Разговоры о плагиате нынче популярны как никогда. Любой автор пытается отгородить заборчиком свою картинку, чтобы не дай Бог не украли. Тут уж все средства хороши - можно красивую бумажку получить, как подтверждение, что картинка твоя, можно прилюдно высказаться, что все вокруг плагиатчики, а автор уникален и оскорблен в лучших чувствах - каждый выбирает свой способ. Особенно интересно, что обычно такие люди называют плагиатом все - от переработки их идеи до копирования цветовой палитры. Я постоянно в такие моменты думаю, как же раньше люди жили без таких удобных вещей для копирования, как интернет, графические пакеты и прочих приятностей. Неужели не копировали и не плагиатили? Копировали конечно, да не просто в лоб, а с фантазией и размахом. Попалась мне тут одна интересная история.
В 1864 году в бельгийской газете L’Indépendance Belge вышла статья, написанная критиком Теофилем Торе (под псевдонимом Уилльям Бюргер) и посвященная работам Эдуарда Мане, выставлявшимся в тот год в Салоне. Торе называл Мане «истинным живописцем» и «волшебником» и сравнивал с Делакруа, — но среди прочего замечал, что Мане «подделывается» под Веласкеса, Гойю и Эль Греко: «Г-н Мане не стесняется брать свое добро там, где находит». Это привело в ужас Шарля Бодлера, бросившегося защищать друга от обвинений в подражательности.
Несмотря на последовавшее примирение (Торе ответил, что его неправильно поняли и картины Мане являются подлинной живописью, а не подделками), позднейшие исследователи были склонны скорее соглашаться с критиком: в своих картинах, особенно ранних, Эдуард Мане часто опирался на работы предшественников. Чтобы понимать о чем речь, дальше несколько картин, которые считаются “жертвами” Мане и его собственные работы для сравнения - крайне увлекательное занятие, поверьте!)
Итак оригинал Мане: Кажется все в порядке, но разглядывая этого мальчика в белом, современники вдруг поняли, что напоминает этот мальчик им … Картину Ватто под названием Жиль. Правда мальчик уже подрос.
Испуганная нимфа Мане 1859–1861 годы Практически идентична Рубенсовской Сусанне из второй половины 1610-х годов.
Иной раз Мане брал источники подревнее, чтобы прямо сразу не бросалось в глаза. Например делал так. Завтрак на траве. Картина Эдуарда Мане. 1863 год А вот старинный оригинал Суд Париса. Гравюра Марка Антонио Раймонди с несохранившейся работы Рафаэля. 1510–1520 годы Мане написал свой «Завтрак на траве» со сцены в нижнем правом углу, приодев часть персонажей.
Иногда поиск откуда срисовал Мане, доводит до смешного. Вот Девушка в испанском костюме. Картина Эдуарда Мане. 1862–1863 годы
А вот Маха одетая. Картина Франсиско Гойи. Около 1800 года
Ну явно же видно - своровал! 😄
Или вот, мое любимое. Казнь императора Максимилиана. Картина Эдуарда Мане. 1867 год
А вот картина Гойи Третье мая 1808 года в Мадриде - а вот и идея!
И таких примеров у Мане есть еще немало. Где-то он брал идею, где-то модифицировал персонажей, переодевая и слегка изменяя позы. В воровстве идей и плагиате кроме Мане, можно обвинить многих художников, тот же Пикассо славился своей манией “заимствовать” идеи у друзей.
В общем вопрос копий, плагиатов, защиты идей волновал и волнует людей по сей день. Признанные шедевры мирового искусства вполне могут быть срисованы с картины малоизвестного художника (как это было например у Шишкина - пейзаж с ручьем практически полная копия малоизвестного голландского живописца). А то, что кажется оригинальной идеей, наверняка уже придумано до нас.
И напоследок краткая шпаргалка для тех, кто хочет стать великим, но не хочет быть застуканным на воровстве как Мане).
А расскажите как копируют вас, если это с вами случалось?
#пикассо #шишкин #искусство #живопись #шедевры #плагиат #заимствование_идей #копирование #мане