Маленькие реликвии. №1 - Коробка с карандашами

Gachou
4 дня назад

Гусиный заповедник Gachou представляет на суд благосклонного читателя новую, нерегулярную рубрику под названием «Маленькие реликвии».

Среди маленьких реликвий вы не найдёте ни зуба Будды, ни свитков Мёртвого моря, ни железной короны Ломбардии, ни знаменитого золотого идола плодородия индейцев Чачапойя. Реликвиями в привычном понимании слова их назвать сложно, так как они представляют ценность совершенно иного рода. Одни напоминают нам о счастливых моментах жизни, другие - о близких людях и о том, что они для нас сделали. Нередко, они бывают связаны с нашими увлечениями, как прошлыми, так и нынешними. Маленькие реликвии могут быть милы сердцу по разным причинам, но все их без исключения объединяет то, что они способны рассказать историю. Именно таким дорогим сердцу вещам с историей, которые, несомненно, есть у многих из нас, и посвящается эта рубрика.

image

Наш первый рассказ начинается с коробки, самой обыкновенной на первый взгляд. Ваш покорный слуга ещё в незапамятные времена подписал её, чтобы не осталось лишних сомнений насчёт её содержимого. Подписывать коробки полезно: так никогда не перепутаешь, скажем, коробку, в которой лежат карандаши, с коробкой, в которой лежит, скажем, рыба-ёж.

Вот с этой:

image

Впрочем, всё не так просто. Дело в том, что внутри заветной коробки хранится коллекция карандашей, которую я собирал если не всю свою жизнь, то, по крайней мере, всю ту её часть, когда цветные карандаши были моим любимым материалом для творчества. Конечно, сохранилось далеко не всё: что-то израсходовалось, а что-то потерялось; но, тем не менее, значительная часть коллекции вполне благополучно дошла до наших дней.

image

Есть множество известных производителей цветных карандашей, названия которых на слуху почти у каждого художника, однако здесь речь пойдёт вовсе не о них. Как пелось в одной популярной японской песне 1970-х годов: «Червовые тузы не покажутся». Вполне возможно, что среди читателей найдутся те, кому будут знакомы упомянутые здесь названия, но наверняка будет немало и тех, кто услышит их впервые. Искренне надеюсь, что мой рассказ будет познавательным и для тех, и для других.

«Жители страны Лимпопо»

image

Торговая марка «Жители страны Лимпопо» упоминается в августовском номере каталога «Товары и цены» за 2002 год. Теперь, когда я вновь перелистал каталог, смутно припоминаю, что каждому набору карандашей было присвоено имя какого-либо персонажа – жителя этой самой страны.

image

«Питона Питэра» из каталога у меня не было, но были другие наборы, и, судя по тому, что так много цветов сохранилось у меня в двух экземплярах, среди наборов карандашей «Лимпопо» в моей коллекции было как минимум два одинаковых. Мне до сих пор нравится оформление логотипа серии: то, как рукописный шрифт сочетается с накренившимися в разные стороны буквами в слове «Лимпопо», а также и то, что буквы с засечками здесь чередуются с буквами без засечек. В этом, несомненно, есть нечто игривое, беззаботное и жизнерадостное.

Забавная вещь вспомнилась мне незадолго до завершения работы над этим мини-эссе. Среди жителей страны Лимпопо был Павлин Павлуша, а на наборах карандашей с его изображением можно было прочесть вот такое четверостишие:

Павлин Павлуша взял тетрадь

И стал лягушек рисовать,

Но вышли не лягушки,

А с ножками подушки.

Не правда ли, красноречивое описание наших первых творческих опытов?

«Художник»

image

О карандашах «Художник», которые были одними из моих самых первых, я, как ни печально, помню совсем мало. Несмотря на указанную мягкость 2М-4М, по ощущениям карандаши были гораздо твёрже. Также, некоторые из них было очень нелегко заточить с первого раза. Тем не менее, эти карандаши мне нравились, и среди них были оттенки, которые не встречались в других наборах – например, травяной зелёный.

Boom

image

Boom – довольно известный в своё время производитель канцелярских товаров, появившийся, если мне не изменяет память, в начале 2000-х. Особой популярностью пользовались фломастеры Boom. У меня был набор «волшебных фломастеров»: оставленные ими штрихи меняли цвет, если провести по ним специальным белым фломастером, входившим в состав набора. Фломастеры у меня не сохранились, но зато сохранились карандаши. Судя по оставшимся оттенкам, прежде они были частью довольно большого набора, в котором было не меньше двадцати цветов. С этим набором в моей коллекции появилось много оттенков, которых не было в наборах поменьше, такие как тёмно-серый, бледно-розовый и сине-зелёный.

«Мамонтёнок Матти» * Laplandia *

image

Карандаши «Мамонтёнок Матти» по подходу к оформлению очень напоминают «Жителей страны Лимпопо»: в названии серии также есть персонаж и его родной край, но на смену тропическому мотиву здесь пришла тема ледникового периода. Вот ещё одна серия карандашей, о которой я, к сожалению, почти ничего не помню. Возможно, всё дело в том, что они появились у меня среди моих последних наборов, и, сравнивая их с тем, что у меня уже было, я понимал, что им нечем меня удивить. Всё же надо признать, что и эти карандаши при необходимости шли в дело и справлялись с ним вполне достойно.

«Сибирский кедр»

image

Томские карандаши из древесины сибирского кедра прекрасно писали и затачивались. Их единственный явный недостаток был в том, что в некоторых случаях цвет оправы карандаша давал ложное представление о цвете пишущего стержня. К примеру, карандаш бледного телесного цвета на самом деле писал жёлтым, а бирюзово-голубой – зелёным. Из сохранившихся цветов моим любимым был глубокий тёплый синий, напоминающий ультрамарин.

Conte Tropicolors

image

Не стану кривить душой: карандаши Tropicolors от французского производителя Conte всегда нравились мне больше всех остальных. Они отличались высоким качеством, были в меру мягкими, но не крошились; цвет деревянной обоймы карандаша в точности соответствовал цвету штриха, который он оставлял, а сами штрихи были очень яркими. Рисовать ими было одно удовольствие. Оформление упаковки набора, кстати, тоже было весьма приятным: на ней живыми, каллиграфическими карандашными линиями был изображён берег тропической реки с пальмами на фоне заката (а, возможно, рассвета). При должном старании можно было в точности скопировать картинку. Насколько мне известно, сейчас карандаши Tropicolors изготавливает компания Bic. Было бы интересно узнать, насколько сильно они отличаются от своих предшественников.

Карандаши-«отшельники»: Limpopo, Tiger Family, Koh-i-Noor Hardmuth Mondeluz, «Красин Цветной»

image

Вот карандаши, которые, за исключением одного, никогда не были частью какого-либо из моих наборов. Как правило, это были потерянные карандаши, которые я подбирал и добавлял в коллекцию. В случае с Tiger Family, этот карандаш достался мне, как часть наполнения школьного пенала от этого производителя. Кстати говоря, пенал от Tiger Family хранится у меня и по сей день. Теперь в нём лежат ручки.

image

Любопытно, что карандаши Tiger Family сделаны в Австрии, хотя сама фирма была основана в Гонконге. Также стоит отметить, что у голландского Limpopo почти то же название, что и у тех, о которых рассказывалось ранее.

Разные круглые карандаши

image

Круглые карандаши, которые у меня сохранились – это то, что осталось от старых советских и китайских наборов. Бордовый и светло-зелёный весьма интересно оформлены.

Огрызки старых простых карандашей тоже доживают свои дни в этой коробке. В основном это Koh-i-Noor Goldstar и Bic, но есть среди них и поистине уникальный экземпляр, который я подобрал где-то давным-давно.

image

На нём изображён логотип французской сети роскошных гостиниц и казино Lucien Barriere Hotels & Casinos, принадлежащей корпорации Groupe Barrière. Надпись за годы местами стёрлась, но всё ещё различима.

Послесловие

Многое изменилось с тех давних пор, когда цветные карандаши были для меня незаменимыми помощниками в создании рисунков. С годами, присматриваясь к работам, которые производили на меня наиболее яркое и длительное впечатление, доверяя своему чутью, я понял, что именно тушь и краски, а не карандаши – это те самые художественные материалы, в освоении которых мне хотелось бы преуспеть. Цветные карандаши верно служили мне в детстве и в юности, раскрасили их яркими красками, так же как я когда-то – свои рисунки. Но их время прошло. Теперь они не более чем артефакты своей эпохи. Наверное, когда-нибудь я отдам их в добрые руки; кому-нибудь, кому нравится рисовать карандашами так же, как когда-то нравилось мне. Не хотелось бы, чтобы они просто лежали на полке и пропадали без дела.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Читайте также:

Маленькие реликвии. №1/2 - Мой первый комикс про Червяка Джима

#маленькие_реликвии, #воспоминания, #истории, #карандаши, #цветные_карандаши, #жители_страны_лимпопо, #художник, #сибирский_кедр, #красин_цветной #boom, #laplandia, #conte_tropicolors, #koh-i-noor_hardmuth, #tiger_family, #colored_pencils, #goose_journalism

@Letta Большое спасибо. Кстати, коробка от карандашей “Tropicolors” выглядела примерно так: image

Могу сказать, что некоторые экспонаты действительно истинные раритеты - интересно было посмотреть на такую версию Conte, я рисовала уже более поздними карандашами. У меня среди старинных был крутой красный китайский карандаш со звездой. Раскрашивал он не сказать, что прекрасно, но почему то эта звезда навеки покорила мое детское сердце - было в ней что-то прекрасное. Спасибо за этот ностальгический пост 💖 некоторые экземпляры были и у меня, с наслаждением повспоминала детство. Кажется, именно в этом и заключается ценность коллекций 😉

Ваш покорный слуга гусь.