Меламед против Ратковски

Letta
9 лет назад

Обнаружила тут крайне интересную рецензию Меламеда на книгу Натали Ратковски “Профессия иллюстратор”. Очень отличается от всего, что я читала до этого. Приведу полностью текст, он небольшой.

Противоречивые чувства. Как коллега я могу только порадоваться и поздравить автора с выходом богато изданного, на меловке, альбома ее работ — а именно их здесь подавляющее большинство. Поздравляю! Как преподаватель, и как раз иллюстрации, я буду стараться не подпустить своих студентов на расстояние пушечного выстрела к этой книге, и стараться буду заведомо зря, о чем ниже. Я в принципе испытываю недоверие к книгам типа “сто советов начинающему тому-то”. В иллюстрации важен уникальный индивидуальный опыт, и подобные книги его, разумеется, не заменят. “Профессия – иллюстратор” – отличная настольная книга для тех, кто хочет стать Натали Ратковски. Впрочем, таких в наших краях немало. Если не спорить о вкусах (а надо бы), если не подсчитывать, какую часть книги в процентном отношении составляют полуголые тети (я последний, кто станет на это жаловаться), если закрыть глаза на разного рода милые и неинтересные посторонним странности, вроде “создания иллюстрации с помощью французских лекал” и, скажем, нетривиальной классификации шрифтов; в общем, если оставить придирки, останется, тем не менее, одна серьезная с этой книгой проблема. Которая, нужно отдать должное, целиком находится за ее пределами.

Не считая изданий, в которых слово “иллюстрация” происходит от названия программы Adobe illustrator, сейчас на русском языке существуют ровно три книги о современной иллюстрации. Две других написаны Яной Франк: “Дневник дизайнера-маньяка” и “Секреты коммерческих иллюстраторов”. Яна Франк и Натали Ратковски работают в довольно узкой парадигме дамской коммерческой иллюстрации, обслуживающей в первую очередь женские журналы вроде Cosmopolitan и мужские вроде FHM. Ради справедливости, таких журналов на рынке действительно большинство, но для человека, заинтересовавшегося иллюстрацией и возжелавшего что-либо почитать о ней по-русски, эта парадигма, и без того манящая, оказывается примерно единственной, просто по факту отсутствия других книг. Ни наследие больших, совершенно не стареющих советских иллюстраторов 70-80х, ни могучая школа американской модернистской иллюстрации, ни современная западноевропейская иллюстрация, где вообще невероятные творятся вещи, вообще не фигурируют в дискурсе. И вот, директор единственного в стране иллюстраторского агентства Bang!bang! публично жалуется, что клиент в массе по-прежнему, как и лет 15 назад, хочет что-нибудь под Джейсона Брукса, то есть нарисованную в Adobe illustrator девицу с вьющимися по ветру волосами. Спрашивается, а откуда ему знать про что-либо еще? При этом иллюстрация переживает сейчас тектонические перемены, очередную молодость. Развитие новых портативных устройств уже сейчас требует от иллюстраторов новых решений, технических, визуальных, нарративных, интерактивных, наконец. И тут аниматоры, гейм-дизайнеры, граффитчики обгоняют нас, иллюстраторов, как стоячих. А как раз иллюстрация должна бы быть донором свежих визуальных идей для них для всех. Толковые учебники по иллюстрации нужны сейчас как никогда. Но дискурс нужно поднимать и расширять. На мой взгляд, лучшее, что могло бы сейчас сделать издательство Манн-Иванов-Фербер, или любое другое – это начать переводить и выпускать Стивена Хеллера, популярнейшего теоретика и критика иллюстрации, начиная с книги “Образование Иллюстратора”, печатать хорошие монографии по плакату, книжной обложке, по техникам оттиска, по новым цифровым технологиям. История скажет спасибо.

Думаю найдутся люди, согласные с Меламедом (я в принципе в чем-то тоже согласна) и те, кому эта книжка помогла добиться немыслимых высот. Давайте обсудим?

Ссылка на пост в блоге Меламеда: http://pw7w.blogspot.ru/2014/09/cosmo.html#more

#обсуждение #дискуссия #меламед #ратковски #книги #авторам

А кто против? я не против! Но сколько человек учились в вузах, как заграничных, так и наших? Каждый год выпускается, думаю, поболе тысячи человек. Скольких из них Вы знаете? вот чтоб так — вот иллюстратор с известным именем? Или хотя бы без знания фамилии, но с узнаваемым стилем, чтобы — вот — работы этого иллюстратора я уже видела?

Вот то-то и оно! Обучаться в заграничном вузе — еще не значит стать иллюстратором! Чтобы стать иллюстратором, да еще и чтобы на слуху — это надо самому себя сделать! А обучение в вузе — это только часть пути, инструмент так сказать.

То, что Наташа сама себя сделала как иллюстратора — это не подлежит сомнению

Человек выучился на иллюстратора в заграничном вузе, это о чем вообще высказывание?)

Книгу я не читала, но приблизительно представляю о чем она. То, что Наташа сама себя сделала как иллюстратора — это не подлежит сомнению, я видела ее работы давно, еще на wallpapers.ru, где она выставляла свои работы под ником FLOATY. И то, как выросла Наташа как иллюстратор за эти годы не остается конечно без внимания. Потому я все-таки думаю, что эта книга — больше мотиватор — Вот, посмотрите, чего можно достичь, если очень захотеть — как-то так, на мой взгляд. А рассматривать эту книгу как «библию для иллюстратора»… не знаю, мне кажется вряд ли. Думаю, что пособие по анатомии и перспективе — больше подходит на роль «библии». Хотя, конечно, могу ошибаться, — я ведь непрофессионал, я так… всего лишь компьютерные игрушки отрисовываю :)

Мой супруг, еще по факту выхода книги Ратковски написал рецензию на книгу, с которой я согласна до сих пор: ilya-lizard.livejournal.com/78852.html

Меламед, конечно, крут (и с него бывает мрут), но его подход «сделайте что-нибудь, сделайте что угодно, каждый иллюстратор должен искать свой путь», конечно, прекрасен. Но очень и очень малоинформативен для начинающего.

А других книг, об иллюстраторстве, написаных после «профессии — иллюстратора» в рускоязычном пространстве так и не появилось. И вообще, поле по-прежнему довольно-таки пустынно.

Я одно время читала блог Натали, и хотела заказать эту книгу. Но начав читать отрывок, который мне попался, я поняла, что мне это мало что даст. Да, красивая книжка с яркими иллюстрациями. От такого подарка я бы не отказалась, но потратить на нее деньги в тот момент я была не готова. А сейчас я не уверена, что хочу эту книжку. Как-то так.

Не считая изданий, в которых слово “иллюстрация” происходит от названия программы Adobe illustrator, сейчас на русском языке существуют ровно три книги о современной иллюстрации. Две других написаны Яной Франк: “Дневник дизайнера-маньяка” и “Секреты коммерческих иллюстраторов”. Яна Франк и Натали Ратковски работают в довольно узкой парадигме дамской коммерческой иллюстрации, обслуживающей в первую очередь женские журналы вроде Cosmopolitan и мужские вроде FHM.

Ни наследие больших, совершенно не стареющих советских иллюстраторов 70-80х, ни могучая школа американской модернистской иллюстрации, ни современная западноевропейская иллюстрация, где вообще невероятные творятся вещи, вообще не фигурируют в дискурсе. И вот, директор единственного в стране иллюстраторского агентства Bang!bang! публично жалуется, что клиент в массе по-прежнему, как и лет 15 назад, хочет что-нибудь под Джейсона Брукса, то есть нарисованную в Adobe illustrator девицу с вьющимися по ветру волосами. Спрашивается, а откуда ему знать про что-либо еще?

Т.е. если я правильно понял основная претензия Меламеда это что иллюстраторов издающих что-то такое на русском мало (если точнее 2) и все что они пишут «не то»?

Ну, я тоже хорошо отзывалась, но потому, что до этого долгое время читала блог Ратковски и в книге получила то, что ожидала) Было сразу понятно, что там не будет уроков, не тот формат, скорее поделка опытом, считаю, что это тоже полезно. :)

Учитывая, что книг по иллюстрации немного и содержание этой относится все же к профессии, она могла бы быть более практичной, на мой взгляд. Развлекательная хорошее слово. Я в основном дифирамбы про нее читала и была удивлена, что никто кроме Меламеда открыто не высказался.

А что ожидали от этой книги? Что она может научить рисовать, или превратить любого человека в иллюстратора за 10 дней? Для таких целей полно книг по основам и не только рисования. Книга развлекательная, красивая: полистать, вдохновиться.

Например, коллектив авторов. В таком случае, мы могли бы увидеть иллюстрацию глазами представителей разных направлений и книга не вышла бы такой однобокой. Ведь откуда одному иллюстратору знать методы и приемы других иллюстраторов, он может поделиться лишь своим опытом.

Серьезные книги о профессии должен писать конечно не иллюстратор.

А кто?

Помню как радовалась, когда купила эту книгу… Она действительно очень приятная внешне — качественная бумага, приятные иллюстрации. Почерпнула в ней некоторое количество советов, но назвать ее «библией» иллюстратора никак не могу, чего-то ей все-таки не хватает. Наверное, других иллюстраторов))))) Изначально, сама идея написания такой книги одним иллюстратором утопична. Либо ее стоило назвать как-то иначе, т.к. она по сути о творчестве одного иллюстратора и выглядит, конечно, несколько однобоко. Конечно, чуда от нее ждать не стоит и я лично от нее никаких проф. откровений не ждала. Серьезные книги о профессии должен писать конечно не иллюстратор.

Хм, надо почитать)))

Читала Франк, но книгу про «Музу». На мой взгляд много воды, но первую неделю я была вдохновлена.

Мне кажется не стоит строить свое обучение на такого рода книгах. Поддержка моральная — да, вычленить полезное для себя — да. Вообще, мне кажется. все это довольно не серьезное чтиво, имеющее больше коммерческую ценность для автора, чем пользу для аудитории.

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club