Как я рисовать соусом училась

Letta
7 лет назад

Есть у меня такая слабость, я обожаю пробовать всякие новые материалы, особенно про которые вообще почти ничего не известно. Соус как раз относится к таким, если вы будете пытаться найти хоть что-нибудь - информации очень немного, причем только на русском.

Соус - сухой графический материал с секретом родом из России, это мелки, родственники сангины, сепии, угля и прочего. На сегодняшний день существует только 10 тонов соуса, производные от смешения черного, коричневого и белил. Причем, светлые тона используются либо очень редко, либо вообще не используются, так что не торопитесь покупать все цвета.

По составу соус представляет собой спрессованную смесь мела, сажи газовой, оксидов железа, клея и каолина. Каолин – основа брусков. Это особая пластичная глинистая порода, широко используемая в промышленности и в фармацевтике как сильное абсорбирующее средство. Белая глина входит в состав фарфора и керамики, бумаги, резины и даже пластмассы. Именно она придает художественному соусу особенные свойства. Когда соус растворяется в воде, появляется характерный глиняный запах.

Ярким художником, использовавшим с успехом соус был Крамской. Его работы просто восхитительны, я загрузила несколько рисунков в минигалерею, чтобы вы могли полюбоваться. С начала 19 века популярность соуса постепенно стала сходить на нет, но сейчас интерес к нему возрождается.

Я конечно не Крамской, но жажда приключений зовет!

Для работы с соусом нужны сами мелки, плотная бумага (подойдет гладкая нефактурная для акварели или вообще ватман), белая тарелка, синтетическая кисточка удобного размера, ластик и вода (по моему опыту очень удобно в пульверизаторе). Собственно техника работы очень проста - соскребаем с мелка немного порошка и капаем воды до достижения нужного оттенка, наносим на лист, чтобы бумага просвечивала, более темные слои можно нанести не сразу, а постепенно наслаивая.

Ждем пока высохнет и беремся за ластик. И теперь можно протирать светлые места почти до белой бумаги, работая с тональностью, подрисовывая детали мелком или все той же разведенной жижей. Это фантастика, реально! Отлично развивает понимание тональности, дает восхитительную текстуру, имеет прекрасные натуральные оттенки - вы еще не влюбились?

У меня на первый раз получилась вот такая работа.

Стоит соус очень недорого, моя коробка подольского производства с 10 мелками стоила около 350 рублей, но подозреваю цена завышена (картинка из интернета есть в галерее) Сами мелки очень экономичные, оттенки просто магия. Соус можно комбинировать с карандашами, акварелью, сепией, углем, сангиной, гуашью и так далее. Можно рисовать сразу несколькими оттенками или выбрать монохром - итог выглядит очень необычно.

В общем в забугорных магазинах соус найти сложно, называется он там русской глиной, а в наших худ универах тем не менее, насколько я знаю, рисование соусом входит в программу. Техника слегка подзабытая и от этого еще более манящая. Для тех, кто любит монохром, акварель и всякие необычные штуки мне кажется прекрасно подойдет.

Если вы рисовали соусом - расскажите впечатления!

#соус #интересно #художественные_материалы #обзор #эксперименты #графика #рисование #новичкам #тон

Да я понимаю. А и не понимала бы, убедилась на практике :))) Потому мне и не подходит, т.к. в акварели привыкла пастельности добиваться прозрачностью. А белый нужен на блик, например. Ну и… Гуашь теперь рулит вместо белой акварели :)

ЗЫ Еще можно маскирующую жидкость, но мне она не очень. И тонкие детали не айс выходят (ну, у меня, я допускаю, что у опытных виртуозов и реснички ею получаются при необходимости), а еще мне запах не нравится, честно говоря. Не полюбила, в общем.

Она не для отбеливания, а для создания пастельных цветов)

Неа. Из тюбика не смачно, увы. Я как раз только тюбиками пользуюсь, белую такую и брала. Правда, она мне досталась не выбранная специально, как большинство других тюбиков, а случайно из набора. Но набор, кажется, Буржуа Лувр. То есть, не китайское нонейм. Все равно это призрак белого, она смачной будет, наверное, если слой скульптурный налепить, толщиной в миллиметр :))))))))))

ну да акварель же по сути своей краска прозрачная тем и ценится уж проще тогда сделать отмывку чем ей возякать. в самом деле в чем ее роль неясно))) хотя… если например взять акварель допустим из тюбика белую так вот смачно, то вполне наверно будет заменой гуаши

Наверное. Я тоже белой акварелью не пользуюсь. И не потому, что поборница «канона», а просто она никакая, белый прозрачный (читай, едва заметный, если знать, что он там вообще есть) в акварели мне не нужен. Если что, я беру белую гуашь (относительно хорошую), она хотя бы реально белая, а уж если очень надо, разбавить ее до «акварели» всегда можно, если понадобится ;) Не было б у меня гуаши, схватилась бы за белую тушь или белый акрил. Гелевые ручки есть более-менее белые, вот это все. А акварель — «призрак белого» :D

ггг это как в белой акварелью она есть и никто ей не пользуется))))

Только вчера глянул видео на Ютубе о работе Соусом Арт Шимы Анастасии Шимшилашвили. С Соусом можно использовать; и гелевые, и Тушь, и Линеры. Перья и Тушь очень хороши! М ожно светлый тон наносить скрученной и обмакнутой в настроганный порошок Соуса. Благодарный и очень выразительный, пластичный материал. Есть видеоурок Юлии Блюхер на Ютьюбе. Удачи!

Ух, как я рада! Да, детализировать можно карандашами, особенно красиво пойдут текстурные, типа пастельных или угольных. Насчет туши пока не выяснила, но можно тоже попробовать. Вообще соус с чем только не сочетают, попробуйте, может вы свой уникальный способ найдете)

Благодаря вашему посту открыла заново для себя классный материал ))) Пастель наше всё. Купила как-то соус. Попробовала рисовать как обычными мелками. Расстроилась, так как фактура материала, матовый бархатистый цвет ужасно нравились, но кошмарно ложились на бумагу, а вот если развести с водичкой — таки да, очень интересно получается! Вот только остался один открытый вопрос: детализация. Не очень дружу с кисточками, кто-нибудь пробовал совмещать с тушью или карандашами?

Спасибо, буду иметь ввиду)

Подложка и потом поверх можно уточнить. Но могут засориться. Лучше с карандашом комбинировать или углём.

Ой как здорово выглядит на крафте! 😍 А маркеры подложка?

Рисую соусом регулярно. Мокрым и в комбинации с карандашом или маркерами на крафтовой бумаге.

Время снов (крафтовая бумага, соус, карандаш)

Четыре лапы (крафтовая бумага, соус, карандаш)

Крутые наброски! 👍

Уже упоминалось, что соус размывается водой. Получаются оч. изысканные пятна, по прозрачности не уступающие акварели. Если же по мокрому рисовать сузим мелком, тон становится вдвое темнее. По поводу светлых тонов: если рисовать на темном картоне, крашеных холсте или бумаге или на мелкой наждачке, то светлые мелки становятся основными. Соус — сказочный материал

Уже купила и прорисовать успела, крутая штука! Спасибо за наводку и интересный пост)))

Я тоже как-то пробовала соусом рисовать… где-то года полтора назад вшторило попробовать. На учёбе мы писали только сангиной и сепией. Я им рисовала только одну картинку… и угваздалась как свинота!))) Писала, как пастелью, без воды, знала что его можно водичкой разбавлять, но думала, что он уже после нанесения кисточкой размывается, тип как карандаши акварельные. Про тереть, делать жижу и наносить её кисточкой — не знала) Надо попробовать)

Мне очень нравится техника одиночного соуса так сказать и то, что его можно комбинировать практически с чем угодно) Я еще не пробовала, но видела очень многообещающие результаты.

Ага! Я знала!)

Я рисовала соусом 2 раза) Первый — в универе. У нас постановка была в ретро-стиле, там мы делали заливку соусом в 2 слоя всего листа, а потом, когда всё подсохло, фон становился серым, рисовали углем темные участки, а для бликов использовали то ли пастель белую, то ли гуашь, уже и не помню) Но было очень интересно попробовать эту технику! У меня потом подружка «подсела» на соус, почти все работы им рисовала) Второй раз дома, для себя)

Всё, уже хочу соус!

Ну как белыми не работают. Зачем-то он в этом блистере, наборе из 5 соусов, был. Значит, теоретически, работают. А вот практически — нет уж, спасибо :))

Вся фишка соуса в том, что он размывается водой и красиво. Не тушь, не сангина так не умеют.

Белыми соусами не работают обычно, только темными.

Я соусом — вот чтоб прям как конкретно только одним соусом — не рисовала. Но я его использовала вместе с пастелью несколько раз (в числе материалов, с которыми его можно смешивать, пастель тоже вполне себе занимает место по праву). У меня на пробу набор из 5, а не 10 штук. Единственный цвет, который мне категорически не понравился — белый соус. Ну ваще никакой. А остальные очень даже. Я в сухом виде его юзала, размывать ни его, ни пастель, тоже пока не тянуло (хотя пастель же тоже размывается, не только соус).

А, да, пробовала однажды чисто соусами, без пастели, вот этими пятью цветами. В сухой технике. Так вот, из-за белого сломалась :))) Зарычала и схватила белый мелок пастели, ну невозможно же соусом белым, который не белый, а туманный ваще какой-то, ыыыы!!! :)))

Про мокрую технику знаю. И даже думала: а вот интересно, в наших профильных вузах (в архитектурных — точно) в программу входят отмывки соусом. То есть — вот то, что ты сказала, со светлого, а для затемнения слои добавлять. А вот у иностранцев, которые соус широко не прктикуют, у них такого рода задачи (монохромные, больше технические, чем творческие) чем решаются, интересно? Тушью? Акварелью разбавленной? И еще в голове вертится, что очень традиция похожа на японскую возню с тушью :) Они трут сухую и разводят, а у нас вон соус трут и разводят :)

ЗЫ Зверик симпатичный получился :)

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club