Работа с издательствами. Делюсь опытом


В общем и целом

Скажу сразу, что конкретных примеров издательств и компаний приводить не буду по этическим соображениям, впрочем наверное, это и не особо пригодится.
Для начала расскажу, с чего начинала и как так вышло, что теперь я сотрудничаю с одним из самых мощных издательств России.
Во-первых, хочу сказать про образование — фрилансерам его иметь не обязательно, как показала моя практика: никто вас не спросит о корочке, и порой не спросят даже в крупных компаниях по ТД, потому что чаще всего смотрят на портфолио и навыки.
Книжной иллюстрацией я занимаюсь второй год, в это же время я брала несколько заказов от компаний, лично мне больше понравилось сотрудничать с издательствами по ряду причин: во-первых, там нет «вкусовщины», а фирмы или частники более непредсказуемы в этом плане; во-вторых, с дизайнерами или редакторами проще понимать друг друга; в-третьих — книги с вашими иллюстрациями будут издаваться большими тиражами, а это приятно.

С чего начать

Первое, что нужно учесть, это стиль и техника. Многие художники и дизайнеры спорят, нужно ли рисовать в одном стиле или в нескольких. На самом деле, разношерстное портфолио отпугивает многих клиентов, но может и многих заинтересовать. Как же тогда быть?
Можно выбрать несколько направлений, но в портфолио делать для них отдельные разделы, чтобы заказчик мог выбрать какой ему по душе. Потому что, времена меняются и довольно быстро, не факт что то, что востербовано сегодня будет так же востребовано через пару лет. А так у вас уже будет навык и какой-нибудь стафф за плечами, который при необходимости вы сможете применить.
Второе, это ресурсы. Размещайте свои работы где только возможно, вас обязательно где-нибудь найдут и пригласят сотрудничать. Пример: я забыла про свой Deviantart, не заходила туда полтора года, но хорошо, что оставила там контакты, на сайте меня нашел американский писатель и написал. Никогда бы не подумала, что кто-то будет там искать художников для иллюстраций. Но работает даже это. Поэтому не откладывайте, делитесь своими работами.
Третье, если вас интересуют издательства — поищите в гугле Российские или даже заграничные, пишите всем, отправляйте портфолио, очень многие издательства находятся в постоянном поиске новых иллюстраторов и рассматривают всех, кто им пишет. Есть правда такие, кто не принимает портфолио а ищут художников самостоятельно, но таких меньше.
Четвертое, это детская иллюстрация. Я работаю с детским издательством, и тут есть один нюанс: им не интересны ваши рисунки, если они не милые картиночки про зверят, детишек, грибочков и прочее, потому что редакции просто не понятно что они получат на выходе. Поэтому, если вы собрались рисовать детские книги — сначала обязательно нарисуйте что-то в этой тематике, проиллюстрируйте самостоятельно какую-нибудь сказку, или развивающую игру. Здесь портфолио нужно тематическое, иначе не обратят внимание.

Технические моменты

Когда я представляла себе работу над детскими иллюстрациями, ещё не начав работать, то была уверена что акварельные или графические работы тоже зайдут. Но нет, везде нужна диджиталка, по крайней мере в России. Однажды я решила попрактиковаться и нарисовала несколько персонажей в детской стилистике, меня нашла дизайнер из издательства, написала мне и с тех пор я с ними работаю второй год. Сейчас пробую работать с ними на постоянной основе, но удаленно. Таких художников, кстати, много.
Ещё хочу заметить, что рисовать детские книги очень трудно, если вы до них рисовали статику или мало персонажей, в детской иллюстрации нужно много цвета, эмоций, контрпространства и чтобы это все красиво взаимодействовало. Обязательно работайте по томату или ставьте таймер, будильник (это я уже зашла вперед), потому что порой не успеваешь себя контролировать и режим сбивается на ура. Лично я до сих пор не справляюсь с таймингом, временами делаю успехи, но в целом режим у меня сильно сбился, что, особенно этим летом, очень ударило по здоровью. Так что, мой совет — запасайтесь терпением, практикуйтесь, рассылайте портфолио и не запускайте свои биочасы!
Относительно коммуникаций с арт-директорами, редакторами и прочими творческими личностями в издательствах все очень по-разному, как и в любой другой профессии. Одни из самых главных моментов в технической работе, которые я уяснила, это: всегда просить референсы, если редакторы не ссылаются на ваш конкретный пример рисунка или стиля; делать все быстрее и желательно в срок, а если не успеваете — говорите об это заранее; лучше задавать много вопросов, чем потом недопонять друг друга и переделывать перед делайном.
Наверное, ещё много чего можно сказать, но, у меня 23:11 и я рисовала сегодня с 9 утра, было много хлопот, мозг устал и хочет на ручки. Если кому-нибудь пригодился мой пост и остались вопросы, пишите, я обязательно расскажу ещё!

19 комментариев

Vero_ronica
Спасибо, что делитесь!
victoriakurcheva
herb
Ksania artist
Отличный пост! Всё четко и понятно!
victoriakurcheva
Рада, что Вам понравилось, спасибо!
zombisicusicus
Виктория, огромное спасибо! Пока вопросов нет, надо переварить информацию.
victoriakurcheva
Скорее всего будут ещё посты на эту тему)
Wild_rabbit
Спасибо, что поделились такими ценными знаниями, не могу только понять вы говорите, что везде нужен диджитал, но так же упоминаете об акварели в предыдущих постах (что выбрали для себя материал), вы имеете ввиду пост обработку на компе или отрисовку полностью?
victoriakurcheva
Акварелью я рисую для себя, это мой любимый материал в свободное от работы время) а диджиталка сугубо по работе, иногда что-то рисую для себя, но захватывает не так сильно. Пока не поняла, насколько это полезно, но в данный момент такое разделение мне нравится. Есть ощущение, что, если бы и работа была только в акварели, то материал бы сильно приелся и не приносил столько удовольствия.
oleskalashnik
Спасибо, интересно.
«Многие издательства находятся в постоянном поиске новых иллюстраторов» — в случае с российскими издательствами известно, почему: текучка. Мало платят. Оформишь две книги и подумаешь: нафиг мне такое «счастье», этот же объём работы на отдельных фрилансерских заказах принёс бы в 5-6 раз больше денег.
victoriakurcheva
Тут не со всем соглашусь, есть издательства, которые платят копейки и хотят получить большой объем работы, но есть и те, которые платят очень достойные гонорары. Новые художники нужны по многим причинам, порой издательству просто нужно выполнить план и на качество не всегда успевают смотреть, а потом к художнику не обращаются (такое очень редко, но все же бывает). И так же бывают случаи, когда люди не могут сработаться по каким-либо причинам, в целом причин для поиска новых иллюстраторов может быть множество) Текучка, конечно, тоже.
oleskalashnik
Спасибо за уточнение.
aeleeta
  • aeleeta
Спасибо, очень интересно. cherry_blossom
Вопросов пока нет, просто буду следить за темой :)
Иллюстраторка
Спасибо, очень здорово! Надо будет перечитать, подумать и внедрить!
Yaroslava
  • Yaroslava
Виктория, благодарю, что поделились — это всегда интересно! grinning
И благодарю, что предложили задать вопросы, у меня есть)))
Вы упомянули про образование, что оно не так уж и важно — подскажите, где вы учились рисовать и как давно рисуете? Интересно, какая база нужна и сколько необходимо времени, чтобы рисование сделать своей профессией))
И про планшет — подскажите, пож-та, на каком рисуете и какого размера? Посматриваю в сторону планшетов, но никак не могу определиться, интересен опыт художников в этом))
victoriakurcheva
Добрый день!
Я рисую с 5-6 лет, ходила в несколько изостудий но быстро их бросала, т.к. все, чему там учили (смешивать краски, срисовывать и т.д.) я до 10 лет уже умела, в 10 лет меня взяли в художественную школу, там отучилась 5 лет и еще год дополнительно с другим преподавателем. Затем я не поступила на дизайн в институт, так как в этот год был огромный поток студентов из училищ, и шансов у них было больше чем у меня после школы) три года работала, затем поступила в училище на живопись, отучилась два курса (это был хороший опыт и чудесные преподаватели), но не успела перевестись в другое училище из-за переезда и пришлось поступать снова в институт на дизайн среды. Там я отучилась курс и поняла, что все чему учат есть в интернете, или можно узнать самостоятельно, а времени и нервов тратится в ВУЗах очень много, это лично моё мнение и мой опыт, наверняка многие думают иначе) лично мне высшее образование никакой пользы не приносило, хотя учиться я старалась. В общем, если нужно какое-то подспорье в виде обучения, то, мне кажется, лучше будет пройти какие-нибудь курсы по необходимости и очень точечно. Поэтому было принято решение начинать работать, сначала были работы не по специальности, очень много всего пришлось пройти, чтобы начать фриланс. Мне сейчас 30 лет, получаться у меня начало так, как я хотела всего пару лет назад, и то пока не очень стабильно (как раз сейчас прохожу что-то вроде периода стажировки но на фрилансе)). Но, это личный опыт, повторюсь, потому что попытки выйти на стабильный фриланс проваливались не потому, что я не старалась, а потому что меня лет 10 тормозили личные трудности в семье, в отношениях и со здоровьем. Так что, добиться результата можно было гораздо раньше)
Про опыт рисования — главное это практика. Для художки я была слишком маленькая, мне было полных 9 лет и меня не хотели брать в середине учебного года, но посмотрели рисунки и я пришла на следующий день. Я просто срисовывала все что нравилось, животных, персонажей, мультфильмы и прочее. Во время того, когда я не училась — делала примерно то же самое, больше эскпериментов и практики, то есть по большому счету рисовать я научилась самостоятельно, опираясь на небольшой опыт художки и пары лет в училище. Кстати, помню, когда пришла в институт на дизайн, нам сказали что рисовать лучше, чем мы сейчас можем, уже не научимся. Это было в 2011 году) сейчас я смотрю на старые работы и мне очень смешно от них)) так что это не правда. Всегда есть куда расти)
Планшет у меня Wacom Intuos Pro Small, область рисования у него примерно 20х15 см и этого мне вполне хватает. До этого были разные Genius и их никогда никому не посоветую, работать на них мне было неприятно) потом был Wacom Bamboo, тоже отличный. Но мне захотелось обновок, поэтому появился Intuos. А так можно смело брать любой планшет от Wacom, маленького для начала тоже хватит. Если Вам будет нужно, могу помочь подобрать планшет по цене и по определенным требованиям)
Yaroslava
Виктория, благодарю за такой развёрнутый ответ! cherry_blossom К планшету тоже склоняюсь Wacom, не понимала только, подойдёт ли небольшого размера для рисования, теперь поняла, что подойдёт :)
victoriakurcheva
Мне кажется, что рабочие инструменты всегда надо щупать)) так более понятно, «по душе» вещь или нет)
Sonyaudina
  • Sonyaudina
Вас (издательство) оказалось не так сложно вычислить, если есть маленький ребёнокsweat_smile
victoriakurcheva
Это Вы о чем именно?)
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.