“Миядзаки-сэнсэй, а какими красками Вы рисуете?” Такой вопрос мне хотелось задать в своё время мастеру японской анимации. Я был очень удивлён, когда узнал, что помимо замечательных мультфильмов, Хаяо Миядзаки рисует манга и иллюстрации акварельными красками. Эскизы к своим фильмам он также рисует акварелью.
Выше: иллюстрация для обложки пятого тома манга «Навсикая из Долины Ветров»; ниже: эскизы к невышедшему мультфильму Миядзаки по мотивам повести «Пеппи – Длинный Чулок»
Конечно, многим из вас мой вопрос покажется нелепым и неуместным. В чём-то вы, несомненно, будете правы. Опыт, знания и умения всегда первичны по отношению к используемым инструментам и материалам. Однако мне всегда хотелось узнать всё до мельчайших подробностей о том, как работают мои любимые художники. К тому же, один из них - мистер Дуглас Тен-Нейпл, создатель горячо любимых мной «Томмизавра Рекса», «Червяка Джима» и «Neverhood», - однажды упомянул, что пользуется красками, которые когда-то понравились Миядзаки. Как же тут не пойти на поводу у своего любопытства?
Ответ на свой вопрос я получил далеко не сразу и, как ни странно, именно в тот момент, когда уже не горел большим желанием его получить. Пересматривая документальный фильм режиссёра Каку Аракава «Десять лет с Хаяо Миядзаки», я обратил внимание на кадры, где Миядзаки трудится над раскадровкой мультфильма «Ветер крепчает». На полке над его рабочим столом можно увидеть небольшую красную коробку с надписью «24». На одних кадрах её видно лучше, чем на других.
Именно эта вещь, случайно попавшаяся мне на глаза, развеяла мои сомнения и избавила от необходимости и дальше строить догадки. Точно такие же красные коробки я уже видел раньше в студии Шибасаки Харумити, известного японского художника и преподавателя. Поскольку я часто смотрел его уроки акварельной живописи, я прекрасно знал, какими красками он рисует. Как оказалось, Хаяо Миядзаки тоже отдаёт им предпочтение.
Речь, конечно же, идёт о стандартном наборе акварельных красок Holbein на 24 цвета.
Вверху: Наборы акварели Holbein легко узнать по минималистичному, красно-белому оформлению и крупно напечатанному на коробке числу, указывающему на количество цветов
Holbein – один из известных в Японии производителей художественных материалов и инструментов. В отличие от многих западных производителей, в их линии акварельных красок нет разделения на ученические и профессиональные. Сами краски, при этом, высокого качества и в Японии стоят не очень дорого. Одна туба краски объёмом в 5 миллилитров стоит от 200 до 500 йен в зависимости от состава (как правило, краски, содержащие тяжёлые металлы, дороже). Набор красок из 24 туб по 5 миллилитров стоит примерно 5000 йен.
Если бы Миядзаки захотел нарисовать что-то маркерами, набор с тем же количеством цветов, скорее всего, обошелся бы ему дороже.
Вверху: маркеры Copic пользуются популярностью среди японских иллюстраторов и художников манга
Миядзаки-сэнсэй известен своим прагматизмом в выборе инструментов и наверняка в тайне души гордится тем, что может создавать прекрасные вещи с помощью простых в обращении и недорогих (или относительно недорогих) художественных принадлежностей.
В сувенирной лавке Музея Гибли в городе Митака можно приобрести необычный вариант набора из 24 цветов. Внешне от стандартного набора он отличается только надписью「特別入組」, которую можно перевести как «специальный выпуск». Его особенность в том, что Миядзаки сам выбрал цвета, входящие в его состав.
Этот набор – часть комплектов для рисования и акварельной живописи, созданных ещё в начале 2000-х годов совместными усилиями Музея Гибли и ряда производителей художественных материалов, среди которых были Holbein, Sakura, Namura, Mitsubishi Pencil, Staedtler и Muse. Все принадлежности для этих комплектов Миядзаки также выбирал из тех, которыми он пользуется сам. Помимо набора красок, в каждый комплект входят альбом для эскизов формата F0 (примерно 14×18 см), карандаш 2В, металлическая точилка, бамбуковая кисть для японской живописи средней толщины, складная пластиковая палитра и мешочек из ткани, в который всё это можно сложить и взять с собой куда угодно.
Поскольку комплект для рисования Музея Гибли предназначен в первую очередь для детей и начинающих художников, к нему также прилагается иллюстрированная брошюра, в которой Миядзаки делится своим опытом и даёт полезные советы, касающиеся основ акварельной живописи.
Мне есть, что сказать о брошюре, но всё же вернёмся к краскам.
Ниже вы можете увидеть образцы 24 цветов набора акварели из Музея Гибли. Выкраски сделаны австралийской художницей-акварелистом Джейн Бланделл (janeblundellart.blogspot.com) и использованы здесь с её разрешения. Я добавил переводы названий цветов под каждым изображением. Звёздочкой (*) отмечены цвета, которые не встречаются в стандартном наборе.
Слева направо: опера розовая *, краплак малиновый, киноварь (имитация), жёлто-оранжевая прочная *, жёлтая тёмная прочная, лимонная жёлтая прочная; Охра жёлтая, жёлто-серая, зелёная прочная №1, бамбуковая зелёная *, кадмий зелёный тёмный *, изумрудно-зелёная; Церулеум, голубая составная, кобальт синий (имитация), ультрамарин тёмный, берлинская лазурь, лавандовая *; Ярко-фиолетовая *, железоокисная красная, сиена жжёная, умбра жжёная, кость жжёная, серая Дэви *.
Таблица, сделанная японским художником-иллюстратором Sakimitama, даёт представление о многообразии оттенков, которые можно получить, смешивая разные цвета набора.
Миядзаки подбирал краски для набора из Музея Гибли так, чтобы они отражали цвета, связанные с его произведениями и часто встречающиеся в них. Когда речь идёт о цветах мультфильмов студии «Гибли», много чего приходит на ум: и небесная синева, и пышная летняя зелень, и румянец на детских щёчках, и ржавчина старинных аэропланов.
Впрочем, это ещё не вся палитра цветов, которой пользуется Хаяо Миядзаки. Изучая фотографии и кадры видеосъёмки, на которых хорошо видно рабочее место аниматора, я пришёл к выводу, что Миядзаки использует не менее 30 разных цветов в своей палитре красок, в чём вы сами можете убедиться, если внимательнее присмотритесь к изображениям ниже.
Набор из Музея Гибли – наилучшая из известных мне подсказок относительно того, какие цвета входят в палитру Миядзаки-сэнсэя, ибо этот набор сам по себе является её основой и упрощённым вариантом. Увы, с цветами, дополняющими её, всё не так просто. Некоторые из них мне удалось распознать, так как они мне хорошо знакомы: например, Cobalt Green (кобальт малахитовый), пастельные Brilliant Pink (розовая светлая) и Lilac (лиловая). Насчёт остальных остаётся только строить предположения.
В любом случае, если у вас есть желание воспроизвести акварельную палитру Хаяо Миядзаки, используя материалы, имеющиеся в вашем распоряжении, 24 цвета набора Музея Гибли – неплохое начало. Именно это я и планирую сделать. Думаю, что потребуется некоторое время, чтобы подобрать цвета, аналогичные тем, что входят в состав набора. Если я буду доволен результатом, я поделюсь своими скромными изысканиями здесь, в надежде на то, что тем, кто хочет создать свою акварельную фантазию в духе студии «Гибли», они могут быть полезны.
#акварель, #хаяо_миядзаки, #студия_гибли, #японская_культура, #watercolour, #hayao_miyazaki, #studio_ghibli, #ghibli_museum, #holbein, #goose_journalism