Вообще, бумажный коллаж - техника простая и понятная. И еще бюджетная. Что может быть проще – взять разноцветные кусочки бумаги и наклеить их в соответствии с замыслом. Именно благодаря этой простоте перед автором открываются бесконечные возможности экспериментировать и привносить что-то свое. Поэтому я не берусь утверждать, что расскажу здесь обо всех техниках бумажного коллажа, но, думаю, что охвачу основные, а в конце покажу свои любимые.
Самая распространенная техника коллажа - нарвать кусочки бумаги в произвольном порядке, а затем наклеить их по заранее подготовленному эскизу. Причем можно рвать на маленькие кусочки - как бы щипать пальцами, а можно рвать крупными кусками, чтобы заполнить большие элементы рисунка.
Крупными кусками: автор Юлия Хохлова
“Щипать”
автор Kirsty Elson
Похоже на картины импрессионистов, правда?
К слову об импрессионистах. Самым известным мастером коллажа среди великих художников является Анри Матисс. Он придумал технику, которую назвал “декупаж”, хотя она ничего общего с традиционным декупажем не имеет. Матисс вручную выкрашивал листы бумаги, а затем вырезал из них элементы. При этом свою стилистику, узнаваемую пластику художник не терял. Его почерк и в такой форме легко узнаваем.
Кто-то смотрит на эти работы и говорит: “И я так могу”. Могут многие, но придумал, сделал и применил, применил и прославился именно он - великий Анри Матисс.
Выше описанными техниками коллажа можно интересно утилизировать неудавшиеся акварельные и гуашевые работы. К сожалению я не смогла найти свои работы, которые получились в результате, поэтому попробую объяснить “на пальцах”. Беру картинку, переворачиваю к себе обратной стороной, чтобы не видеть, как режу. Нарезаю на кусочки 1.5*2см. Плюс-минус. Произвольной формы. Перемешиваю и только после этого переворачиваю крашенной стороной вверх. Там, конечно видны какие-то линии и мазки. Начинаю наклеивать эти кусочки, подчиняя их какому-нибудь смыслу. (Только, конечно не пытаюсь собирать первоначальную картинку) не ставлю целью наклеить абсолютно все кусочки, не страшно, если новая работа получится меньше размером, главное, чтобы она обрела какой-нибудь сюжет. Когда все наклеено, дорабатываю ее тоненькой кисточкой. Обычно у меня появляются холмы и деревья, которые надо лишь немного дорисовать.
Еще один способ создания бумажного коллажа - вырезать из бумаги кусочки таким образом, чтобы можно было “лепить” форму и пластику изображаемых предметов. Давайте поближе рассмотрим, как это выглядит.
автор Dolan Geiman
Обратили внимание, какая интересная форма у кусочков? Он вырезает их зигзагом. Это придает удивительную фактуру объектам.
Мне так понравилась эта идея, что я сделала пару коллажей в таком стиле.
И, наконец, если вы еще не устали, любимое))
автор Beatrice Alemagna
Beatrice Alemagna известная художница иллюстратор. Она работает не только в технике коллажа, поэтому часто совмещает его с карандашами, красками и т.д.
автор Claudia Bordin
Известный своими книжками для малышей Eric Carle также сначала окрашивает листы бумаги, а затем из них уже вырезает своих персонажей. Но в отличие от Матисса, он окрашивает не локальными цветами, а в том числе и кружками, пятнами и т.д.
автор Natsuko Kawatsu
Художница Rute Reimão использует не только бумагу. Она идет дальше в экспериментах с фактурой, и дополняет коллажи нитками, пряжей, кружевом, пуговичками.
автор Rute Reimão
И наконец, мой фаворит в этой технике
автор Manon Gauthier
Меня подкупает ее наивный, простой и в то же время лаконичный стиль. Очень нравится использование намеренно-небрежно раскрашенной карандашами бумаги.
Я позаимствовала у нее эту особенность, и в коллажах, которые делала для сайта детского центра активно использовала. (Имею ввиду раскрашенные карандашами элементы)
автор Светлана Дмитриева
На этом мне хотелось бы закончить свой рассказ о техниках бумажного коллажа. Хотя, тема его не исчерпана.
Разве можно исчерпать творчество?
Спасибо за внимание!
©2015 Светлана Дмитриева использование и копирование с разрешения автора