Творческие кризисы и пути выхода



Многим рисование кажется романтичным и возвышенным процессом, а-ля художник в берете вдохновенно стоит рядом с мольбертом и оп! шедевр готов. На самом деле обучение рисованию достаточно нудный и долгий процесс. Я решила собрать основные кризисные точки, которые возникают у всех, кто занимается рисованием с вариантами выхода из них.



Итак, первый кризис, назовем его ocean море рисования swimmer
Выглядит это примерно так: вы еще ничего не умеете, но вам все нравится и хочется сразу все освоить. Вы даже не знаете с чего начать, кидаетесь повторять рисунки и картины мастеров и в результате остаетесь либо разочарованным, либо ваши навыки не двигаются с места, оставаясь на уровне бесконечного срисовывания.
В рисовании, как и в других вещах есть база, без которой сложно развиваться. Вот почему в художках начинают с кубиков, а не с копий Рембрандта. Прежде, чем стать великим, вам нужно наметить путь. Интересно, что книги на этом моменте не очень эффективны, чаще всего они оттачивают конкретный навык, а не всю базу. Отлично работает базовый курс или индивидуальный преподаватель. Можно учиться и самому, но нужно иметь железную волю, а чаще всего люди не способны к долгой концентрации, особенно если что-то не получается. Это сложный этап, но награда за его прохождение очень крутая — ваши навыки существенно расширяются и делают вас гораздо свободнее. Даже если вы хотите научиться какому-то одному навыку — например рисовать маслом — изучите базу. Это очень помогает и дает уверенности, которая так нужна в начале.



Кризис второй — weary плато отчаяния bow
Когда вы только начинаете, то очень быстро растете, за счет того, что вам многое неизвестно. Однако постепенно, с течением времени количество основных знаний и навыков исчерпывается и вы скатываетесь в такую уютную ямку умений, которые у вас хорошо получаются. Чаще всего это выражается в том, что вы например рисуете одни и те же сюжеты, людей в одинаковых позах, одинаковые у всех персонажей глаза и так далее. Наш мозг на самом деле очень ленив и быстро пресекает все попытки нагрузить его чем-либо. Вы не растете, а просто постоянно повторяете сами себя. В такой ситуации есть и плюсы, как ни странно — ваше творчество становится однородным и вы уверенно можете заниматься знакомыми вещами. Но в наше время выделяются яркие люди, способные к множеству разных вещей. Так как же из всего этого выйти?
Во-первых найти на чем вы зациклены и опять же усилием воли постараться временно этого избегать. Например вы всегда рисуете рыжие волнистые волосы, но теперь попробуете и брюнеток, и блондинок, и короткие стрижки.
Во-вторых в такой момент самое время просить критики — причем чем жестче она будет, тем лучше отрезвит. Опять же, основная задача сдвинуть все. Отлично еще работает хорошее сообщество — люди со стороны часто подсказывают интересные вещи.
В-третьих из такого болота хорошо вытягивают короткие мастер-классы. Прелесть таких мероприятий в том, что обычно оттачивается маленький конкретный навык или техника и это позволяет быстро сдвинуть себя с мертвой точки. Еще они проходят в новом месте, с новой компанией что тоже плюс.

Кризис третий — sparkles я бог искусства innocent
Если в случае выше застой получается вынужденный, то этот кризис более опасный, потому что застой здесь часто осознанный. В момент, когда знаний становится много, нам кажется, что все, учиться больше нечему. Особенно если в этот момент человек уже прокачался до приличного уровня и может легко делать достаточно сложные вещи. Так вот, несмотря на то, что количество навыков конечно, учиться всегда есть чему. На этой стадии уже вполне можно ставить себе реально сложные задачи, качать качество, экспериментировать с смешиванием техник и так далее на что фантазии хватит.

Есть еще кризис похожий на первый — когда есть база, но хочется попробовать все техники, которые есть в мире. По моим наблюдениям очень часто разочарование здесь наступает у людей, которые стремятся сразу все монетизировать. В результате они ничего не заканчивают до приемлемого результата, тратятся на материалы и остаются ни с чем. В таком случае, как мне кажется, нужно четко дать себе понять — никакой монетизации, пока я не пойму, что мне это нравится и что я могу делать это на хорошем уровне. Кстати еще полезно отказываться, если четко понятно, что это не ваше. Например я в свое время выяснила, что совершенно не гений скульптуры и не хочу ей заниматься.

Психологи считают, что любой кризис – это признак развития. Однако если вы просто сдаетесь и ничего не делаете — развития нет. В рисовании очень важно иметь терпение, упорство и волю к тому, чтобы не бросать все на полпути. Самое главное в любом кризисе — что-то делать и иметь фантазию: участвуйте в флешмобах, пробуйте новые материалы, прислушивайтесь к критике, ходите на пленеры. Рисовать интересно, если делать это осознанно и с умом.

А у вас бывали кризисы? Как вы с ними справлялись?

15 комментариев

aeleeta
  • aeleeta
Такого рода кризисов у себя не наблюдала, возможно, проскакивала «не жуя», со мной бывает :)
Про отказ от «не своего» или даже на данный период времени «не того» — очень согласна. У меня, к примеру, таких отказов вообще по жизни нехилый список, причем, половина не потому, что не получается, как раз получается, но или неинтересно по каким-то причинам, или технически излишне в данный момент сложно и потому не очень-то нужно. Из изобразительных таких два увесистых пункта: масло и скульптура. Это самое легко мне давшееся с самого начала. Но в данный момент меня не тянет преодолевать технически-бытовые сложности, которые таки надо преодолеть, чтобы этим заниматься. Я спокойно обхожусь без этого. Если вдруг настанет момент и мне очень захочется, тогда и буду подстраивать под это быт, а пока обойдусь :)
★ Летта
Может ты просто не осознавала?)
Скульптуру я ненавижу по ряду причин — из-за гадких тактильных ощущений и из-за отсутствия понимания формы, которое необходима для хорошей скульптуры. При этом к керамике у меня тяга попробовать есть, но пока как-то не срослось.
Отказываться бывает еще сложно из-за предубеждений, что вот, все пробуют, а я что-то в стороне. Как с маркерами например — все рисуют и мне надо.
aeleeta
  • aeleeta
Наверное, ты права, не осознавала. Не особо на этом зацикливалась просто.

Про предубеждения, ну, иногда это не предубеждения даже, а нормальное любопытство, имхо. Все побежали — сразу хочется пощупать, попробовать, а вдруг это вкусно? Значит, мне тоже надо :))) Правда, применительно ко мне — это не про маркеры. Вот маркеры и фломастеры, вот такое все, я не очень люблю. С детства. Из-за тактильных ощущений, кстати :))) Из таких «чОтких» материалов мне милее лайнеры, тушь-перо, да хоть гелевые ручки, но не маркеры (и еще не шариковые ручки).
★ Летта
Тушь я тоже люблю)
aeleeta
  • aeleeta
ЗЫ Что касается последнего кризиса, мне кажется, мне до него далеко, я как тот Сократ, знаю, что я ничего не знаю. Точнее, что-то знаю, но при этом овердофига того, что не знаю, так же и с умениями :)))
titami
  • titami
Первых два очень знакомы. Хочется и то, и другое попробовать нарисовать, метаешся, а потом сидишь разочарованный. Или научишся рисовать что-то одно, а потом всё никак не переключится не можешь! Эх…
★ Летта
Спасет четкое планирование и кнут smile Но чтобы планировать тоже надо знать что именно планировать, так что все сложно.
Помнится, я в детстве научилась розочки рисовать и была у меня доооолгая розовая истерика на всех рисунках joy
aeleeta
  • aeleeta
Ой, а у меня в детстве тоже был период, довольно долгий, мультяшных персонажей. Меж собой по стилю очень похожих. Тоже научилась рисовать сначала волка из Ну, погоди, потом львенка мультяшного (не помню, откуда), а потом пошла шарашить подобные мордахи по привычному алгоритму. Где-то до 5-6 класса шарашила уже прям автоматически :))) Но тогда я про кризисы вообще ничего не знала и о происходящем не задумывалась, кучу открыток успела наклепать всяких поздравительных с этими мордами, даже в стенгазеты их «внедрила», т.к. меня к «производству» стенгазет привлекали класса с 4 и далее всю школу :)))))))
titami
  • titami
С планированием у меня беда)Напишешь список, распланируешь и потом всё наоборот сделаешь sweat_smile
DeathVoice
  • DeathVoice
Занималась фотографией долго, застряла на 3м кризисе, достаточно на долго надо сказать, не выдержала, продала фотоаппарат. Когда долгое время нет роста, плюс сюда приходит самобичевание, то всё, только стресс, никакого удовольствия. А теперь рисую и так страшно в кризис попасть… О.о
★ Летта
Интересная история thumbsup Но впадать в кризис не нужно бояться, тем более когда о нем знаешь, так что желаю вам спокойно и плодотворно рисовать и вернуться к фотографии со временем.
zzorna
  • zzorna
  • Отредактирован zzorna:
А можно ли находиться в двух кризисах одновременно?))

Например есть какой-то навык — материал+стиль, и внутри него все норм выходит, и бросить делать все в таком стиле страшно.

Переключаешься на что-то другое — а там уже как-то все хуже выходит, надо ведь начинать сначала, что-то учить, пробовать — и это снова первый кризис, когда надо наработать навык))

Наверное, жизнь состоит из таких кругов ада обучения…
★ Летта
Да, ты права, все так, как ты описываешь, обычно)
oleskalashnik
Кризис ли это, не знаю, но чаще всего сталкиваюсь с падением интереса к картинке, когда готов эскиз. Есть чёткое ощущение: «я уже сделал всё, что хотел» (композиция, поза, динамика, палитра, пара изюминок). Дорабатывать уже не хочется, а надо.
★ Летта
Кстати да! У меня тоже такое бывает! Даже не знаю кризис ли это, но думаю это просто какое-то состояние, когда мозг отказывается дальше работать, типа во, результат то есть, чо еще напрягаться.
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.