Рисование тушью — часть 2 про инструменты

Letta
8 лет назад

Тушь хороша тем, что ей можно рисовать по-моему абсолютно любыми инструментами. Я расскажу про то, что пробовала или планирую попробовать сама, а в частности про перья, рапидографы, кисти и нетрадиционные материалы. Про бумагу и тушь я уже немного говорила в предыдущем посте, так что углубляться не буду.

Самый первый инструмент, который использовался для письма и рисования тушью - птичье перо. Обычно это были утиные перья, но когда возникала необходимость нарисовать более тонкую линию, выбирали перо вороны. Кончик пера, заостренный с помощью специального ножа, окунался в чернила, и полый стержень пера удерживал достаточно чернил для того, чтобы сделать несколько штрихов. Сейчас уже конечно с птиц перья дергают только эстеты, для остальных изобрели целую кучу разных металлических перьев.

Есть перья для письма, а есть перья для рисования. Перо для письма по сравнению с обычным для графических работ имеет более широкий наконечник. Вообще есть куча разных классификаций перьев в зависимости от типа письма или рисования, я еще пока ее целиком не уяснила и для себя делю перья на на 3 большие группы – ширококонечные, остроконечные, и рондо.

Ширококонечные перья – кончик похож на маленькую лопатку. Бывают металлическими, тростниковыми, бамбуковыми, птичьими и даже деревянными.

Остроконечные перья – похожи на копьё средневекового рыцаря в миниатюре. Изготавливаются из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Именно такие перья чаще всего используются для рисования.

Рондо – металлическое перо. В каллиграфии им пишут чертежный шрифт при подписывании чертежей и плакатов. На кончике имеет «блинчик», за счёт которого и получается «эффект шариковой ручки» - то есть линия одной толщины в любом направлении движения пера. Не очень хороший выбор вообще, я такими не пользуюсь.

Также в каждом пере есть расщеп и должен быть тушедержатель. В остроконечном один расщеп, а в ширококонечном бывает один или два – на это влияет ширина самого пера. Придуман расщеп для того, чтобы тушь или чернила удерживались между краями пера, и стекали на бумагу точно через кончик пера в необходимом количестве.

Тушедержатель (этот такая штучка надевается на перо) нужен для того, чтобы не приходилось поминутно заправлять перо тушью – с помощью этого нехитрого приспособления можно написать несколько букв за одно заправление пера тушью. Причём не рекомендуется обмакивать само перо в чернильницу – от этого образуется нежелательный наплыв туши на кончике пера, а тростниковые перья и вовсе быстро изнашиваются вследствие размокания их рыхлой внутренней части. Надо заправлять тушью образовавшееся пространство между пером и тушедержателем с помощью кисточки, которая выделяется специально для этой цели. Еще раз повторю, что перед первым использование кончик пера нужно прокалить над огнем, чтобы убрать специальный состав, защищающий перо от ржавчины.

Я рисую обычно остроконечным пером, примерно таким - это японский G pen.

На пере нужно избегать появления осадка, поскольку это непосредственно затрагивает качество проводимых линий. Перо хорошо очищается обычным споласкиванием в проточной воде (из-под крана) Наиболее важный момент очистки - вначале необходимо вынуть перо; в особенности, если ручка имеет металлический зажим для фиксации. Металл подвержен коррозии: если не вынуть перо, его неизбежно заклинит в зажиме. После полной очистки пера и зажима их следует насухо вытереть салфеткой или куском хлопчатобумажной ткани.

Для перьев есть разные держатели. Например такие для письма Copperplate для рисования не подходят

Наш выбор вот такой. Здесь сверху вниз обычный держатель (у меня такой), универсальный и для тонкого пера. Второй подходит тоже для тонких перышек.

Лучше, чтобы держатель был либо пластиковым, либо покрыт лаком, так он будет меньше размокать и портиться. Подбирать держатель нужно под вашу руку, я для удобства частенько наматываю изоленту или надеваю резиновые мягкие штучки с ручек, чтобы не уставали пальцы. Это кстати еще добавляет вес, а мне удобней держать более тяжелый держатель.

Много полезного пишут про перья в Википедии).

Теперь немного про кисти. Из своего опыта могу сказать лучше брать кисти для каллиграфии, у них большой диапазон толщины линии. Если таковых нет, для большинства работ подойдет синтетика, за счет своей упругости и жесткости, хотя на самом деле я встречала людей, которые щетинными кистями пишут шедевры тушью, так что тут индивидуальные предпочтения и личные пробы очень пригодятся. Мне лично удобна синтетика еще тем, что ее проще отмыть, а делать это нужно обязательно после каждой работы. Синтетика не боится мыла, быстро сохнет и вообще непривередлива. Все мои белки, колонки и прочие нежные звери тушь не держат вообще.

Отдельно стоит сказать про BrushPen - это синтетическая кисть уже с резервуаром с тушью. Я в качестве аналога иногда заправляю разбавленной тушью Waterbrush - получается что-то похожее. Здесь главное правило - то, что заливается в картриджи и кисти должно быть либо разбавленным, либо специальным, для заливки в рапидографы и изографы, иначе все ваши устройства после высыхания намертво склеятся внутри и их придется выкинуть.

Теперь о самом загадочном - изографы и рапидографы. Чем отличается изограф от рапидографа? Некоторыми особенностями конструкции пишущего узла и способами заправки, но на практике – ничем. Ходит слух, будто изографом можно рисовать под наклоном, а рапидографом – только строго перпендикулярно бумаге. На самом деле оба могут рисовать под разумным наклоном. Вот так выглядят изографы.

А вот так рапидографы

Изографы и рапидографы не самое дешевое удовольствие, и при этом капризное. Их нужно чистить и промывать хотя бы раз в месяц, следуя инструкции. И ни в коем случае не разбирать больше, чем та же инструкция позволяет – иначе обратно не соберете! Заправлять их можно только специальными чернилами для рапидографов, лучше фирменными. Обычные чернила или тушь – самый легкий способ испортить инструмент. А портятся они часто даже сами по себе, особенно тонкие, от 0,1 до 0.25 мм, и в один прекрасный день отказываются рисовать. Одна из причин: искривление наконечника или металлической «нитки» толщиной с волос, расположенной внутри конструкции на утяжелителе. С ее помощью чернила прокачиваются в стальную трубку наконечника, и от слишком активных встряхиваний она может погнуться. Такой инструмент починке в домашних условиях не подлежит. Вот кстати так устроена ручка изнутри.

Зачем покупать дорогой и капризный инструмент? Можно ли вместо него использовать гелевые, капиллярные ручки или маркеры? Можно. Тут дела вкуса и финансовых возможностей. Но рапидографы пишут чернилами, близкими по качеству и цвету к туши для рисования, их удобно использовать как вспомогательный инструмент в рисунке пером и тушью, например, в манге. Основной плюс – варианты толщины линий. Изографы и рапидографы начинаются от 0,1 мм в диаметре до 2 мм и имеют около 15 градаций толщины. Толщина гелевых и капиллярных ручек около 0,5 мм и редко бывает другой. Изографы и рапидографы дают одинаково тонкую идеальную линию без потеков и точек, что иногда тоже может быть важно

Линеры - хороший, более дешевый аналог изографов и рапидографов. Я в основном пользуюсь ими, а не гелевыми ручками, они дают более ровную линию без потеков, чернила не блестят и не размываются водой, по крайней мере у Faber Castell. Stabilo размываются отлично. Однако у них мало градаций толщины по сравнению с изографами и рапидографами, они довольно быстро кончаются и одноразовые.

Еще я хотела упомянуть несколько нестандартных материалов для рисования. У меня есть диковинное стеклянное перо, привезенное мамой из Израиля. Перо представляет из себя красивое веретено сужающееся от корпуса к пишущей точке. А чернила набираются вот в эти самые спиральные бороздки снаружи пера. В моем варианте оно немного царапало бумагу, что решилось шлифовкой кончика мелкой наждачкой. Фишка такого перышка в том, что оно набирает больше чернил, чем обычное, но не имеет градации толщины линии.

Можно рисовать деревянными палочками и клинышками, затачивая их под разными углами. Они дают интересную текстуру и линию.

Интересные результаты можно получить, используя губки, ватные диски и ватные палочки - здесь все зависит только от вашего бесстрашия и тяги к экспериментам. Так же можно протирать бумагу наждачкой, комбинировать с акварелью, гуашью, клеем - в общем полная свобода.

Вот такой огромный получился пост, я старалась ничего не упустить и буду рада вашим комментариям об инструментах, которыми вы пользуетесь или хотите попробовать. В следующем посте я планирую немного рассказать про технику рисования тушью.

#кисти #каллиграфия #рапидограф #техника #перья #изограф #материалы #инструменты #тушь #рисование

Та тушь, которую вы льете не предназначена для перьевых ручек, она слишком быстро высыхает и водостойкая. А та, что заливается в ручки, обычно более жидкая и не застывает дольше. Хотя после прошествия долгого промежутка все-таки может.

Я заливал в ручки, которые потом мог разобрать и почистить, поэтому никто не пострадал :)

“… а не в том, чтобы она просто стояла” 😅

Нуу, она довольно быстро начинала так себя вести. Те же чернила тоже так подсыхают, если ручку колпачком не закрыть, но тут и плотное завинчивание колпачка не помогало :)

Винзоровскую заливал уже скорее для эксперимента, сравнить — будет ли она вести себя сильно иначе, чем китайская тушь (я честно не знаю, что она из себя представляет, но она довольно жидкая, и от нее очень странный запах — продавалась раньше в передвижнике в огромных пластиковых флаконах).

Попробую сегодня залить Ротринг, потом расскажу, если будет интересно.

P.S.: А чем ротринговская тушь отличается от обычной? В смысле — это какой-то отдельный тип туши? Я тут недавно нашел 0,35 изограф, пролежавший год в ящике, и он даже писал — хотя я сначала и думал, что там уже все настолько засохло, что уже ничего не поможет)

эээ ну смысл туши то в том, чтобы ей пользоваться, а не в том, чтобы она просто стояла.

Обычную тушь в ручки заливать самоубийство, особенно виндзоровскую, она же высыхает почти мгновенно. В ручки заливают либо чернила, либо что-то на водной основе, но тушь все-таки плохой вариант. Ротринговская должна хорошо зайти.

Все никак не допишу ответ)

Перьевые ручки я использую (есть Lamy, TWSBY и пачка Jinhao, взятых на али для прикрутки на них рисовальных перьев), но чаще для обычного письма, а не для скетчбуков. В скетчбуках хочется рисовать/писать тушью (она чернее, чем черные чернила, и лист насквозь не пробивает, если ее с водой не мешать), а с тушью мои перьевые ручки как-то не подружились — засыхает на пере и комкуется на кончике пера, так что комфортно писать можно только сразу после заливки, вобщем-то. Возможно, тут дело в туши, правда — я пока заливал только какую-то китайскую и W&N с паучком, и не попробовал заливать в картридж тушь для изографов. Может, попробую — у меня как раз есть пара флаконов ротринговской, но заливать ее абы куда — жаба душит)

copperlate не очень удобны для таскания с собой и ежедневных заметок, к нему надо приноровиться. В вашем варианте мне кажется идеальны будут все-таки перьевые ручки. Я планирую написать про них, как только мои до меня доберутся)

Оживлю эту великолепную тему :)

У меня сейчас есть несколько круглого сечения (какие-то ноунейм с быстро потрескавшимся лаком, нелакированные деревянные с зажимом-розочкой и пара Cretacolor, у которых перо держится специальным зажимом) и один brause ornament (такой небольшой держатель под два пера, перья просто вставляются в прорезь у дерева). Из всего этого набора удобно писать только угловатым brause, круглые же вообще не могу держать в руках подолгу — пальцы устают.

Хочется чего-то, по хвату похожего на хват перьевых ручек у Lamy, но чтобы без переделки fountain pen в dip pen :)

Сейчас активно продают всякие «эргономичные copperlate держатели», выглядящие, как дверная ручка с торчащим из нее пером. Вы пробовали такими пользоваться? Удобно ли ими рисовать/писать, или они для повседневных заметок в скетчбуках не подходят? (я просто завел себе привычку таскать с собой скетчбук и тушь, и делать текстовые заметочки с рисунками и наоборот — и теперь страдаю, т.к. Brause уже разваливается, и перья из него вываливаются)

Ох, хороший вопрос) Я тоже долго искала, надо либо винтажную искать по закромам либо выкручиваться. Меня спасают фарфоровые подставки под яйца — они тяжеленькие, устойчивые и можно налить немножко, единственный минус надо приноровиться выливать тушь обратно в баночку. Нашла себе красивые, теперь рисую и глаз радуется. Но если вы что-то найдете, поделитесь пожалуйста, потому что проблема действительно есть)

Спасибо за обзор! Я ищу хорошую устойчивую чернильницу, но не могу найти. Может вы что-нибудь посоветуете?

Добро пожаловать ✨

Интересно было бы посмотреть на ваши успехи)

Спасибо за обзор, осваиваю книгу Creating textures in pen and ink with watercolor (Claudia Nice), a перо ещё в руках не держала. Ваша статья-отличное подспорье, плюс, она привела меня в artlab;) Интересно у вас здесь:))))

У меня сейчас период любви именно к плотному, кроющему свойству туши, так что размывки пока не очень меня манят, но в будущем может быть буду использовать)

Можно конечно )). Как ручкой ими рисуешь и все, ну может немного не так полого как ручку держишь, но так чтобы строго 90 градусов — нет. Единственное, промывать их действительно нужно, а лучше просто чтобы не застаивались просто расписывать время от времени. Правда есть нюанс — толстые рапидографы (вроде 0,75, 1) — вот эти уже лучше держать почти перпендикулярно — иначе линия может быть неровной по толщине. Главное — не шкрябать и царапать по бумаге. Перестала тушь идти — протереть кончик от забившейся бумаги, потрясти хорошенько и продолжать… ну или туши долить ))))

Вот как у специалиста спрошу — ими можно рисовать под наклоном?

А то столько мнений и все разные. Я сама их не пробовала еще пока.

У меня рапидографы. А лучше линеров они тем, что тушь не выцветает так со временем, как выцветает линия у рапидографов

У меня очень много перьев, есть раритетные с советских времен, и такой наборчик тоже есть, но рисую я в основном двумя-тремя. Может со временем приноровлюсь к плоскому или плакатному перу, но пока остроконечное, типа первого мой фаворит)

Ватербраш многое выдерживает, я еще заливала разбавленные чернила гаммовские, тоже интересный эффект. А вообще, чем больше экспериментов, тем больше всякого разного опыта.

У меня вот такой набор

Виды перьев для каллиграфии

Пробовала писать пока только остроконечным и ширококонечным. Со вторым у меня ничего не получилось (то у которого кружочек на конце) и я его отложила, так руки и не дошли разобраться. По середине которое вроде плакатное называется, не думаю, что пригодится. Я, кстати, тоже заливала в вотербраш разбавленную тушь и писала, вроде не плохо. А вообще у меня пока порыв прошел и всё пылиться, надеюсь как-нибудь опять нахлынет желание освоить каллиграфию:)

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club