Этот наборчик я хотела очень давно, но учитывая цену и объем, все жалела на него денег. В итоге внутренний хомяк победил кто бы сомневался и я все-таки купила сет.
PrimaTek особая серия в линейке американского производителя Daniel Smith, она отличается тем, что в качестве пигментов, по словам производителя, используются натуральные полудрагоценные камни и минералы, в результате чего получаются невероятные оттенки и высокая грануляция. Всего в серии 35 цветов, у меня только 5, поэтому говорить за всю линейку не могу, к сожалению.
Информации о красках, кроме восторженных отзывов, крайне мало, поэтому делюсь всем, что выяснила сама. Прежде всего, надо понимать, что натуральные пигменты использовались веками, это не новинка в мире акварели. Есть несколько моментов, вызывающих вопросы и касающихся этих красок, о которых умалчивают в красивых роликах. Я нашла гигантскую статью с интересным мнением художника Bruce MacEvoy. Далее приведу некоторые моменты из его статьи. Как линия акварели, краски PrimaTek, как правило, имеют темные цвета с низкой насыщенностью цвета. Краски относительно дороги и имеют низкую красящую способность (на кисть набираешь много краски, а на бумаге в итоге мало цвета), что означает, что они не могут быть выгодной покупкой для художника.
Цвета легко снимаются с бумаги (все мои точно), что затрудняет использование нескольких слоев акварели или лессировок. Эти свойства краски способствуют другому подходу к рисованию, который в большей степени зависит от кисти, чем от заливки и точных манипуляций. Низкая цветность и низкая тонирующая способность побуждают использовать краски как чистый цвет, а не как цветовые смеси.
В качестве акварели краски PrimaTek являются интригующим, но едва ли незаменимым дополнением к палитре художника. Новичкам может не понравиться ограниченная цветовая гамма, но опытные художники могут испытывать трудности с использованием красок с отличным художественным эффектом, отличающихся по цвету, текстуре и характеристикам обработки.
До конца 18-го века почти все неорганические пигменты, не сделанные из меди или свинца, были физически вырытыми из земли минералами или побочными продуктами производства керамики. Основная трудность с этими красителями заключалась в том, что минералы были трудоемкими для извлечения, измельчения и очистки, цвет пигмента было трудно стандартизировать, а интенсивность цвета (насыщенность), как правило, была низкой.
В конце 18-го и 19-м веках были достигнуты значительные успехи в промышленной химии, которые позволили экономически массово производить химически чистые синтетические неорганические пигменты для использования в качестве красителей на растущих европейских и американских потребительских рынках. Эти «классические» пигменты, как правило, обладали красителями (размер и консистенция частиц, химическая чистота, насыщенность цвета), превосходящими природные минералы, и до сих пор широко используются в настоящее время.
Художники, по мнению Bruce MacEvoy, должны с осторожностью относиться к любому изображению или описанию цвета или текстуры красок PrimaTek в маркетинговых материалах Daniel Smith. Сложно контролировать соответствие цветов на печатных или электронных носителях, и в маркетинговой литературе Daniel Smith упоминаются изменения цвета из-за новых «партий» минерального пигмента - в пигментах есть естественное изменение.
Есть еще немного сомнительный момент, касающийся добычи самих пигментов и их “натуральности”. Если вы посмотрите маркетинговые видео (как то, что чуть выше), то скорее всего увидите рассказ про легендарную ляпис лазурь. И все. Так вот, сомнительность момента заключается в том, что все пигменты серии Приматек могут быть воспроизведены искусственно, многие из них можно свободно купить в магазинах и экспериментировать самому, но это не будут стопроцентно перетертые камни, это будет синтетический аналог. В натуральных камнях очень много примесей, в этом случае практически невозможно стандартизировать краски и очень сложно их очищать. Та же бирюза слишком дорогая, чтобы пускать ее в краски, многие украшения с натуральной бирюзой сейчас покрыты лаками и смолами для сохранения текстуры и цвета камней. Поэтому действительно ли акварель настолько драгоценная, как заявлено?
На этом с сомнительными моментами покончим и перейдем к интересному - выкраскам и описаниям. Я использовала эти краски по отдельности, смешивая друг с другом, либо с микроскопическим добавлением соответствующих оттенков цветов обычной акварели. Идеальная бумага для Приматек - крупнозернистая и плотная, так цвета идеально гранулируются в частичках бумаги и выглядят очень красиво. К сожалению использовать краски в комплекте с обычной акварелью у меня не получилось - если примешивать их к более насыщенным цветам, появляются проплешины, если добавлять просто в цвет - теряется магия цвета и грануляции. Может конечно мне просто не хватает навыка, но факт пока остается фактом.
В аметисте явно видно частички шиммера, он блестит на цвету. Жадеит и пьемонит возможно идут с добавлением гематита (оксида железа), потому что в грануляции выпадает некий темный осадок, хотя в жадеите он более коричневый. В любом случае это просто мои догадки. Чтобы получить такие интенсивные цвета, я выдавливала краску прямо на бумагу и размывала ее уже на месте. Если набирать кистью с палитры - цвета приглушеннее и светлее. Гематит у меня ни разу не коричневый, а скорее черный, не знаю почему. Вот видео выкраска от Джексонса:
Как и все свои драгоценности, брала краски в Джексонсе (ссылка реферальная), дождавшись очередной скидки. Как заказывать в Джексонсе я писала в этом посте.
Тюбики крохотные, всего 5 мл, а расход краски все-таки значительный. Плюс в этой акварели часто много связующего и она интенсивно вытекает из тюбика, что увеличивает расход. У меня в аметисте еще попадаются какие-то частички непонятно чего.
Плюсы:
- интересные непредсказуемые переливы цвета и грануляция
- высокая светостойкость (по словам производителя)
- приглушенная благородная палитра
- можно купить для пробы маленькие тюбики 5 мл, дот карту или взять сразу 15 мл
- возможность почувствовать себя художником из древности в наши дни
Минусы
- высокая цена
- высокий расход краски
- много связующего в ряде цветов - как следствие:
- многие цвета прозрачные, мыльные и плохо кроющие, легко смываются в лессировках
- со временем цвета очень сильно высыхают и их невозможно набрать, выдавливайте краску только под текущую работу
- сомнения относительно натуральности пигментов, и как следствие, такого высокого ценника
- нестабильность в цвете и заливке
Что в итоге: несмотря на некоторые моменты, лично мне акварель нравится в качестве эксперимента. Естественно я не стану собирать всю палитру и делать ее основной, но кое-где добавить красивых эффектов можно, если не жалко денег. Многих цветов с похожей грануляцией и стабильным оттенком, по словам опытных художников, можно добиться и с синтетическими красителями, взять тот же ультрамарин в смесях. Не рекомендую ее новичкам, просто по причине того, что вы не сможете скорее всего оценить весь ее потенциал и с ней сложно работать. Опытные художники тоже смогут ее использовать весьма ограниченно, но вероятно получат в итоге интересные эффекты.
#акварель #daniel_smith #primatek #обзор_материалов #выкраски #плюсы_и_минусы