Пылкая история Артемизии Джентилески

Letta
6 лет назад

Вообще я хотела написать про художницу эпохи прерафаэлитов, но потом случайно узнала, что сейчас в Пушкинском музее идет выставка работ Артемизии Джентилески и подумала, что возможно рассказать о ней именно сейчас самое время. Выставка продлится до 31 марта, советую приобщиться к искусству, особенно после того, как вы узнаете всю историю. Все истории про женщин художниц читайте по тегу #женщины_в_искусстве. Осторожно, в посте есть обнаженная натура. Артемизия Ломи Джентилески жила в эпоху барокко и была дочерью известного в то время караваджиста Орацио Джентилески. Родилась в Риме 8 июля 1593 года, в то же время в её свидетельстве о рождении из городского архива указано, что она родилась в 1590 году. Мать, Пруденция Монтоне умерла, когда дочери было двенадцать. Как и во многих подобных семьях того времени Артемизия с ранних лет училась живописи у отца и достигла довольно больших успехов. Например одна из ее самых известных картин - «Сусанна и старцы» - написана ей всего лишь в 17 лет. Картина объективно настолько хороша, что долгое время ее считали работой отца, но на ней явно указана подпись автора - Артемизия Джентилески. Эта смелая работа ломала негласные табу, согласно которым художники-женщины могли творить только в жанре натюрморта и портрета.

С именем Артемизии связан громкий скандал, за который ее обожают феминистки. Орацио Джентилески обратился к пейзажисту Агостино Тасси, с которым в то время сотрудничал, с тем чтобы тот обучил Артемизию искусству перспективы. И тут начинается вполне душераздирающая история, ставшая поводом для судебного разбирательства. Агостино Тасси, известный своим буйным и жестоким нравом, изнасиловал юную ученицу.

Сохранилось довольно много документов, имеющих отношение к этой печальной истории и много подробностей. Из искового заявления Орацио понятно, что Тасси, обесчестив Артемизию, подло водил ее за нос, обещав на ней жениться. В Италии был такой особый «случай» вступления в брак — nozze di riparazione, когда из соображений чести соблазнивший девушку мужчина венчался с ней в церкви. Видимо, это как-то связано с древнеримским обычаем похищать будущих жен (похищение сабинянок). Отец Артемизии был в курсе происшедшего и надеялся, что брак состоится, он даже передал Агостино Тасси несколько картин (видимо, Тасси должен был писать пейзажные фоны), о чем также говорится в судебном иске. Однако Тасси к тому времени был давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец. В итоге унизительный процесс закончился наказанием Тасси, он был признан виновным и приговорён к году тюрьмы, но отсидел лишь 8 месяцев и был отпущен.

В результате переживаний этого периода появляется еще одна яркая картина Артемизии - «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613). На ней все выглядит довольно кровожадно - ручьи крови на белых простынях, искаженное лицо Олоферна и железная хватка Юдифи. Выглядит как месть и ярость и зная, что предшествовало написанию картины, автора можно понять. Артемизия в течение всей жизни питала особый интерес к изображению либо женщин, подвергшихся мужскому насилию (Сусанна, Вирсавия), либо героических женщин, которым удалось одержать верх над мужчинами (Юдифь, Эсфирь).

После суда Орацио выдал Артемизию замуж за одного из своих должников — живописца Пьерантонио Стьяттези, и пара переехала во Флоренцию. Там талант молодой художницы расцвёл при дворе великого герцога Козимо II Медичи. Она познакомилась с Галилеем, и отразила в своих работах его открытия в астрономии. В конце концов, Артемизия Джентилески стала первой женщиной, избранной членом престижной Академии живописного искусства во Флоренции. К сожалению из-за долгов мужа, паре пришлось уехать из Флоренции. Так как пейзажи и перспектива не были ее сильной стороной, многие сложные задние планы ее картин написаны другими художниками.

В течение жизни Артемизия много переезжала, писала фрески, родила четырех детей, оплачивала многочисленные долги мужа и прожила долгую жизнь. В последние годы жизни у Артемизии заказов было мало, денег не хватало, незаметно прошла и былая слава. Этим, скорее всего и обусловлено незнание точной даты смерти художницы. Одно из предположений, что её, как и целое поколение неаполитанских художников, унесла чума 1656 года.

Интересно, что интерес к жизни и работам Артемизии Джентилески возник сравнительно недавно и все из-за романа. Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 годах итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрёл форму дневника, имел большой успех, переведён на несколько языков. После этого историю художницы много раз экранизировали, по ней ставили пьесы и писали книги. Хотя еще в 1916 году крупнейший исследователь Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги справедливо подчеркнул роль художницы в распространении караваджизма в северной Италии, долгие годы ее искусство рассматривалось лишь с точки зрения воинствующего феминизма.

Как считают многие эксперты, по яркости красок и напряжённости драматического повествования картины дочери намного превосходят работы её отца.

В декабре 2017 года ранее неизвестная картина «Автопортрет в образе святой Екатерины» была продана в парижском аукционном доме Drouot за рекордную для этого автора сумму в €2 360 600. Предыдущий ценовой рекорд на полотна Артемизии составлял $1 200 000, который удалось выручить за картину «Мария Магдалина в экстазе», которая также была найдена во Франции и продана на Sotheby’s в 2014 году. Кстати вот эта картина

На сегодняшний день точно известно всего 34 работы, принадлежащие кисти Артемизии Джентилески. Однако так как многие работы в те времена подписывались именем мужчин, учителей и так далее истинное число ее шедевров остается загадкой.

Вот такая история из эпохи барокко ❤️

#искусство #артемизия_джентилески #барокко #интересно #история #женщина #женщины_в_искусстве #искусствоведение

Спасибо! Очень интересно!:)

Оо ❤️ Я когда-то давно про нее читала

Дизайнер, иллюстратор, амбассадор арт блогов. Приручаю творческих дементоров.

📧 letta@artlab.club