек — крупнозернистая и плотная, так цвета идеально гранулируются в частичках бумаги и выглядят очень красиво. К сожалению использовать краски в комплекте с обычной акварелью у меня не получилось — если примешивать их к более насыщенным цветам, появляются проплешины, если добавлять просто в цвет — теряется магия цвета и грануляции. Может конечно мне просто не хватает навыка, но факт пока остается фактом.



В аметисте явно видно частички шиммера, он блестит на цвету. Жадеит и пьемонит возможно идут с добавлением гематита (оксида железа), потому что в грануляции выпадает некий темный осадок, хотя в жадеите он более коричневый. В любом случае это просто мои догадки. Чтобы получить такие интенсивные цвета, я выдавливала краску прямо на бумагу и размывала ее уже на месте. Если набирать кистью с палитры — цвета приглушеннее и светлее. Гематит у меня ни разу не коричневый, а скорее черный, не знаю почему. Вот видео выкраска от Джексонса:



Как и все свои драгоценности, брала краски в Джексонсе (ссылка реферальная), дождавшись очередной скидки. Как заказывать в Джексонсе я писала в этом посте.

Тюбики крохотные, всего 5 мл, а расход краски все-таки значительный. Плюс в этой акварели часто много связующего и она интенсивно вытекает из тюбика, что увеличивает расход. У меня в аметисте еще попадаются какие-то частички непонятно чего.

Плюсы:
— интересные непредсказуемые переливы цвета и грануляция
— высокая светостойкость (по словам производителя)
— приглушенная благородная палитра
— можно купить для пробы маленькие тюбики 5 мл, дот карту или взять сразу 15 мл
— возможность почувствовать себя художником из древности в наши дни

Минусы
— высокая цена
— высокий расход краски
— много связующего в ряде цветов — как следствие:
— многие цвета прозрачные, мыльные и плохо кроющие, легко смываются в лессировках
— со временем цвета очень сильно высыхают и их невозможно набрать, выдавливайте краску только под текущую работу
— сомнения относительно натуральности пигментов, и как следствие, такого высокого ценника
— нестабильность в цвете и заливке

Что в итоге: несмотря на некоторые моменты, лично мне акварель нравится в качестве эксперимента. Естественно я не стану собирать всю палитру и делать ее основной, но кое-где добавить красивых эффектов можно, если не жалко денег. Многих цветов с похожей грануляцией и стабильным оттенком, по словам опытных художников, можно добиться и с синтетическими красителями, взять тот же ультрамарин в смесях. Не рекомендую ее новичкам, просто по причине того, что вы не сможете скорее всего оценить весь ее потенциал и с ней сложно работать. Опытные художники тоже смогут ее использовать весьма ограниченно, но вероятно получат в итоге интересные эффекты.

10 комментариев

aeleeta
  • aeleeta
Спасибо за обзор, мне давно было интересно про эту линейку, я так, неспешно облизывалась :)) Не столько прям желание обладать, сколько любопытство: а как оно в деле-то? Вот ты и сказала, как.
Про сомнения в натуральности — с одной стороны, имхо, сомневаться — эт правильно ;) С другой — та же бирюза обтачивается для ювелирки, а крошку можно как раз не выбрасывать, а в краску растереть, безотходное производство. Т.е., я могу представить, что это могут делать из недешевых камней, только не целые глыбы портить, а вот так, «из краешков» :)

Про понты, пиар и натуральность анекдот из жизни. Буквально на днях мы с подругой нюхали парфюм в ЛЭтуале. Подбегает консультант и сует под нос бумажки с новым ароматом от Ланком. Ну, мы понюхали, приятный (название я уже забыла), но не так чтоб вот прям немедленно его захотеть. Тетка-консультант восторженно вещает: «это впервые парфюм без синтетических компонентов, на одних натуральных». Я слегка удивляюсь, она продолжает: «вы только подумайте, впервые в истории!!!» Я спрашиваю: в истории чего? Ланкома? Она: нет, впервые вообще в истории парфюмерии!
:))))))))))))))))))))))))))))))
Когда я напомнила ей о, к примеру, средневековье (уж не будем до Клеопатры бежать, ладно уж), не с первого, с третьего раза она как-то опомнилась. А у нас с подругой теперь «внутренний мем»: «впервые в истории парфюмерии» :))))
★ Летта
Хаха, про историю парфюмерии очень забавно, да))
Чтобы делать из крошек надо два производства соединить, надо это ровно хммм никому?
А о натуральности я бы не думала вообще, если бы это не выпячивалось так и очевидно не влияло бы на цену (к слову, и так конскую). В деле, конечно, вероятно, у меня только так, я тот еще акварелист и не склонна петь соловьем о том, чего нет, в отличие от акварельных инстагур.
aeleeta
  • aeleeta
И это особенно ценно (не петь соловьем понапрасну). Я обычно доверчивая, говорит производитель о натуральности, знач не врет :))) А потом оказывается… по-разному, в общем, да :))))
aeleeta
  • aeleeta
ЗЫ Я тут подумала про конский ценник: его же еще наращивает факт, что оно к нам поступает с другого континента. ПОмню, несколько лет назад читала в разных местах обсуждение цен на цветные карандаши Призмаколор и сталкивалась с тем, что в США, среди простых пользователей, Кохинор дорогим считается, а Призма приемлемым по цене вариантом. Там даже цифры приводились, только я их, конечно, с тех пор прочно забыла :))) Но сама суть осела в памяти, что «за морем телушка полушка, да рупь перевоз». Возможно, ДС не дешевая марка, конечно, но на родине вполне приемлемо стоит (особенно если сопоставить со средним заработком и пр.), а к нам попадает уже заметно подорожавшей. Те же европейские Шминке, Винстон и проч. на том же Джексонсе мы берем и доставка в рамках разумного, никаких межконтинентальных перелетов. А ДС — вот такой делается, «драгоценный».
Катерина
Большой классный обзор, как и всегда впрочем!:)
От себя добавлю пару копеек… потому что некоторые моменты меня удивили и озадачили)) Но понятное дело это лишь моё скромное мнение и личное ощущение) Так вот: про насыщенность/расход краски например… Я фанатка ДС до мозга костей и искренне считаю их лучшими, как раз из-за пигментонасыщенности и низкого расхода… Это конечно фишка всех проф.серий, но у ДС она как-то особенно сильно развита на мой взгляд. То есть там где обычную краску надо набирать — в ДС достаточно просто ткнуть кончиком кисти) Но да, соглашусь, что некоторые приматеки «сопливые» и набираются так себе… такая разношерстность в пигментации серии меня не очень приятно удивила:( Видимо дело в «особенности минерала», и говорят у ДС всё ещё не так плохо — тот же лазурит у Шминок — одни сплошные сопли в желе, хотя казалось бы… этожшминке!)) Из супер насыщенных приматеков: серпентин и апатит — два моих любимца, живущих в основной палитре. Из светлых оттенков очень клёвый амазонит, он выглядит как зеленовато-бирюзовый без особой грануляции, но зато крутой и звонкий в смесях. Про вымываемость с бумаги тоже удивило… я много пишу лессировками, приматеками пользуюсь почти во всех работах и никогда проблем с поднятием нижнего слоя не было, но возможно дело в бумаге. Про смешивание: тут надо привыкнуть и поэкспериментировать, ага. Краски сами по себе интересные и в чистом виде их использовать — милое дело, а в смесях «прелесть» может потеряться, но может и выгодно проявиться, особенно если мешать краски с разным размером «хлопьев» грануляции. Про сомнительную натуральность я тоже много задумывалась… приятно конечно считать, что работы «инкрустированы» полудрагоценными камнями… но как оно на самом деле — хз и интрига)) Ещё для меня огромный плюс то что ДС веганские краски. И да, самый огромный очевидный минус — конский ценник… даже на распродажах… ох и ах..:(
★ Летта
Спасибо, за такой развернутый коммент, я ждала твоего мнения! Относительно спорных моментов — я тоже как бы не истина в последней инстанции и рубаху рвать не буду на себе smile

Про пигментацию основной серии не могу сказать, у меня ее нет, потому что есть аналоги дешевле/подожду скидочки/ой прошли скидочки и так всю жизнь. Относительно пигментации именно конкретно Приматека — я читала забугорные форумы и обзоры, у них тоже есть вопросы, потому что слишком что-то до фига «волшебных» компонентов, то ли не та кисть, то ли бумага, то ли луна не в той фазе, но многие признают, что они бледноваты. Я любитель ярославских красок и мне кажется что да, бледноваты, но кому-то может наоборот в кайф, это все субъективно.

В смесях из то, что у меня получалось — маян блю красиво мешается с индиго, причем по-моему почти с любым и серой пейной. Они темнее и он как-то симпатично просвечивает. Именно тех оттенков, про которые ты говоришь, у меня нет, но на выкрасках они выглядят приятно.

Про сопли тоже объяснимо — некоторые пигменты просто физически неспособны быть олала яркими и однородными, все мы помним преподобный церулеум, да? Поэтому приходится мешать ведро связующего, чтобы хоть какое-то подобие краски получить.

Про веганство очень греет душу, но после сомнений в драгоценности невольно мыслишка то пробегает — а так ли все радужно?
Катерина
За основную палитру ДС я тоже полноценно не скажу) У меня из неё 3 мини-тюбика и те так себе «основные»)) ну и + дот.карты… С их космическими ценам я придерживаюсь политики покупки «извращенских» цветов, которых нет у других брендов) Самые 1е тюбики у меня тоже были набор 6 приматеков… брала года 3-4 назад… с тех пор на распродажах потихоньку собираю по 2-3 всяких новых интересных цветов) Круто наверное конечно и как основу ДС завести, но уж очень дорого, и как ты правильно говоришь, есть аналоги дешевле) В плане бледно/яркости тут да, дело вкуса скорее) Я не особо фанат ярких цветов, поэтому для меня приматеки в самый раз можно сказать)

Из набора маян блю мне не зашёл чо-то, так и валяется не сильно начатый… А вот аметист и особенно жадеит — полюбились, мешаю их с синими, коричневыми или чёрными для ещё большей глубины. Гематит (у меня он кстати тоже не особо коричневый, но более тёплый, чем на твоей выкраске, хотя может это «эффект монитора») мне нравится мешать со светлыми цветами без грануляции, а пьемонтит с изумрудкой даёт цвет «пруда в графском парке»))) Очень нравится)

С веганством мне кажется что всё-таки дела куда проще, чем с натуральными камнями, тут я им верю почти на 95%)) По сути для этого же достаточно просто не экспериментить на животных, не добавлять мёд и желатин(ну и не добавлять убойную химию). «Vegan» щас почти все краски, кроме медовых сеннельешек)

О, а про преподобный церуль, я тут для себя открыла нового фаворита — Isaro. У них он именно настоящий(специально такой искала) PB36, без всяких имитаций и очень классный, цвета осеннего неба солнечным утром)) Красивый, хороший в смесях, без соплей и для своего брата весьма насыщенный, но с грануляцией понятное дело)
★ Летта
Спасибо, про смеси, надо прям сесть позамешивать все со всем smile
И про Изаро! Думаю кроме меня еще кому-то да пригодится heart

Про веганство, биоэтичность и защиту природы — тааааак это сложно. По идее, если ты рисуешь в дидже, то потребляешь только электроэнергию. Но если подумать сколько природы было неминуемо загублено для производства твоего интуеса/синтика/макбука/просто ноутбука/монитора/компа и так далее, то волосы начинают шевелится. То же самое и с веганскими красками — да, я очень фанат этой идеи, это круто, но нет «веганской» бумаги без деревьев для этих самых красок, а их тоже жалко. Наверняка понадобятся натуральные кисти (хотя хвала богам, наука таки шагнула вперед в этой отрасли), еще какие-то штуки и так постоянно.
Катерина
Ну в глобальном смысле вопросы экологии это да… слооожнаа, если задуматься о более масштабном, чем просто состав тюбика… тех же выбросах при производстве… Голова кругом! see_no_evil
Бумага без деревьев — это хлопок по идее, но в него столько желатина пихают, что ком к горлу… Из современных брендов вроде только у Фабрианы хлопок без вываренных трупов… но ограничиваться только ею к сожалению чертовски тяжко:(( С кистями в этом плане проще, я лично в сторону натуральных даже не смотрю. О да, слава Богам сейчас такая синтуха крутая, что лично мне ничего другого и не надо) Никогда не любила все эти линяющие натуралки и как только появились нормальные синт.аналоги — перепрыгнула не оглядываясь) Боже храни Эскоду! smile (ну и Джексон тоже храни))))
★ Летта
У меня есть три колонка и козьи кисти для китайской живописи — там на синтетике увы не уедешь. Но так да, я тоже фанат синтетики — упругая, классная, стерлась — выкинул с легким сердцем и новую взял.
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.