Техника правильной штриховки

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями — есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

  • Штриховка показывает тоновые соотношения. Значит вам нужно иметь элементарные представления о том, что такое тень, блик, рефлекс и так далее. Посмотреть примерно о чем я говорю можно на картинке ниже

  • Чтобы показать объем предмета, штриховка кладется по форме, вам нужно чувствовать сам предмет и линию, как ее положить, чтобы она подчеркнула форму.
  • Чтобы хорошо штриховать надо правильно подбирать материалы и уметь их подготавливать — ваши карандаши должны быть заточены, бумага должна подходить для штриховки, под рукой должен быть хороший ластик. Лучше иметь под рукой наждачку, чтобы держать кончик карандаша всегда острым. Так ваши штрихи будут тоньше и аккуратнее.
  • Если вы никогда в жизни не рисовали линий от руки, потренируйтесь сначала в технике штрихов не на конкретном рисунке, а абстрактно, набейте руку, проще говоря.
  • Помните, что штриховка требует особого положения руки, это может показаться непривычным, но вполне обосновано. Лучше держать лист вертикально — так меньше искажений и возможности растереть рисунок случайно ладонью.
  • На гладкой бумаге, типа ватмана гознака, штрихи получаются четче, на более шершавой — штриховка более мягкая. В зависимости от мягкости карандаша ваш рисунок может быть более контрастным (при использовании карандашей большой мягкости), но его легче смазать и сделать грязным.
  • При набрасывании формы, осветлите мягким ластиком технические линии — так ваш рисунок опять же будет четче и чище.

Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:



Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:



Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.



Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:



А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости



В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться — копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео — очень полезное для начала.



Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

При написании поста использовались материалы из этой статьи.

Упражнения для качественной штриховки можно посмотреть в этом посте.
  • Хороший пример штриховки, четкий, аккуратный рисунок, хорошо считываются тональные взаимоотношения
  • Хороший пример штриховки, четкий, аккуратный рисунок, хорошо считываются тональные взаимоотношения
  • Хороший пример штриховки, четкий, аккуратный рисунок, хорошо считываются тональные взаимоотношения
  • Хороший пример штриховки (на тонированной бумаге), четкий, аккуратный рисунок, хорошо считываются тональные взаимоотношения
  • Хендрик Гольциус
  • П.П.Рюбенс (?) Выпас скота.1618 - 1620.Перо,коричневые чернила,акварель. 34.0 х 25.2 см Лондон.Британский музей.
  • П.П.Рюбенс.Анатомическая штудия.Бумага,перо,коричневые чернила. 27.8 х 18.6 см.Нью Йорк.Художественный музей Метрополитен.Фонд Роджерса.
  • А.Дюрер .Этюд драпировки.1506.Кисть тушью,мел.голубая "венецианская" бумага.238х280 мм. Вена.собрание графики Альбертина.
  • П.П.Рюбенс (?) Альберт Рюбенс .Красный и черный мел,перо,коричневые чернила,акварель.22.8 х 20.0 см Вена.Альбертина
  • А.Дюрер.Голова и руки Апостола (фрагмент).1508 г.Кисть,белила,серый и черный цвет.Вена.Альбертина.

6 комментариев

Екатерина
Хороший материал, спасибо! Никогда не хватало терпения закончить штриховать по правилам, так и хочется пальцем все размазать)) Картинка с камушками очень понравилась)
❄ Летта
Знаешь как нас в художке ругали за размазать пальцем! Вплоть до перерисовывания всего. Так что я крепко запомнила про штрихи smile
Елена
  • Елена
Ох, спасибо за пост! Буду изучать. Я-то по наивности думала, что светлая штриховка — это едва касаясь бумаги, а темная- нажимая со всей дури. flushed
И вот каждый раз муж меня спрашивает: зачем мне ходить на оффлайновые уроки по рисованию, если есть куча онлайновых. А вот потому что в куче онлайновых говорят: заштрихуйте, и ни разу не сказали, КАК. Вот первый такой вижу!
❄ Летта
хорошая штриховка уже может работу дать) особенно в каком нибудь гравюрном стиле, но в инете реально мало материала на тему «как». Я рассказывала больше по своему опыту, как меня учили в художественной школе.
Елена
  • Елена
мне чуть-чуть, буквально на несколько секунд стало понятно про штриховку на мастер-классе по каллиграфии, когда преподаватель сказал, что пером рисовали и картинки показывал — вот наподобие Дюрера — фамилии-то художников я позабыла, конечно же.
Но промелькнуло это и тут же из головы вылетело. А тут… вот!
Ольчик
спасибо за пост! очень полезно!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.