Думаю, пост будет очень полезен новичкам и даже тем, кто уже давно рисует. Если смотреть внимательно, то на этикетках указано очень много информации, которая может серьезно помочь. Я буду рассказывать на примере акварели, но на самом деле так же считываются акрил, масло, гуашь, прочие краски, цветные карандаши и другие материалы.
Первое, что вас всегда должно интересовать - это пигменты. Чем они натуральнее и мельче перетерты, тем дороже будет краска. Многие советуют пользоваться однопигментными или монопигментными красками - это неплохой совет, такой подход позволяет избежать грязи и мутности в работах. Но по своему опыту могу сказать, что некоторые не монопигментные цвета тоже очень красивы и их бывает долго/сложно смешивать самостоятельно, поэтому не избегайте их совсем. Нужно найти на этикетке что-то похожее на такое - PY151 или похожие обозначения, их может быть несколько.
Первая буква всегда P - пигмент, дальше как правило идут еще буквы и цифры (номер пигмента), групп пигментов есть несколько:
- PW-pigment white(белый пигмент)
- PY-pigment yellow (желтый )
- PO-pigment orange (оранжевый)
- PR-pigment red (красный )
- PV-pigment violet (фиолетовый)
- PB-pigment blue(голубой или синий )
- PG-pigment green(зелёный )
- PBr-pigment brown(коричневый)
- PBk-pigment black(чёрный)
Зная это, вы можете ориентироваться в наших и зарубежных красках, потому что палитры бывают неидентичны, и разбираться в похожих на первый взгляд цветах, которые совершенно по разному смешиваются. Еще так можно сэкономить на цветах, которые получаются смешиванием. Например:
Мы видим, что Кадмий желто-оранжевый PY37, PO 20 состоит из двух пигментов или красок - Кадмия желтого темного PY37 и Кадмия оранжевого PO 20, смешав их мы получим тот самый желто-оранжевый Кадмий.
Бывает иногда еще указаны цифры через двоеточие - это соотношение пигментов, касается в основном белого пигмента, сколько его частей в готовой краске.
Буквами А, В, С и так далее указывается серия пигмента, часто встречается у корейских красок, чем выше буква, тем дороже пигменты в составе и дороже сама краска.
Так же имейте ввиду, что состав одного и того же цвета у разных производителей может быть разным. Например Индиго у Daniel Smith - PB60, PBk6 (голубой пигмент №60 и черный №6), а у Schminke Индиго - PB 15:1, PB 66 - голубой пигмент №66 с белилами.
Далее переходим к звездочкам - это светостойкость.
- - not lightfast (не светостойкая)
- \* less lightfast (слабая светостойкость)
- \*\* limited lightfastness (ограниченная, небольшая)
- \*\*\* lightfast (светостойкая )
- \*\*\*\* good lightfastness (хорошая светостойкость)
- \*\*\*\*\* extremely lightfast (отличная светостойкость)
Первые и последние мне не попадались, обычно от одной до четырех. Светостойкость имеет значение, если вы условно собрались вешать работы на стены или дарить кому-то для этих же целей. То есть если вы знаете, что на вашу картину может светить солнце или попадать свет. В этом случае лучше выбирать 3-4 звездочки, потому что слабые цвета (обычно розовые и фиолетовые) выцветают и бледнеют на свету. Если вы рисуете в скетчбуках, или сразу сканируете работу - то в целом светостостойкость не сильно имеет для вас значение. Проверить как изменится краска достаточно просто - надо сделать выкраску, разрезать ее пополам по вертикали и приклеить половинку на окно, а половинку положить куда-нибудь в книгу, например. Через месяц-два-три можно сравнить результаты. Очень сильно выцветает на свету так любимая всеми Ecoline.
Кроме звездочек за рубежом широко используется шкала ASTM с римскими цифрами:
- I - отличная Exсellent гарантированная светостойкость 100+ лет
- II - очень хорошая Very Good 100 лет
- III - нормальная Fair 50-70 лет
- IV - нестойкая Figurative 15-20 лет
- NR - информация не известна или краска не тестировалась согласно этой системе маркировки
Дальше плотность или укрывистость краски - обозначается квадратиками, иногда кругами или бог знает какими геометрическими фигурами. Обычно градаций несколько:
- □ белый квадрат- transparent (прозрачная), то есть совершенно не кроющая, такую краску “плотно набрать” достаточно сложно, но она очень хороша для прозрачных постепенных лессировок.
- □/□ белый квадрат перечёркнутый диагональной чертой - semi-transparent полупрозрачная
- □/▪ наполовину белый/наполовину чёрный - semi-opaque (полукроющая)
- ▪чёрный квадрат - кроющая
На укрывистость влияет факт есть ли в краске белила - если есть, то краска проще вымывается с работы. Это происходит за счёт того, что белила, как наждачка, абсорбирующее вещество, помогает снимать цветной пигмент. Зачем такие краски нужны? Они дают интересный эффект на первом слое и ими удобно ставить акценты на готовой работе - например блики, свет, подписи и так далее, но надо учитывать, что все-таки это акварель, а не акрил и даже белая краска не перекроет полностью красочный слой.
На акварели Шминке есть еще таинственные треугольнички, которые отвечают за окрашивание:
- Белый треугольник - краска неокрашивающая
- Черно-белый треугольник- краска полу-окрашивающая
- Чёрный треугольник - окрашивающий.
Это эффект, который краски производят на бумагу и нужно для протирания и смывания. Если на этикетке стоит чёрный треугольник, значит пигменты ядреные, хорошо окрасят бумагу (особенно хлопок) и выбрать цвет будет очень тяжело и смыть не возможно. Ну а белый соответственно поможет и смыть и протереть белые участки. Чаще всего встречается половинчатый треугольник, при котором до белой бумаги протереть не получится, но часть краски удастся смыть.
Вместо треугольничков еще могут быть цифры, как у Daniel Smith: 1 - не окрашивающая 2 - слабо окрашивающая 3 - средне окрашивающая 4 - сильно окрашивающая.
Гранулирующиеся краски обозначаются буквой G и дополнительно могут быть N-no (нет) или Y-yes, (возможна грануляция).
Вооружившись теперь всем, что узнали, посмотрим на этикетку:
Видим название цвета - Голубой церулеум, светостойкость - I то есть отличная, серия пигментов 3, краска не очень дорогая. В составе пигмент PB35, голубой церулеум, здесь даже указано, что связующее гуммиарабик. Не указана укрывистость краски и грануляция - в выкраске от производителя есть, что она полупрозрачная и гранулируется.
Вот и все, теперь вы можете разобраться в любых красках и выбирать с умом. ❤️
#укрывистость #информация #грануляция #полезное #этикетка #светостойкость #новичкам #художникам #художественные_материалы #акварель #пигмент