Способы работы с тушью — шпаргалка для Inktober



Планирую в этом году параллельно с инктобером публиковать полезные посты по теме, надеюсь мы все вместе дойдем до конца и насладимся рисованием по полной.

Для тех, кто рисует в первый раз тушь может показаться скучным и грязным материалом, но это все потому, что вы скорее всего «не умеете ее готовить». Я покажу несколько приемов рисования тушью, которые помогут даже самую обычную картинку сделать эффектнее и которыми я сама пользуюсь.

Начнем с рисунка перьями. Рисуют в основном остроконечным пером, продается очень много где, бывает разным по качеству и по мягкости. Как понять что перо мягкое? У него очень большой разброс толщины линии и само оно гибкое. Попробуйте провести линию постепенно нажимая на перо, как правило оно раскрывается и линия расширяется. Не переусердствуйте, иначе можно погнуть кончик или вообще сломать усики. Если перо жесткое, оно практически не гнется, а линия получается более четкой. Мне нравится использовать остроконечные каллиграфические перья, они дают красивые линии и очень хороши по качеству.

Вот хорошая картинка с перьями, если вам захочется попробовать потом каллиграфию они тоже сгодятся. Заказать можно или на Jackson's или поискать в российских магазинах.

Итак перо у нас есть, если оно новое, протрите его спиртом или подержите кончик над огнем. Если перо царапает бумагу, попробуйте слегка потереть его кончик об наждачку, только не переусердствуйте. Если перо продолжает цеплять бумагу, возможно дело в ней и лучше сменить ее на более гладкую.

Что же пером можно делать?
Все, что угодно от линий до штриховки. Принцип как и в карандаше, так же есть тоновая шкала, можно использовать штрихи разной формы. Можно комбинировать в одной работе разную толщину штриха и разные направления, делая интересные текстуры.

Я нарисовала небольшую шпаргалку, надеюсь из нее все понятно. Вообще полезно делать такие вещи перед работой, подборку текстур, чтобы потом не задумываясь их применять.



Переходим к кистям. Кисть годится синтетическая, она более упругая, ватебраш тоже можно, но не лейте тушь внутрь, она забьет кисть и ее придется выкинуть.

Кистью так же можно делать приноровившись штриховку или размывать пятно водой, добиваясь акварельного эффекта, но тут бумагу лучше брать поплотнее или акварельную с небольшой фактурой. Очень удобно заливать кистями большие объемы.



После рисования кисть надо обязательно промыть, иначе она слипнется и будет портиться. Потом ее можно размочить в теплой воде, но качество уже будет хуже. Перья тоже надо после работы протирать от туши, лучше не мыть вставленное в ручку — может заржаветь. В процессе работы лучше иметь под рукой тряпочку из неворсистого материала и протирать перо от остатков засыхающей в процессе рисования туши. Так как макать в тушь рекомендуется только кончик пера, тушь надо отлить в любую неглубокую емкость. Мне очень нравится использовать неглубокие подставки под яйца — они небольшие, симпатичные, устойчивые и мне удобно с ними работать.

Надеюсь этот пост оказался для вас полезным и поможет в Инктобере.
В следующем посте планирую поговорить про передачу объема и работу с большими плоскостямию. Если у вас есть вопросы или предложения — не стесняйтесь писать комментарии.

17 комментариев

Kitchen Runner
Хм, впервые слышу про рекомендацию макать в тушь только кончик пера — до этого встречал только «макайте до отверстия, которое удерживает тушь». Это для избежания ситуации, когда на пере образуется здоровенная капля, которая так и стремится стать кляксой на листе?

Насчет гибкости перьев: стоит ли стараться отдавать предпочтения мягким перьям из-за их возможности делать очень различающиеся штрихи за счет изменения силы нажатия? Мне сейчас как-то спокойнее держать в руках то же Zebra G, которое довольно твердое (зато дает прогнозируемую толщину линии), а вот каким-нибудь Brause Rose страшно даже штрих делать — две линии рядом получаются разными, настолько оно мягкое)
★ Летта
Форма пера обычно такова, что когда макаешь кончик более горизонтально, капля на нижней части растекается вверх как раз к отверстию и клякса получается только при резком и сильном нажатии. в макании вообще в целом минус, что пачкается верхняя часть пера, поэтому в каллиграфии например часто используют кисть и капают только на нижнюю часть. Но если постоянно в процессе работы следить за пером и протирать после то проблема немного нивелируется.

Вы сами говорите что вам комфортно именно жесткое перо, значит оно подходит вашей манере рисования и силе нажатия) Упоминание жестких и мягких перьев было скорее информационным, чем рекомендательным, поэтому каждый выбирает под себя. Мне например жесткие перья тоже больше нравятся, но минусы и плюсы есть и у жестких и у мягких.
Екатерина Д
Летта, спасибо за обзор! Сохраню себе — буду изучать. Я купила себе два пера неизвестного производителя, очень твердые, не смогла ими рисовать. А потом в инсте заказала перо «звездочка», очень понравилось)
Bonairina
«Звездочка» — грубоватые перья. Не знаю, как сейчас они называются, но раньше были так называемые, чертежные перья №1. Маленькие, из хорошей стали, упругие и очень удобные. Я думаю, если поискать, то аналоги можно найти в худ. салонах
Greenery
  • Greenery
А дракошки это разве чернила?
★ Летта
Оцифрованный рисунок Паркера, автора Инктобера, насколько я знаю.
Bonairina
  • Bonairina
Тушь — благородный и благодарный материал. Тушью можно рисовать чем угодно: бутербродными палочками, ватными палочками, просто кусками губки — были бы идеи. Если бумагу натереть восковыми мелками, а потом покрыть тушью (старательно), то после высыхания последней рисунок можно процапапать иглой или шилом. Получаются тончайшие вещи. Причем линия будет непредсказуемо цветной — пастель снизу покажется. Если рисовать по рыхлой бумаге, типа оберточной, твердым пером, получается линия, похожая на офсетную. Если нарисовать тушью что-то на хлопковой ткани ( только вниз надо подстелить, как минимум, пленку), а потом после высыхания прогладить рисунок через влажную тряпку, то рисунок немного поблекнет и все, но изделие можно потом стирать. Так в 90-е мелкие ремесленники делали сумки и майки с принтами, нарисованными вручную
★ Летта
Что-то из этого знала, но что-то оказалось новым, спасибо!
Если захотите написать пост подробнее про тушь — будем очень рады)
Bonairina
Просто так писать неинтересно: надо влезть в закрома и нарыть старых работ — тушь была любимым и основным материалом долгие годы. Поищу — выложу — расскажу))))
Travelrabbit
Вот спасибо! Я так и знала, что инктобер можно рисовать пером! %)
Хотела было попробовать, но разлила свою тушь, прихожу в магазин — а там, конечно, никакой туши… Пересела на линер, им тоже можно много чего! Пока больше всего радуют точечки (я так понимаю, именно их пером ставить неудобно? ну еще бы!).
★ Летта
Конечно можно) Сейчас вообще все лояльно, в первые годы даже рисунок карандашом я слышала было нельзя делать. А теперь главное черно-белая картинка, это основная идея.
Линером ставить точки в миллиард раз удобней просто потому еще, что не надо постоянно макать перо и клякс точно не поставишь. Плюс кончик пера тонкий и точечки совсем крохотулечные. В общем лично я за линер к точкам.
Travelrabbit
Эх, вот иногда грешным делом подумаешь — лучше бы правила оставались строгими ))) мечтала перерисовать весь инктобер без карандаша (в прошлом году был у меня такой опыт), а в этом даже наброски на отдельном листе делаю! Перфекционизм :(
aeleeta
  • aeleeta
Соглашусь с Леттой, что лайнером точки — в разы комфортнее. Но пером — не невозможно. Я проверяла :) В советское время я сделала просто вагон технического рисунка (археологические находки, неск. лет подряд для отчетов), там все предметы «точковались». И все было пером, лайнеров тогда мы не знали :))
Travelrabbit
Ого, технический рисунок пером! Страшно подумать! flushed А как это было? Как с кляксами боролись? Как вообще можно так навостриться, чтоб без помарок?
Вчера попробовала точки пером — норм :) вот только чернил то больше, то меньше, поэтоу точки все разные…
aeleeta
А как-то довольно просто, клякс и не было. Сначала делался рисунок карандашом. А потом уже обводился и «расточковывался» тушью. Тушь наливалась из пузырька в его крышечку, чтобы перо не топить по горло, а макалось — «сколько надо». И все, никаких клякс. Перья — кому какие больше нравились. Лично моя любовь — вот примерно такое:
Макать часто приходилось, это да. Но как-то справлялись. Причем, у меня хотя бы изостудия за плечами была. А другие археологи рисовали как умели, что ж поделаешь, если надо. И у всех получалось. У кого красиво, у кого нет, но точно и правильно — у всех. Практика великая вещь :)

ЗЫ Теоретически помарки лезвием срезали, если случались. Но не кляксы, а именно помарки. С ватмана, если навостриться, отлично срезается. Ну, по одному разу на одном месте — точно. И ясно было, что ежли будешь резать «с размаху» — сам себе дурак, придется всю табличку перерисовывать. А на табличке несколько десятков предметов может быть. Поневоле научишься осторожности и аккуратности :)))))))
Travelrabbit
Вот это да, не знала, что в археологии бывает технический рисунок! Моя мама такими перьями в НИИ рисовала в советские времена, я думала — это удел инженеров ))) Наверное, дело практики… Ну и да, ничто так не учит качественно работать, как перспектива переделывать кучу всего!

А про срезание Вы хорошо напомнили, спасибо! Мы так в детстве с учебниками баловались, «срезая» части букв :)) Полезный, оказалось, навык!
aeleeta
  • aeleeta
Очень полезный навык :)
Инженеры больше чертили (тоже тушь-перо-рейсфедер). Я по родителям знаю. А в археологии именно технический рисунок. Для отчетов. Археологи же не просто так копали, а по выданному разрешению — «открытому листу». И чтоб на следующий год такое разрешение получить, надо сделать правильный, скрупулезный отчет. Если отчет в Институте Археологии не примут (или если его не успеть сделать в нужный срок), на след. год фиг лист дадут. Хотя я не помню случая, чтоб у кого-то не приняли. Переделать что-то могли велеть, но потом принимали.
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий.