
У меня давно была мысль проверить светостойкость всей акварели, которая у меня есть, но первый мой эксперимент провалился, ибо половину выкраски, которую положено держать в темноте я благополучно потеряла в недрах квартиры. Это моя вторая попытка. Краски выкрашены и вывешены на окно в разное время, когда именно я буду подписывать на каждой фотографии, в общей сложности выкраски провисели на свету год или больше.
Итак, исходные данные: Я делаю выкраски, разрезаю пополам, одну половину прикрепляю малярным скотчем вплотную к стеклу (юго-восточная сторона, солнце с утра и до обеда), другая половина хранится в шкафу. Понятное дело, что картины не будут находиться в таких условиях, но лучше проверить по максимуму. И кстати, хороший способ прослыть сумасшедшей среди соседей - повесить на стекло какие-то разноцветные бумажки.)))
Так тестировалась вся акварель, кроме акварели Cotman, она висела напротив этого же окна на расстоянии около 30см, прикрепленная к стеллажу.
Выкраски сделаны на обычной целлюлозной бумаге Флора или Рыбачка. В качестве результатов для сравнения привожу фотографии выкрасок (справа) и сканы (слева). Фотографии на телефон, сканы сделаны с помощью сканера Epson Perfection V370. На всех изображениях подписаны производители красок, название и светостойкость по официальному колорчарту, красным я выделила названия тех красок, которые визуально очень сильно изменились на свету, оранжевым, у которых произошли либо незначительные изменения, либо цвет выгорел только в светлых тонах. В тесте участвуют практически все краски акварели Невская палитра и полная выкраска большого набора Winsor&Newton Cotman, а также некоторые цвета Van Gogh, Pinax, Winsor&Newton Professional, Mijello.
Тут нужно отдельно обратить внимание на маркировку светостойкости, почти у всех производителей она обозначена в колорчартах звездочками (ну или плюсиками у Ван Гога) и с этим все понятно, чем больше звездочек, тем лучше. А вот у красок Winsor&Newton все не так просто в колорчарте Котмана есть определение светостойкости по рейтингу ASTM, причем используются только цифры I –отличная светостойкость и II - очень хорошая светостойкость, да и то не на всех красках, но есть пояснение: «where no ASTM rating is listed, please refer to Winsor & Newton permanence rating» (если рейтинг ASTM не указан, обратитесь к рейтингу стойкости Winsor & Newton). И я так понимаю по этому самому внутреннему рейтингу Винзора и Ньютона есть три варианта светостойкости и дополнительные вариации:
A – Extremely permanent (Очень стойкая)
AA – Permanent (Стойкая)
B - Moderately durable (Умеренно устойчивая)
(iii) – Bleached by acids, acidic atmospheres (Выцветает под действием кислот и в кислой среде)
(iv) – Fluctuating colour; fades in light, recovers in dark (Изменяющийся цвет; исчезает на свету, восстанавливается в темноте.)
Для красок Winsor&Newton я буду указывать все, что указал производитель в колорчарте относительно светостойкости.
Также не для всех красок видно выцветание в светлых тонах, поэтому я буду говорить ориентируясь на “живое” сравнение выкрасок, все-таки сканер местами косячит с цветопередачей.
Начну с самого простого, набор Winsor&Newton Cotman, сколько я не сравнивала выкраски какого-то кардинального выцветания я не обнаружила, разве что некоторые краски и в светлых тонах, возможно это случилось оттого, что выкраски висели на некотором отдалении от окна. Поэтому я повесила эти выкраски опять на окно, буду смотреть как цвета поведут себя через какое-то время.
Невская палитра.
Серая Пейна. **
Цвет не выцвел, но он слегка изменил оттенок, изначально в нем был явный синий подтон, после пребывания на свету он исчез и цвет стал даже как будто слегка зеленоватым.
Фиолетово-розовая. *
Цвет существенно изменился и это видно невооруженным взглядом.
Бордо. *
А вот этот цвет удивил, я была уверена, что он выцветет полностью, но он лишь немного потускнел.
Красный хинакридон. ***
На скане не очень видно, но вживую заметно, что в самом светлом тоне краска слегка выцвела. Но его нужно обязательно перетестировать.
Лак синий. *
Цвет сильно потускнел и выцвел в светлом тоне, но здес никто и не обещал хорошую светостойкость.
Лак оранжевый *
Кардинально изменил цвет и сильно выцвел.
Рубиновая \*\*\* и Киноварь *
Слегка выцвели в светлом тоне, и если Киновари с ее одной звездой это простительно, то для Рубиновой подозрительно.
Золотистая **
Цвет очень существенно выцвел и немного изменился
Алая \* и Карминовая **
Слегка выцвели в светлом тоне, для Алой это вообще шикарный результат.
Розовая\* и Фиолетовая*
Цвет стал темнее и и видно, что краска выцвела в среднем и светлом тоне.
Зеленая \*\* и Оливковая **
Слегка выцвели в светлом тоне.
С Невской палитрой здесь все хорошо, а вот Quinaphthalone yellow от Mijello как будто слегка поблек в светлом тоне, хотя у него максимальная светостойкость.
WNP Opera rose
Краситель в его составе отвечающий за флуоресцентность явно выцвел, поэтому краска стала “спокойнее” и слегка потеряла цвет в светлом тоне. Но кардинальных изменений явно не произошло.
Pinax Cobalt violet ***
Не смотря на максимальную светостойкость даже на скане видно как цвет потускнел.
Van Gogh Permanent blue-violet ***
Здесь тоже заявлена максимальная светостойкость, но цвет тоже стал более тусклым, видимо это проблема почти всех фиолетовых.
Ну и самое интересное оставлю напоследок.
Pinax Lavender ***
Одна из самых популярных красок у Пинакса, я заявленной максимальной светостойкостью выцвела почти в ноль. Как так?!
После этого даже за потускневший Naples yellow ** уже не так обидно.
В целом, проверка получилась интересной, я очень довольна за свои любимые краски - Зелёную и Алую от Невской палитры, которые показали прекрасный результат для заявленной светостойкости. Удивительно и приятно, что ещё и довольно популярные, но с малым количеством звёздочек Охра жёлтая и Ганза жёлтая вообще не изменились в худшую сторону. Хороший результат показали краски серии Cotman, которые “принято” ругать из-за их “непрофессиональности”.
Спасибо вам за терпение, если дочитали пост до конца. Вот такой получился эксперимент, надеюсь продолжить его и через некоторое время написать про новинки 2019 года от Невской палитры и еще кое-какие цвета от Pinax, которые уже висят на окне.
https://artlab.club/p/7402/
#акварель #светостойкость #невская_палитра #pinax #van_gogh #winsornewton #mijello