Новички как правило ошибочно представляют что выкладывать 3д иллюстрации на сток - это своего рода халява, скачал модели, скачал текстуры, поставил на рендер, а потом только деньги греби лопатой. К сожалению не всё так просто, и в этом посте я бы хотел рассказать о том, чего ни в коем случае нельзя выкладывать, использовать в своих работах, и какие есть ограничения.
Главный вопрос который волнует владельцев всех стоков - это плагиат, под плагиатом они понимают использование какого ибо контента, взятого у третьего лица, скаченного с какого либо сайта или источника. То есть нельзя брать уже готовые изображения и использовать их в своих работах, в нашей сфере это касается текстур и фонов. Здесь нужно отметить, что категорический запрет стоит на использовании ЛЮБЫХ текстур, которые сделали не вы сами, даже если они скачены с бесплатных сайтов и разрешены к коммерческому использованию, даже если вы взяли фото у вашего друга Васи Пупкина и взяли с него расписку, что он не имеет к вам претензий, всё это сток считает использованием чужого контента.
В сфере 3д запрет на использование чужого контента касается и моделей, в правилах прописано что их использование тоже запрещено. Но здесь проверить факт использования чужой модели гораздо сложнее, если только модель не является уникальной и неповторимой, если её легко узнать. По факту полно народу использует чужие модели, это хорошо видно по некоторым портфелям, особая опасность это использовать модели из сборников, их производители как раз и являются основными предъявителями претензий к стокам за нарушение авторских прав. Обычные авторы, которые выкладывают модели в бесплатный доступ на различные ресурсы теоретически тоже могут нажаловаться, но это уже менее вероятно. В любом случае, если взять чужую модель и её видоизменить, применить другое сглаживание. перемоделить, деформировать, добавить детали или убрать, то модель уже будет не 100% узнаваема, и доказать здесь плагиат будет весьма сложно. Но надо стараться пользоваться своими моделями.
Помимо чужих моделей и текстур запрещено использовать модели и текстуры, поставляемые вместе с программой, то есть стандартные материалы, которые есть в 3d max, у которых есть текстуры, и демонстрационные модели, которые могут быть в программе, например архитектурные проекты, которые есть в программе revit.
Как же быть в этой ситуации? Мы все привыкли качать в интернете текстуры и модели, и трудно представить что вообще можно без этого обойтись. Выход из ситуации только один, делать текстуры самостоятельно, только так можно быть полностью уверенным, что ничьи авторские права не нарушены. Можно взять фотоаппарат, даже не обязательно профессиональный, пройтись по улице и сфотографировать деревянные заборы, кирпичные или бетонные стены, и всё что нужно можно найти буквально в радиусе нескольких кварталов. Если есть сканер, то можно делать профессиональные текстуры в высоком разрешении, сканируя разные доски, ткани, фактурные поверхности.
Но всё подряд тоже фотографировать нельзя, есть запрет на фотографирование любых обоев, так как их рисунок является интеллектуальной собственностью производителя, помимо обоев по такому же принципу нельзя фотографировать или сканировать плитку с узором. книги, открытки, и любые напечатанные изображения. Так что старайтесь искать естественные текстуры, например облезлый деревянный забор с облупившейся краской идеально подойдёт, он точно не будет являться ничьей интеллектуальной собственностью)))
Последним “сюрпризом” в виде очередного запрета для меня стало ограничение шаттера публиковать рендеры интерьеров, для них нужно писать релиз, где необходимо указать программное обеспечение в котором был создан файл, тип лицензии, подтвердить что все модели и текстуры являются собственностью автора. Полный текст относительно этого релиза и комплекс запретов связанный с публикацией интерьеров здесь:
Самый опасный пункт в этом релизе - это про лицензию программного обеспечения. Это означает, что использование пиратской версии 3d max запрещена, а если учесть, что лицензионным максом не обладает и 1% русских пользователей, у большинства сразу возникает проблема. Потому что указывать коммерческую лицензию, при её отсутствии, очень опасно, это легко можно проверить и самое лёгкое, что может случиться, у вас закроют аккаунт с портфолио, а в худшем случае к вам могут постучаться люди форме, ведь все ваши паспортные данные у стока есть. А здесь уже может быть и срок и миллионный штраф. Но тут есть лазейка, о которой я расскажу в другом посте. Релиз можно скачать здесь: http://submit.shutterstock.com/legal/