Обзор акварельной бумаги российских марок — Гознак, Палаццо, Kroyter, Лилия Холдинг

Предчувствую уже негодующие комментарии в стиле, что «российской хорошей акварельной бумаги не существует», но есть причина, по которой я пишу пост. Сразу скажу — я не акварелист в полном понимании этого слова, но могу изобразить иногда что-то акварелью. Я не пишу монументальных работ, основное направление — это мелкие предметные зарисовки, которые я потом дополняю карандашами, линерами и продаю на стоках. Поэтому и речь пойдет в таком ключе, какую бумагу я использую для мелких стоковых зарисовок, которым не нужно храниться годами и выставляться в галереях.

Без сомнения Монтваль и Арш — это все круто, но во-первых не всем позволяют финансы их покупать, во-вторых в отдаленных городах еще заморочиться надо с поиском и доставкой, в-третьих не знаю, кто будет использовать такую бумагу, для каких-нибудь абстрактных пятен и клякс, в которых иногда возникает необходимость.

Попробовав основные бюджетные сорта, я сделала для себя выводы, которыми и хочу поделиться, возможно эта информация окажется кому-то полезной.
Мой стиль рисования скорее относится к полусухому, хотя иногда я использую крупные мокрые заливки. Основными характеристиками для меня является текстура бумаги (насколько удобно ее будет обрабатывать в редакторах и насколько она гладкая), блекнет или нет краска, насколько быстро впитывается вода, граммовка, есть ли какие-то особенные артефакты после высыхания. Сразу скажу, что бумага с фактурой холст, яичная скорлупа и прочие не подходят для акварели. У них низкая степень проклейки и неприятная для меня фактура, я не использую их никогда и другим не советую.

Итак в посте речь пойдет про следующие марки:
  • Планшет для акварели «Белые ночи» 297*400 мм, 20 листов, 200 грамм
  • Папка для акварели «Флора» А3 10 листов 200 грамм, чистоцеллюлозная бумага
  • Папка для акварели «Рыбачка» А3 20 листов 200 грамм, чистоцеллюлозная бумага
  • Палаццо, планшет для акварели «Набережная» А3 20 листов, 200 грамм
  • Акварельная бумага Kroyter А3 20 листов, 260 грамм 100% хлопок



Планшет для акварели «Белые ночи» 297*400 мм, 20 листов, 200 грамм (не скорлупа!)
Его я купила от безысходности первым, понадеявшись что качество акварельных красок перейдет и на бумагу. По-моему это единственный планшет от российского производителя, склееный по четырем сторонам, вследствии чего, его не морщит в процессе рисования. Хотя склейка очень хлипкая и быстро разваливается в процессе пользования, а без нее бумагу сильно коробит. У бумаги приятная мелкая текстура, но она ужасно пожирает цвета и легко скатывается катышками от многократных заливок и промакиваний. После заливки в некоторых местах появляются белые точки и проплешины. Зато по мокрому можно вытереть краску почти до белого листа.



Папка для акварели «Флора» А3 10 листов 200 грамм, чистоцеллюлозная бумага
Одна из моих любимых, слегка желтоватая на вид, с более четкой текстурой, но тем не менее подходящая для моей техники. Листы имеют слегка желтоватый оттенок, что может грязнить некоторые цвета, особенно темные, фактура чуть более выражена, чем у предыдущей бумаги. Проста, дешева, но имеет массу недостатков, сжирает цвет, слишком быстро впитывает краску и не выдерживает многократных заливок. Есть еще папка с немного другим рисунком девушки тоже в коричневых тонах.



Папка для акварели «Рыбачка» А3 20 листов 200 грамм, чистоцеллюлозная бумага
Совсем не нравится, бумага не для новичков, краска ведет себя на ней абсолютно непредсказуемо, жухнет, быстро впитывается, в общем все так, как быть не должно.



Палаццо, планшет для акварели «Набережная» А3 20 листов, 200 грамм
Приятно удивившая меня бумага, несмотря на скептическое отношение к марке. Пробовала и другие склейки этого же производителя, но это пока лучшая. Отлично держит мои скромные заливки, почти не пожирает цвет, достаточно гладкая для линеров и одновременно с ненавязчивой фактурой. уже изрисовала три склейки и куплю еще. У нее однако есть большой минус — она не терпит смываний, и исправлений, быстро впитывает краску и иногда «не понимает» плавные размытия, поэтому рисовать надо быстро и малым количеством слоев.



Акварельная бумага Kroyter А3 20 листов, 260 грамм 100% хлопок
Новичок на рынке акварельной бумаги, ее любят добавлять в блокноты (никак не называя), потому что бумага относительно не дорогая. Мои ощущения от нее странные и печальные. С одной стороны бумага очень гладкая, но при этом акварель на ней растекается в лужи, блекнет и не ложится ровно. Интересная фактура, но использовать ее правильно у меня не получилось. Я пробовала и крупные, и мелкие заливки, и совсем сухое письмо и пришла к выводу, что не знаю как с ней работать, поэтому меня бумага разочаровала. Тот же Гознак оказался лучше. Хотя говорят делается все на одном и том же заводе, только по индивидуальному заказу.

По первым четырем видам я сделала выкраски, в минигалерее можно посмотреть подробно на каждый вид бумаги. Сразу скажу в этом деле я не мастер, но показать бумагу в деле считаю стоило, потому что видно и фактуру и разницу. На Кройтере выкраска делалась после остальных, поэтому немного другая.

Кстати я тут выяснила, что появляющиеся на бумаге белые пятнышки в акварельных заливках — пыль, остающаяся на бумаге после разрезания на станках. Избавиться от этого неприятного эффекта можно протерев бумагу перед работой влажной губкой.

Очень часто на склейках и папках пишут «100% хлопок». Это означает, что в бумаге нет целлюлозы и она состоит из хлопкового волокна, считается, что это лучший вариант бумаги. Она очень прочная, но податливая и выдерживает любую непростую технику живописи в том числе с использованием большого количества воды. Целлюлозная бумага же состоит из древесины, желтеет и становится хрупкой со временем, но времени должно пройти много.

Итак подводя итог: с российской акварельной бумагой все грустно. Для монументальных профессиональных работ использовать ее нежелательно и с этим я в принципе соглашусь. Практически вся вышеописанная бумага не подходит для лессировочного письма, потому что нижний слой будет размазываться, как бы аккуратно вы не писали — такова особенность состава целлюлозной бумаги. Но вспоминая как в художке мы писали акварели на ватмане могу сказать, что для сухих техник и смешанных скетчей а-ля прима с участием акварели она достаточно неплоха. Главный плюс всех вышеописанных марок, что они дешевые и доступны практически в любом магазине, даже в супермаркетах. Такую бумагу не жалко использовать для пятен, мелких работ и скетчей, она здорово раскрепощает. Говорят, что новичкам использовать российскую бумагу не стоит вообще ни в каком виде и для меня это довольно спорное утверждение) Конечно если вы пишете только акварелью, с большим количеством воды, с кучей лессировок и слоев — да, однозначно. Но если вы рисуете в скетч-стиле то почему бы и нет? Самый большой плюс, что научившись рисовать на такой бумаге, потом рисовать можно на чем угодно и пробуя разные марки постепенно приходит понимание, что же подходит именно вам.

Так что не стесняйтесь экспериментировать)

27 комментариев

aeleeta
  • aeleeta
Спасибушки, очень полезный обзор! tulip
Я-то не пишу прям, я чаще кляксы делаю, так я, бывает, их не только на Гознаке для акварели, я их на Гознаке-ватмане делаю. Тяжелое наследие советского детства, деревянные игрушки, прибитые к полу, когда в изостудии акварелью рисовали даже не на ватмане (он был дефицитом, ага, мне повезло, у меня родители оба инженеры и ватман потому дома был) а большинство — на «бумаге для рисования» или в «альбоме для рисования», вот школьном, обычном. Ой, как листы куржопились! Но человек существо адаптивное, ко всему привыкает :)))
❄ Летта
Сама всю школу рисовала на ватмане и гознаке, так что отлично понимаю о чем речь))))) для клякс кстати набережная неплохая.
aeleeta
  • aeleeta
Вот да, я такой же вывод для себя из обзора сделала и Набережную запомнила, буду в магазине соответствующем — прихвачу, ага, спасиб :)
Madiwaso
  • Madiwaso
  • Отредактирован:
Спасибо, очень полезный обзор! У нас тут в Узбекистане в магазине нашла только Флору, пришлось приобрести от безысходности, больше выбора нет smileРисую на обратной стороне более гладкой, на передней пробовала, не нравится результат да и при сканировании слишком видна фактура. Бумага так сильно кукожится, идет волнами ужас :( Мечтаю попробовать Canson (более менее по цене), планирую заказать на ebay или jacksonsart
❄ Летта
Если будете с jacksonart брать — расскажите нам как там что) я люблю нежно montval плюс еще fabriano artistic неплохая. Флора дешевая невероятно, но ооочень низкого качества все-таки, Не могу это не признать.
Катерина
Интересный обзор!
Вот я тоже не вижу смысла рисовать для стоков на супер бумаге, и долго перерывала магазины в поисках хорошей/удовлетворительной бумаги за вменяемую цену.
Отечественную пробовала одной из первых (действительно же писали как-то натюрморты на учёбе, и ничего, нормально!) Белые Ночи, мне лично, понравилась больше всех, она единственная у меня не лохматится при рисовании. Делаю на ней текстуры/фоны и несложные картинки. Рыбачку взяла с запасом и буду брать ещё, потому что по соотношению плотность/кол-во листов в пачке, получается самой дешёвой. Смело перевожу её на черновики, палитры и рисование пятен. Но картинки посложнее доверяю только Кансону и Ханемюле)
От хлопковой нашей бумаги я в паническом ужасе, если честно, прям грубое слово напрашивается… пастельная так вообще лютое г… хотя и ей можно найти применение при желании)
❄ Летта
Хлопковая бумага дааа… я прямо так ее хотела попробовать, столько было надежд, но по качеству реальное уг. Рыбачка мне просто на душу не легла, каждому свое видимо.
Ханемюла до сих пор все никак не попробую, а ты какую берешь, в склейке или отдельно? Лана еще вроде неплохая, но я не помню на ней ли рисовала или на чем то другом joy
Катерина
Ханемюлину беру в больших листах, так экономнее выходит:)) Название разновидности не помню… самая дешёвая)) Она мне прям очень понравилась, хоть и тонкая, но при этом не сильно корёжится, а если скотчем по периметру прилепить — ваще огонь!)
Лану акварельную не пробовала, только пастельную, не чо такая:)
❄ Летта
Ну все! Теперь мне надо срочно! joy
juliafast1977
А мне понравилась Palazzo 280г 20лист «Вид на мечеть» 70% хлопка., смывается удовлетворительно)) Две уже израсходовала. «Видалон» из не бюджетных люблю и мулин де рой, последнюю если остаются обрезки от заказных работ использую с двух сторон.
❄ Летта
О, спасибо за наводку, попробую поискать Palazzo. Про бюджетные зарубежные, да, знаю, но задача была именно про русских производителей написать, хотя мулин де рой я еще не пробовала, теперь подумаю над этим)
snowlynx
У нас попадается только
«PALAZZO» Планшет для акварели «Бейрут» 280 г/м2 А3 29.7 х 42 см склейка 20 л. 70% хлопка.
Это не одно и то же?
juliafast1977
Лилия холдинг, Тверь? Думаю что да. Я просто беру А5 размер, видела А4, там другая картинка, но состав и плотность одна.
snowlynx
  • snowlynx
На Флоре хорошо просто потренироваться, ибо делать это на каком-нибудь кэнсоне душит жаба! У меня лежат не опробованные еще:
— Планшет для акварели Гознак А3 225г/м2. Фактура мелкая типа скорлупы, непонятная.
— Альбом д/акварели А4 210*297мм,20л.BRAUBERG, бум.200г/м, средн.зерно «Старый город».
Ничего еще на них не пробовала делать, а альбом купила чисто для скетчей в технике линер+акварель. Бумага в нем достаточно гладкая, линер должен хорошо себя вести.
После мучений на Флоре купила себе на пробу 2 больших листа другой бумаги:
1 — Canson Montval 185g/m2,
2 — Fabriano Artistico 100% хлопок, 200 g/m2.
Монваль уже попробовала. Лист немного идет волнами от большого кол-ва воды, но терпимо, после высыхания снова гладкий. Очень хорошо на этом листе ведут себя акварельные карандаши! Хорошо и плотно ложатся, размывка получается аккуратной. Фактура после Флоры кажется мелкозернистой, что приятно. Сама бумага белая и приятная на ощупь.
Фабриано нарезала, но если честно, боюсь даже притронуться :)
❄ Летта
Скорлупу крайне не советую, она ужасно съедает цвет и вообще не подходит для акварели. Хотя фактура красивая. Второй производитель мне еще не попадался.
Монтваль люто бешено люблю, он крайне хорош, да. А чего бояться то? Можно ж всегда сказать «я художник, я так вижу» и пойти новый лист взять)
snowlynx
Да что-то боюсь, что получится какая-нибудь фигня. Пока буду Монваль терзать.
А «скорлупу» попробую в выходные, может это не та скорлупа. И альбомчик наверное тоже, отпишусь потом!
colorlife
  • colorlife
Интересный обзор!

Мне из отечественных нравится Сонет (300гр) бумага имеет непривычный серый оттенок, но зато цвет почти не ест и края пятен получаются красивые. (Она, кстати, сама китайского производства, а в Китае хорошо с акварелью, кистями и с бумагой для акварели тоже))

Еще неожиданным открытием стала скорлупа «Белые Ночи»- и фактура понравилась, и белая она, и цвет почти не ест, и красивые заливки получаются.
❄ Летта
О, про Сонет интересно, а можно ссылочку на какой-нибудь магазин хоть посмотреть?
Про скорлупу я даже не знаю что сказать) Все что попадалось мне — ужаснее некуда, может вам просто попался какой-то удачный экземпляр который к вашей технике подходит?
colorlife
Магазин с Сонет не знаю- у нас почти во всех канцтоварах продают :)

А чем ужасны Белые ночи? Я просто как-то случайно обнаружила что они у меня быстро уходят, стала тестировать.
Вот например одними красками рисовала- слева Арш Сатин, права — БН Скорлупа. И видно, что Арш цвет больше ест (например фиолетовый), неополитанская желтая на скорлупе тоже ярче, еще у Арша осадок в заливках, разводы где не нужно (может кому-то нравится, конечно)) Пробовала вымывать — Арш Сатин и БН одинаково примерно — до белого не вымыть. Многослойные акварели типа ботаники правда не пишу, может для таких вещей бумага и не подходит)

Кстати, если склейка разваливается, можно ее скотчем по краям зафиксировать и всё :)
Анна Мультяшкина
М-да, как-то грустно…
Хотя-а… Если вспомнить, как мы в школе рисовали акварелью и адскими пластиковыми кисточками в альбомах для черчения, листы которых мгновенно покрывались катышками и продирались, если провести кисточкой второй раз… Нет, это лучше не вспоминать… >.< До сих пор не могу отвыкнуть от мысли, что акварель — зло ))))
Кстати, выкраски — отличная идея! Надо тоже попробовать. :)
snowlynx
А у меня в памяти из школы — листы, которые пошли волнами от воды в акварели )) И почему-то еще родители давали мне глянцевую (!) бумагу. Разумеется, результат был странным.
el3o
  • el3o
Хороший пост, спасибо! Набережную надо попробовать. Я из нашей бумаги очень люблю Белые ночи как раз скорлупу, я на ней ботанику рисую в несколько слоев, остальным, кого не спрошу, скорлупа не нравится, наверное у меня специфически предпочтения)))) Для больших заливок мне понравилась бумага Палаццо Бейрут, про нее уже говорили. Из дорогих марок я у нас в городе смогла найти Монтваль и Фабриано, первая понравилась больше.
❄ Летта
Ну возможно, каждому свое, не исключаю, что кому-то скорлупа прекрасно подходит, я в это множество не вхожу smile
Бейрут еще не пробовала, зато купила какую-то еще непонятную бумагу, как попробую, добавлю в обзор. Монтваль я тоже нежно люблю)
snowlynx
У нас из дорогих тоже только Монваль и Фабриано, в Лео. Больше спец магазинов у нас нет.
Хочу как-нибудь Бейрут тоже попробовать.
❄ Летта
Бейрут не из дорогих, это все-таки бюджетный сегмент.
snowlynx
Недорогую хоть не жалко. А то купила я огромный лист Монваля и Фабриано из 100% хлопка, нарезала, а теперь как-то жалко из использовать на свои каляки-маляки.
Екатерина Д
Спасибо за обзор! Про Набережную даже не слышала! А так абсолютно под всем подписываюсь, если делать скетчи и наброски, то рыбачка и флора вполне подходят! Но большую работу конечно приятней рисовать на более предсказуемой бумаге, больше времени для раздумий и возможных исправлений. Еще на нашей бумаге, кроме пыли попадаются масляные, непрокрашиваемые пятнышки( Видимо клей проступает!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.