Как выбрать холст для рисования

Letta
8 лет назад

Если вдруг вы решили попробовать рисовать маслом или акрилом, то выбирая поверхность, точно задумаетесь о холсте. И тем и другим можно рисовать, например, на грунтованном картоне, но велика вероятность, что в случае с маслом картон будет впитывать абсолютно все, что вы на него наносите (у меня такое было). Так что либо фундаментальная грунтовка, либо холсты.

На мой взгляд живопись на холсте дарит совершенно другие ощущения, да и картина в итоге выглядит более презентабельно, но при выборе холста не все так просто.

Холсты бывают на подрамнике, на картоне и в рулоне (когда нужно самостоятельно натягивать на подрамник). Материал холста тоже бывает разным - лен, хлопок, синтетическое волокно, мешковина - какой-то хардкор как по мне. Так же холст может быть загрунтованный или нет, негрунтованный холст для работы не подходит. Выбор холста связан с размером работы и ее дальнейшим использованием. Новичкам лучше всего брать готовые (натянутые на подрамник или накленные на картон) холсты, потому что грамотно натянуть или наклеить холст первый раз сложно, его надо еще дополнительно прогрунтовать, собрать под него подрамник или найти нужный картон и первый опыт не всегда может оказаться удачным.

Для мелких мазков, некрупных форматов и первых работ отлично подойдет мелкозернистый или среднезернистый холст. Если нужно показать фактуру и размер картины большой - идеально использовать крупнозернистый холст (плотностью от 280 г/м2). Отлично для больших работ подходит льняной холст с двойным переплетением, но он обычно дороже. Репинский холст (на картинке выше) используется для картин средних и больших размеров, такой холст очень прочен, а за счет крупного переплетения 4 на 4 нити имеет ярко выраженную фактуру. Плюс стоит обратить внимание, чтобы у холстов большого размера на подрамке была дополнительная рейка посередине, чтобы увеличить жесткость самого подрамника и чтобы картина не провисала в дальнейшем под собственным весом. Плюс дополнением к подрамнику должны идти клинья, вбивая которые в щели можно слегка натягивать полотно.

В зависимости от материала холсты имеют разные особенности.

Лен

Лен зарекомендовал себя как лучший материал для холста. Картины на льняных холстах пишутся уже не одно столетие, в отличии от хлопка который как материал для холста появился не так давно. Выбор льняного холста для живописи является среди художников «благородным» и возможно самым хорошим.

При выборе надо внимательно осмотреть ткань, ее текстура должна быть везде одинаковой, без каких-либо полос или пятен со слишком сглаженной текстурой или наоборот с нагромождением «узловатостей». Если подобных дефектов нет — обратите внимание и на направление нитей холста, они должны быть параллельны с краями подрамника. Ткань должна быть натянута параллельно подрамнику, а не как-нибудь наискосок или по диагонали. Это важно, потому что при неправильной натяжке холст со временем может повести, он может пойти волнами, обвиснуть и так далее.

Плюсы льняного холста:

  • лен не поглощает влагу в отличии от хлопка;
  • менее подвержен провисанию со временем;
  • не настолько подвержен механическим повреждениям, удобно рисовать мастихином;

Минусы:

  • льняной холст стоит гораздо дороже хлопкового;
  • вес его немного больше чем хлопка (если говорить о выставках и отправкой почтой картин);
Хлопок

Холсты из хлопка на сегодняшний день, наверное, самые распространенные, дешевые и пользуются постоянным спросом. Первыми холсты из хлопка начали пользоваться в США только в прошлом веке. Им нет еще и века, значит невозможно проверить насколько они долговечны.

Хлопок более мягкий. Льняная ткань отличается от хлопковой большей плотностью и жестокостью, а также узловатостью. Обратите внимание на плотность ткани натянутой на подрамник, особенно это касается холстов из хлопка. Не стоит покупать холст с плотностью меньше 220г/м.кв.

Плюсы:

  • цена холста меньше, чем у льняного;
  • при хорошей натяжке удобно писать;

Минусы

  • подвержен накоплению влаги;
  • легко подвергается механическом влиянию, может порваться от сильного давления;
  • со временем хлопковый холст может провисать.
Синтетика

Синтетические холсты новинка, появились они совсем недавно, но у них уже есть несколько очевидных преимуществ. Считается, что полиэстер превосходит лён и хлопок, устойчив, прочен и не чувствителен к воздействию масляных красок. Полное отсутствие фактуры делает материал совершенно гладким. Некоторые художники используют в качестве холстов материал для натяжных потолков - у меня к сожалению нет опыта в этом вопросе, поэтому ничего сказать не могу. Так же я почти не видела синтетических холстов, либо просто не обращала на них внимания.


Плотность холста обычно указывается на упаковке. Также, условно ее можно определить и на ощупь, если легко надавить пальцем на холст, на нем не должно оставаться вмятины. Если на холсте остаются следы от нажатий пальцем, на нем либо слишком слабый слой грунта, либо ткань очень рыхлая.

На качественно грунтованном холсте не должно быть никаких просветов «точек», «крестиков» между нитями, участков, на которые не нанесен грунт. Лучше покупать холсты со стандартным, акриловым трехслойным грунтом — на такую поверхность прекрасно ложится масляная и акриловая краска. Кстати даже прогрунтованные готовые холсты можно дополнительно прогрунтовать еще раз.

Перед покупкой нужно еще внимательно осмотреть подрамник, у него не должно быть внешних острых углов, иначе холст будет рваться. Внешний периметр подрамника должен быть немного приподнят, а внутренний должен уходить вглубь. Холст натягивается только по внешнему округлому краю подрамника, и с лицевой стороны больше нигде к нему не должен прикасаться. Подрамник может быть модульный и тогда со временем можно регулировать натяжение холста, вбивая клинышки в специальные пазы, либо глухой - с такого только снимать холст и перетягивать по новой. Если предполагается, что холст надо будет транспортировать, лучше всего модульный подрамник - его можно разобрать, холст свернуть и отправить в тубусе.

Мне очень нравятся холсты на картоне, пишу на них акрилом. Такой холст представляет собой грунтованное полотно (трехслойный акриловый грунт), закрепленное на толстом картоне. Отлично подходит для акрила и масла, дешево стоит, не менее презентабельно выглядит, бывает разных форматов, вплоть до метра, занимает мало места и легкий. Есть много разных производителей, мне больше всего нравятся холсты Мастер-класс, у них приятный слегка кремовый грунт, бывает разных цветов (черный, сепия, темно-коричневый) и отличное качество, холсты Черной речки, очень ровные и приятные. Холсты Сонет и Brauberg похуже, но тоже неплохие.

Вот примерная этикетка холста на картоне, стоит обратить внимание на плотность, здесь 280 грамм, и на состав - в данном случае 100% хлопок. Ну и указание на грунтовку, обычно еще дописывается “трехслойный акриловый грунт”, в данном случае количество слоев не указано, но для работы нормально, подозреваю что обычные три слоя.

Холсты на картоне бывают еще разных форм, я лично видела круглые, овальные и шестиугольные, так что поле для экспериментов огромное.

Надеюсь помогла вам выбрать холст для вашего шедевра ❤️

#ликбез #хлопок #холст_на_картоне #акрил #холст #лен #новичкам #живопись #обзор_материалов #масло

У мастер-класса есть черные и коричневых оттенков.

жаль что готовые холсты… почти всегда с белым грунтом, прям бяда)это хорошо если маслом или акрилом… а если чем посложнее и попрозрачней… прям жаль)

Да, есть такое, иногда уже с самого начала ведет, но мне последнее время не попадались такие.

Еще при покупке холста на подрамнике надо проверять подрамник, класть на ровную поверхность и смотреть все ли 4 угла лежат в одной плоскости

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club