Краткий обзор особенностей орнаментальных стилей от неолита до начала 19 века. Список использованной литературы приведу в тексте. Орнамент является не только отражением стилистических особенностей разных эпох, он и как губка впитывает актуальные тенденции. Это происходит за счет включения новых форм, образов, смыслов в системы предыдущих культур и под влиянием многих факторов: социальных, экономических, политических, научных, художественных и т.д. Обои со стилизованным изображением акантового листа, Уильям Моррис, 1875
Возникновение орнамента, как нового вида творчества, происходит в эпоху неолита. Это связано с усложнением духовной жизни первобытного человека, выделением его собственного Я из окружающей среды и соответственно, изменением взглядов на мир. Вместе с этим возрастает роль орнаментальных изображений, как воплощения визуальной модели сложившейся мифологической картины мира. Орнамент становится образным выражением знаний об устройстве окружающей действительности, отражением представлений о существование высших (трансцендентных) сил. Примером первобытного орнамента может служить примитивный стиль народов Африки, южной Америки, Австралии и Океании В эпоху первобытного строя были заложены основы орнаментального искусства. Во-первых, он приобрел и закрепил свое основное предназначение в качестве украшения. Во-вторых, стал отражением картины мира и, в-третьих, продолжил накапливать стилевые особенности прошлых эпох.
Орнаментальное искусство древних цивилизаций развивалось в условиях перехода картины мира от мифологического (чувственного, предметного) типа мышления к понятийному (отвлеченному, умозрительному). Орнамент приобретает иносказательный, символический характер. Фрагмент росписи фон, раппортный орнамент, основанный на чередовании изображения солнца, скарабея и цветков лотоса, Древний Египет Поливные изразцы, ленточный орнамент со стилизованным изображением льва и цветами, Междуречье Сложный орнамент на вазе, состоящий из чередования цветков лотоса и пальметт, Древняя Греция
Появление в картине мира Древнего Рима реалистичных тенденций, когда земное приобретает приоритетный характер, как бы подготовило переход к религиозному типу мировоззрения Средневековья. Ленточный орнамент, бордюр типа балюстрада, Готика
В Средние века происходит отказ от коллективного восприятия окружающей действительности, что было характерно для мифологической картины миры. На место «одинакового» и «равного» выдвигается идея личного бытия человека, которое получит свое продолжение в эпоху Возрождения, как вера в безграничность своих возможностей. Фреска, Залы Ватикана, Рафаэль, XVI век, Возрождение
Развитие идей гуманизма и антропоцентризма продолжилось в эпоху Нового времени – в рамках классической научной картины мира. В это время единого декоративного стиля не сложилось, а выделилось несколько направлений: иррационального (барокко, рококо) и рационального (классицизм и ампир) характера. Книжная иллюстрация, орнаментальная гравюра с аллегориями астрономии и географии, середина XVIII века, Франция
В XVIII веке классицизм распространился в архитектуре и был направлен на восстановление законов пропорции и понимания форм античности, как идеальных. Такие архитекторы как, например, К.Ф. Шинкель и Лео фон Клейце были заняты преимущественно не созданием новых форм, а цитированием старых решений. Лео фон Клейце, Пропилеи, Мюнхен
- Лескова И.А. От мифа к метафоре: семантические и конструктивные аспекты орнаментального творчества - Соколова Т. Орнамент – подчерк эпохи К сожалению, у себя не нашла эти книги в электронном варианте. - Практически все иллюстрации из “Орнамент всех времен и стилей”
В середине XVIII – начале XIX веков орнамент все больше становится объектом изучения западноевропейских практиков и теоретиков искусства.
Первыми значимыми исследованиями орнамента являются работы английского историка искусств Джона Рёскина (1819 – 1900). В интернете можно найти книгу Джона Рескина “Искусство и действительность” на русском языке. Я использую здесь только главу про орнамент, а вообще в книге рассматриваются доступно и интересно многие вопросы, связанные с искусством. Джон Рёскин выступал против машинного производства и считал, что именно красоты имеет важнейшее значение в жизни людей. Он стремился к внедрению элементов красоты в ремесленное производство Англии, прежде всего, для предметов быта. Джон Рёскин считал, что для этого приемлемо умеренное использование орнаментальных изображений. «Ясность утрачивается, если использовать орнамент бездумно». «Орнамента никогда не может быть слишком много, когда он хорош, и всегда слишком много, когда он плох.» Образцом для подражания для Джона Рёскина являлось готическое искусство, в котором орнамент должен отражать божественный порядок, адаптировать его к настоящему. На основании религиозно-эстетического миропонимания, Джон Рёскин, призывал брать основой для орнаментальных изображений не творения человека, а «творенье Божье», то есть природу. Для этого надо внимательно изучать, наблюдать и созерцать окружающий мир и воспроизводить с максимальной точностью. Условность допустима в орнаменте, например, на текстиле или витражах, потому что она является признанием недостатка умений и несовершенством техник обработки материалов. Ценность орнамента определяется «отвлеченной красотой формы» и трудами и временем, затраченными на его создание. Машинная работа при этом не приемлема, а машинный орнамент, Джон Рёскин, считал подделкой. Джон Рёскин отвергал машинное массовое производство и копирование форм вещей, созданных до этого ремесленниками.
Учение Джона Рёскина получило практическую реализацию в Англии в 50–е года ХIX века. В это время возникло первое крупное движение европейской художественной промышленности «Движение искусства и ремесел» во главе с Уильямом Моррисом (1834—1896). Несмотря на утопичность идеи отказаться от массовой дешевой продукции с низким художественным качеством и вернуться к выразительному ремесленному производству, Уильям Моррис и его движение, смогли обратить внимание общественности на необходимость поиска компромисса в данной ситуации. Остановить технический прогресс было невозможно, но и довольствоваться продукцией массового машинного производства было неприемлемо. Растительный орнамент на ткани, Уильям Моррис
Уильям Моррис предложил привлечь художников для создания красивых и удобных предметов быта и сделать вещи, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы. Этот период времени в истории орнаментального искусства стал промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского. Однако со временем Моррис понял, что, несмотря на попытки создавать дешевые вещи, работает только на богатых, которые могут позволить себе красивые, но дорогие предметы быта. С такой дилеммой столкнулись все ремесленники Европы и США “Движения искусств и ремесел”: изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны массам неимущих. Отвергая машинное производство, Моррис не смог сделать качественные вещи доступными массовому потребителю, повлиять на быт и художественную культуру времени. Признав это, он пришел к выводу, что идеал неосуществим вне преобразований общества.
#орнамент #орнаментальное_искусство #стиль #история #уильям_моррис