Что нужно знать, чтобы хорошо рисовать?


Почти все начинающие иллюстраторы и художники, особенно те, что учится самостоятельно, сталкиваются с огромной кучей всего, что нужно уметь. Информации очень много, она часто друг другу противоречит и хочется изучить все и сразу. Поэтому я решила в одном месте собрать список тех знаний, которые стоит изучить в рисовании со своими коротенькими комментариями. Большинство из этих пунктов предполагает исследования и поиск чего-то индивидуального, подходящего именно вам, как автору. Прелесть в том, что все эти пункты не зависят от техники в которой вы планируете рисовать и пригодятся как цифровым художникам, так и тем, что рисует традиционными материалами.

1. Пропорции
Это соотношение размеров всех объектов на рисунке.
Зная правильные пропорции и соотношения легко экспериментировать с их изменениями в поисках своего стиля или своих особых фишек. Часто пропорции в рисунке изменяют осознанно, чтобы показать например близость персонажа на переднем плане или сложную позу, но без знания классики делать это сложно.
Понять пропорции хорошо помогает скетчинг на улице, где много разных объектов разного размера (высокие дома и идущие люди например). Да и дома можно найти объекты для тренировки.

2. Перспектива
Это искусство передавать трехмерное пространство на плоской поверхности.
Главное, что стоит изучить, это сетка перспективы, как простые формы (кубики, шары и т. п.) ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции. Чтобы понять перспективу, можно взять просто предмет, например коробку и попробовать изобразить ее с разных ракурсов, при этом обращать внимание как ведут себя грани, углы и куда они сходятся. Позже можно переходить к более сложным упражнениям, например рисуя предмет с одного ракурса, дорисовывать как он выглядит еще с нескольких ракурсов, мысленно поворачивая его в голове.

3. Анатомия
Вообще это изучение структуры и речь не только о человеческой анатомии, но и о животных, растениях, технике и так далее.
Каждый объект раскладывается на простые формы и изучается их соединение и механизм работы. По анатомии человека и животных написано много книг. Мне оптимальными кажутся книги Баммеса и Сары Симблет. Сюда же стоит добавить изучение поз. Чтобы схватывать движения на лету, ежедневно стоит делать быстрые наброски на несколько минут с фиксацией направления движения и расположения частей объекта.

4. Освещение
Понимание расположения света и тени, помогает создать иллюзию освещения, отобразить правильные тени, «поставив» объект на поверхность, достичь объема и передать настроение.
Начинать стоит с черно-белой карандашной практики, постепенно переходя к цвету. Сосредоточиться надо на отбрасывании теней, влиянии материалов поверхности, отражении света, характеристиках света (преломление, рассеивающие материалы и т. д.).

5. Композиция
Это расположение элементов рисунка.
Благодаря интересной композиции можно передавать чувства и эмоции с помощью рисунка.
Есть определенный набор ракурсов, по разному влияющий на зрителя. Мне помогает схематичный скетчинг удачных композиций из инстаграмма. Много полезного материала можно найти в комиксах — там композиция играет очень важную роль.

6. Цвета
Работа с цветом — это искусство выбора правильных оттенков (средние тона, тени, свет).
Цвет может добавить движения, настроения и эмоций вашей работе.
Базовые знания обычно составляют цветовые системы (монохроматические, комплементарные и т. п.), цветовой круг, особенности влияния цветов на настроение, стереотипы.

7. Линии
Линия может быть как вспомогательной, так и ведущей в рисунке, она может облегчить чтение работы, разделить объекты и фон, усилить эффект глубины.
Здесь стоит экспериментировать с материалами и техникой линий — толстые, рваные, с изменяющейся толщиной и так далее. Линии могут быть и монохромными и цветными.

8. Идея
Процесс разработки концептов и ассоциаций.
Главное здесь — знать как работают вещи, как создавать новое, ассоциации идей, веселые ситуации, творческий процесс. Есть еще важный момент — читаемость идеи. В большинстве ситуаций она должна быть понятна большинству без объяснений. Если идею приходится объяснять, над ней стоит еще поработать.

9. И наконец стиль
Это то, что отличает наши работы друг от друга. Не так давно публиковалась хорошая статья по поиску своего стиля, поэтому не буду много писать. Но вообще стиль — сложное понятие, соединяющее в себе собственный вкус, культуру и жизненный опыт каждого отдельного человека.

Надеюсь этот список необходимых знаний поможет новичкам) Если я что-то забыла или вы знаете крутые упражнения по какому то из пунктов — поделитесь в комментариях своими соображениями.

15 комментариев

Ирина Богомолова
Спасибо! Почитала — ну вот ни одного пункта толком нет в моем арсенале joy Разве что композиция, благодаря подбору декора для открыток, и цвета (спасибо сайтам с палитрами))) Но больше всего порой волнует отсутствие идеи.
❄ Летта
Точно знаю, что все это прививается в художках, по крайней мере у нас было все из этого)
Ирина Богомолова
Художка мне пока не грозит, максимум — онлайн курсы и советы/видео из интернета. Мне кажется, главное истребить в себе лень, которая мешает читать информацию об основах. Почему то меня она повергает в уныние stuck_out_tongue Хочется же «рааааз» и сразу круууто )
swetTS
  • swetTS
  • Отредактирован:
А я хоть и ходила в художку, но все уже напрочь забыла( слишком долгий перерыв был между окончанием художки и возобновлением рисования confused
Вот бы вернуть время назад и снова в художку пойти и более вдумчиво учиться… smile
Спасибо за пост! Утащила к себе в избранное!
Маша
  • Маша
Немного коробит название поста «хорошо рисовать» — понятие очень и очень неоднозначное. Кто-то рисует отлично и без набора всего вышесказанного (примитивисты или самобытные художники), кому-то и Академия имени И.Репина не помогает… То есть рисовальщик может он и хороший, а художник — никакой и то, что он делае никому не надо. В любом искусстве так — готовых рецептов не бывает.
А вот для базы, конечно, стремится к этому надо.
Про цвет я слышала от многих своих преподов, что с чувством цвета надо родиться, он либо есть, либо его нет. Не знаю верно это или нет.
Лучше, если рисуете людей либо животных, помимо пропорций изучать пластическую анатомию. На одних пропорциях далеко не уедешь.
Над стилем, я считаю (и как оказалось не только я), лучше не работать специально. Стиль приходит сам по себе, когда много рисуешь.
❄ Летта
Выбирала формулировку исходя из благозвучия и собственно содержания поста. Над ней можно поспорить, но мне показалось это как-то лучше звучит например, чем «Базовые навыки рисования» или что-то подобное)
Насчет цвета думаю все таки нет, потому что долгим трудом это умение приходит. Вот чувство ритма точно врожденное у всех.
Анатомия чуть ниже есть в списке, а пропорции относятся вообще ко всему. Мне кажется их понимание может дать большую свободу и отсутствие страха в изображении чего угодно.
Насчет стиля честно, не знаю, слышала огромное множество разных мнений)
Маша
Наверное, про анатомию я пропустила… relaxed Пропорции — да, конечно, относится ко всему — и к цветку, и к чайнику, и к человеку smile
А вот про цвет, даже не знаю, некоторые мои сокурсницы писали на живописи с книжкой в руках, я этого не понимала. У меня не было художественной школы и я вообще из деревни, но то, что они пытались зазубрить, были для меня очевидные вещи.
Все же, думаю, можно основам и научится, но живописцем при этом не будешь.
Как и композицию — теорию надо знать обязательно, но помимо этого, ее надо и чувствовать.
❄ Летта
Не спорю, практика тут более чем необходима и только через нее и многие пробы достигается приемлемый результат)
Топот Котов
Немного коробит название
Обратите внимание, что вы находитесь в сообществе «Школа рисования». Не «Клуб самородков», или «Беседка современных Да Винчи». Может вас в таком свете и названия статей коробить меньше будут.

Про цвет я слышала от многих своих преподов, что с чувством цвета надо родиться, он либо есть, либо его нет. Не знаю верно это или нет.
Короче дураком родился — дураком помрешь. И любые старания тщетны. Этакий девиз Мин. образования.
Маша
Оооо! Простите, я не знала, что критика здесь неуместна. Можно только «Спасибо, было очень интересно!»?
Кажется, я объяснила почему мне не совсем по душе название. При чем тут мастер эпохи Возрождения вообще не поняла.
И про цвет тоже. Есть некоторые нюансы, которым нельзя научится. Это есть в любой сфере деятельности человека, здесь нет ничего зазорного. Я же писала выше, что научится основам можно и нужно. Не все же живописцы. Много дизайнеров, графиков, художников ДПИ и т.д.
Топот Котов
Оооо! Простите, я не знала, что критика здесь неуместна. Можно только «Спасибо, было очень интересно!»?
Да вот кажется это вы не знали, что в комментариях вам могут что-то ответить кроме одобрения smile Простите великодушно, но критика критики тоже не запрещена. Каждый может высказывать все что думает и почти ни в чем себя не ограничивать.

И если как-то непонятно было, повторюсь еще раз, сообщество называется «Школа рисования» а не «Школа великих художников», к которым вы судя по пафосу первого своего комментария и истерике от моего ответа себя относите. И поэтому ваш выпад относительно названия статьи мягко говоря не по адресу.

И про цвет тоже. Есть некоторые нюансы, которым нельзя научится. Это есть в любой сфере деятельности человека, здесь нет ничего зазорного. Я же писала выше, что научится основам можно и нужно. Не все же живописцы. Много дизайнеров, графиков, художников ДПИ и т.д.

Да щас. Научиться можно всему. Просто именно этим и отличаются плохие преподаватели от хороших. Первые прикрывают свою беспомощность и некомпетентность тем что якобы «с этим надо родиться». И не один адекватный художник не скажет что он с этим родился.
Маша
Истерики у меня никогда не было. Тем более от комментариев в интернете. Это был не выпад, а комментарий. По крайней мере я его так рассматриваю. Мне кажется, я выразилась спокойно и адекватно, почему у вас это вызвало столько возмущения в мой адрес — для меня загадка.
Переубеждать вас не буду. Но училась я у хороших педагогов (если интересно, то это РГПУ имени А.И. Герцена, факультет изобразительного искусства).
Топот Котов
Все ложь и грязные инсинуации, ок smile
если интересно, то это РГПУ имени А.И. Герцена, факультет изобразительного искусства
Вот вообще не интересно, извините.
Маша
Да, как угодно.
aeleeta
  • aeleeta
Про врожденные чувства — мне кажется, тут те, у кого «сами выросли» склонности и способности, просто быстрее осваивают. У кого сами не выросли — развивают. Научиться можно всему, вопрос времени и сил только. Это же относится к развитию слуха (давно развенчан миф, что ежли музыкального слуха нет, то и не будет никогда), все выращивается, если нет физических нарушений, при стандартно функционирующем организме. А если нарушения есть, то все равно имеются примеры очень упорных, которые смогли научиться, но таких уже, конечно, мало очень.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.