Блог garrykillian

Расставим точки над EPS

garrykillian
9 лет назад

Давно все знают что если уменьшать картинку, то сохраняя в EPS мы можем уменьшить его размер в мб. Да вот только почему и как это происходит понимания мало. Поэтому написал небольшую хи-хи статейку про eps, как он устроен, что мы там уменьшаем и почему все иногда столько весит. Конечно, истиной в последней инстанции я не являюсь, ибо на PostScript писать не умею, в Adobe не работаю а жаль и как и любой другой человек могу в чем-то ошибаться. Итак, если готовы, прошу под кат…Все начинается с хорошей истории

Истории Джона Уорнока и Чарльза Гешке. В начале 80-ых эти два человека работали в исследовательской лаборатории Parc компании Xerox. Работая там Уорнок разработал язык под названием “ Interpress”, который использовался для управления лазерными принтерами компании Xerox. Уорнок и Гешке в течении пары лет тщетно пытались убедить руководство компании сделать Interpress коммерческим продуктом. И устав от попыток - они уходят из компании и создают собственный бизнес.

Собственный бизнес они окрестили Adobe в честь небольшой речки, которая протекала возле дома Уорнока в Лос-Альтос, Калифорния. Вот так история “любимой” нами компании, которая дала нам возможность фигачить дудлики на шаттер, началась с желания двух людей печатать хорошо и качественно. Изначально планировалось создать свой мощный принтер, но потом пришло понимание, что лучше разрабатывать средства управления принтерами для других компаний. Так родился PostScript ( те самые PS в аббревиатуре EPS).

В 1984-ом был выпущен PostScript “Level 1” И основной его фишкой было машинно-независимость. Т.е. PostScript файл можно было напечатать на обычном принтере с разрешением 300 dpi или же выведен на фотонабор с разрешением 2400 dpi. Файл не был привязан к конкретному устройству печати (До этого печатаемый файл должен был разработан на устройстве от компании, которая производила сам принтер и обмен данными был практически невозможен). Язык был открытый и любой мог писать программы с его поддержкой, а проивзодители принтеров могли купить лицензию и встраивать в свои устройства.

Засветился в этой истории и Джобс. Apple тогда выпускала свой принтер (но как и других компаний качество печати было не ахти), и внедрение PostScript-контроллера (устройство в принтере которое понимает язык PostScript и читая его дает указание печатающей части что\как и где печатать) позволило печатать страницы высокого качества. А потом подоспела и компания Aldus со своей программой PageMaker (место для ностальгии) - издательской системой на базе postscript (в 94-ом Adobe купила PageMaker, и уже через 10 лет закрыла проект, чтобы выпустить InDesign). Так началась эра PostScript в мире полиграфии.

В 94-ом вышла PostScript Level 2 c множеством приятных нововведений, а через еще 4 года и PostScript Level 3 со своими плюшками. Перечислять все думаю не стоит, там больше тонкости для товарищей полиграфистов.

Внутри Кота Темнота

И тут мы переходим к родиму EPS (Encapsulated Post Script). Это буквально энкапсулированый PostScript, т.е. программа на PostScript завернутая со своей превьюшкой в один файл. Почему так? Перевод кода PostScript в изображение занимает время, а так встроенная превью позволяет быстро видеть что в файле (к примеру в папке Винды). Т.е. по сути внутри EPS программа на PostScript / код. Вектор и текст - описан математически, с координатами точек, формулой кривых и т.д. Растр в EPS - бинарные данные.

Тут стоит порадовать старичков и вспомнить EPS 8 (место для ностальгии) и почему таким огромным кайфом был переход нашего стокерского брата с EPS 8 на EPS 10. Многие скажут - в EPS 10 появилась поддержка режимов наложения, прозрачности и т.д. А вот и нет. Ибо PostScript ничего из перечисленного не поддерживал и поддерживать не будет (ибо никто 4-ую его версию выпускать не собирается). Вообще EPS на самом деле ужасный формат, архаизм и орудие пыток над дизайнерами. Почему спросите вы? Переносить вектор из Illustrator в тот же Photoshop или InDeign проще и безболезненней через тот же Ai или PDF.

Может старички еще помнят хитрые способы отличия EPS 8 от EPS 10. Если открыть EPS в текстовом редакторе, то: файл EPS 10 начинается со строки: %!PS-Adobe-3.1 EPSF-3.0,  а файл EPS 8 c: %!PS-Adobe-3.0 EPSF-3.0. И вот вся разница в этом 3.1 или 3.0 после Adobe. Так вот, на самом деле это не единственное и не главное отличие 8-ой и 10-ой версии. Главное отличие в том, что хитрая компания Adobe припилила в EPS-10 приличный такой кусок данных. Этот кусок данных находится после окончания файла написанного на PostScript, т.е. там где все устройства видят знак: “Стоп. Дальше дороги нет”. В самом файле это выглядит так: %%EOF (EndOfFile - конец файла). И все устройства и программы останавливаются после этого знака, кроме! Кроме нашего любимого Adobe Illustrator. Он в отличии от прочих наоборот игнорирует весь код до этого самого “конца файла”, и начинает читать только после…

А после находится блок, который начинается с %AI9_PrivateDataBegin. А потом следует много букв и симловом в перемешку, белеберда на первый взгляд. На самом деле много белеберды от 13 до 23 всего файла. Заканчивается она таким выражением: %AI9_PrivateDataEnd. Так вот, вся эта белеберда - это ваш файл как его представляет иллюстратор, все ваши мэши и прозрачности, режимы наложения и кисти, сватчи, паттерны и символы. Adobe решили (и правильно сделали), что чем каждый раз читать и рендерить PostScript проще тупо вставить сам файл. Что интересно, если мы возьмем два разных EPS 10 файла (с разным содержимым) и перенесем от 1-го 2-ому всю часть с этой PrivateData - они оба будут открываться как 1-ый файл со всем его содержимым.

Поэтому если мы возьмем файл в Illustrator без прозрачностей и прочего, только шейпы и заливки, по хардкору и сохраним его в EPS 8 и EPS 10 - мы увидим хорошую такую разницу в занимаемом месте. Для теста я взял один из дамаск паттернов и сохранил в 8-ой и 10-ой версии.

Начиная с 10-ой версии EPS в нем меняется только эта “особая” часть данных в конце файла. И номер говорит только о том какая минимальная версия илла его откроет без проблем.

И тут вопрос - так зачем мы сохраняем в этом EPS 10, если используем только вторую часть файла? Только для совместимости со старыми программами\техникой. Все плюшки вашего файла получит только тот, чьи программы\техника читает ту самую белеберду в конце файла.

Возвращаясь к белеберде и размеру. Как известно без глюков счастья не бывает. Так вот. После %AI9_PrivateDataEnd иногда ваш EPS не заканчивается. Иногда он продолжается. (красным выделен конец файла, желтым - новая белеберда). И если то что находилось между %AI9_PrivateDataBegin и %AI9_PrivateDataEnd несло в себе суть и смысл файла, то это просто мусор. В моем примере этого мусора на 21 килобайт, не так уж и много - но все же мусор. Меньше, еще меньше, совсем мелкой

Теперь перейдем к святому. Если уменьшить артборд и его содержимое - вес файла уменьшится. Как? Разберем на простом примере. Файл с черным квадратом (с) Малевич, размером 800*800pt .

Лирическое отступление про координаты. Сразу оговорюсь, если судить по линейке в иллюстраторе, то у точки №1 координаты должны быть (50, 50), а не (0,0). Но в EPS они именно (0,0). Происходит это потому, что в файле берется не артборд, а Bounding Box вокруг всего что есть, соответственно эта точка самая левая верхняя и получает координаты 0, 0.

Теперь уменьшим наш квадрат и арборд до 10*10pt

Желтым я выделил новые координаты точек. И получается что если посчитать цифры у каждой точки нашего квадрата (ну кроме 1-ой), их на 1-ну, ато и 2-е меньше. Каждая цифта - это байт. Чисто по координатам вершин мы выиграли 4 байта!! Уух! Вот это облегчили наш файл!!

Но все не так просто. В 99% случаев координаты точки будут выглядеть следующим образом: 234.1234 , 133.5678 (на картинке сверху выделенно красным). Иллюстратор поддерживает 4 цифры после запятой. И кол-во цифр после запятой при уменьшении размера картинку у нас практически не меняется. А вот целая часть - да. Т.е. если у нас артборд будет 1000*1000 pt, то у практически у самой крайней точки будут координаты: 999.9999, 999.9999 и уменьшая артборд до 50*50 pt - ее координаты станут: 49,999, 49.999. В итоге мы выигрываем 2 цифры на каждой точке, 2 байта информации.

Я взял один из своих файлов, там только шейпы и заливки. В нем 214619 точек, выигрывая на каждой 2 байта, получаем - 400 кб, т.е. мы уменьшаем вес файла на 400 кб только на координатах. Помня что в нашем EPS есть часть PostScript’a и часть чистого иллюстраторовского файла - получаем что вместе выигрываем практически 800 кб(это по нашим грубым подсчетам). А это уже практически мегабайт - и если ваш файл весит 15,8 мб и не пролазит на шаттер - эти цифры уже решают.

Теперь глянем на реальные цифры:

На самом деле нам удалось выиграть 433 кб уменьшая с 1000*1000pt до 50*50pt, а потом еще ~320 кб уменьшая до 25*25pt

Надеюсь вы еще следите за мыслью и готовы продолжать.

Итак, мы рассматривали файл в котором только шейпы и заливки, то есть то что можно было безболезненно запихнуть и в EPS 8. Возьмем теперь файл, в котором много точек, шейпов, у каждого шейпа есть режим наложения и бэкграунд - мэш. Как выглядит картинка и сколько занимают PostScript и PrivateData в каждом файле(размеры артборда/содержимого: 50*50pt и 300*300pt):

Разница в размере в 40!!! Мб Неплохо так уменьшило. И это уже не из-за координат. На изображеннии выше видно, что размер PrivateData части практически не меняется. Т.е. то что читает иллюстратор открывая этот EPS занимает совсем малую часть и на него практически не влияет изменение размера артборда/содержимого нашего файла.

Так почему же на столько сильно увеличивается PostScript часть? Тут мы возвращаемся к тому, что PostScript не поддерживает как таковой прозранчности и наложения и прочие любимые нами украшательства. Что он с ними делает? Растрирует. Каждый кусочек с тем что не поддерживает. Более того. На картинке выше светящиеся точки - это круги с градиентом и режимом наложения. Illustrator переводя в EPS растирует каждый кусочек, но делает не круглым, а квадратным, и прячем углы под клипинг маской.

Вот так выглядит один из кусочков в PostScript:

/T 1 - тип изображения /W 4 - ширина изображения в пикселях /H 3 - высота изображения в пикселях /M[4 0 0 -3 0 3 ] - Матрица трансформирования (подставляет\крутит картинку так как она должна быть) /MD true - хз /BC 8 - битность изображения (8 бит) /D[0 1 0 1 0 1 ] - это говорит что картинка в RGB /DS [ - от этой квадратной скобки до следующей сама картинка <~.O68d-m^5e.46Jg~> <~.jZDb.O65a-R9l]~> <~+WhdJ+WhdJ+ ] /O 2 >> %%BeginBinary: 1 img %%EndBinary

И теперь вернемся с наших облаков на землю, к настройкам экспорта нашего иллюстратора: В блоке Transparency>Custom как раз и скрываются настройки растрирования. Разрешение трогать я пока не буду - не наэкспериментировался с ним, чтобы откровенно заявлять о плюсах и минусах их подкрутки. А вот ползунок Raster/Vector Balance выкручивать на 100% вектор всегда абсолютно не реккомендую. Ибо: 1. если в файле только шейпы\заливки - толку от него 0. 2. Если в файле много элементов с прозрачностями\режимами наложения - выкрутив на 100% ваш файл может раздуться еще больше. К примеру файл описанный выше с артбордом 50*50Pt при сохранении с ползунком на 100% Vector весит - 274 мб (на 75% - 2,46 мб) Происходит это потому что пытается надробить еще больше более мелких кусочков, стараясь сделать из них вектор - а в результате получается все-равно растр. В некоторых случая можно попробовать убрать ползунок на 0% - это может еще уменьшить ваш файл. Если хотите посмотреть как в действительности вяглядит ваш EPS файл (т.е. как его видит не иллюстратор) откройте его в Иллюстраторе через Place. И сразу будут видны пиксели если вы ставили баланс на 0% или будет все достаточно красиво если на 100%. Так же стоит отметить то, что сохраняя с балансом 0% открывая потом этот EPS тем же Photoshop - картинка будет мягко говоря не радовать, поэтому лучше так делать не стоит.

Итак резюмируя все выше сказанное.

EPS 10 - прозрачностей/блэндинг модов в нем нет, все это представлено в нем в виде растра. И наличие этого растра шаттер не запрещает - ибо в EPS 10 есть еще чисто иллюстраторовская часть в которой и живет наш чистый вектор с прозрачностями и т.д. Если размер файла у нас получается большой - уменьшаем его линейные размеры (артборда и содержимого) - вес файла уменьшится. Обращаю внимание еще на то, что в данной статье я не беру во внимание такие опции при сохранении EPS как: Preview format (у меня None всегда), чекбоксы Embed Fonts/Include Thumbnail (у меня всегда сняты).

Спасибо за внимание, на этом все :) Удачных вам уменьшений ;)

#eps #illustrator #postscript