В новом году я к вам с новой историей, и она потрясающая, поверьте. Если помните я очень люблю изучать творчество и жизнь женщин художниц, потому что их очень мало и каждая по своему уникальна. Сегодня расскажу вам про Софонисбу Ангвиссолу, которая меня по-настоящему поразила.
Автопортрет
Софонисба родилась в Кремоне (Ломбардия). Она была самой старшей из семи детей, шестеро из которых были девочки (одна из сестёр — Лючия Ангвиссола). Её отец Амилькар Ангвиссола принадлежал к избранному аристократическому кругу Генуи. Мать Софонисбы Бьянка Понцоне тоже была родом из известной аристократической семьи. Она умерла рано, когда Софонисбе было всего пять лет.
Софонисба была ученицей кремонского художника Джулио Кампи, работала в манере настолько близкой его стилю, что некоторые картины Кампи до 60-х годов XX века приписывались Ангвиссоле (в частности «Игра в шахматы»). Она стала одной из первой женщин-художниц, которых признавали и уважали при жизни. Вслед за ней известность получили Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Феде Галиция, Артемизия Джентилески.
Трое детей с собачкой
Имя ее было выбрано отцом, Амилькаром Ангиссола, любителем Античности, который назвал дочерей Европой, Миневрой. И Софонисбой - так звали дочь легендарного карфагенянина полководца Гасдрубала.
Говорят, что ее похвалил Микеланджело, когда она копировала фрески в соборе св. Петра, потом ей около двух лет давал советы, а однажды предложил тему картины “Мальчик, укушенный крабом”. Многие ее современники мужчины-художники приглашались в Рим для выполнения заказов Папы, однако, Софонисбе не довелось писать Папу Римского. Но ее портрет герцога Альба, покорителя Нидерландов, который она написала в Милан, очень пришелся по вкусу королю Филиппу, который пригласил ее в Испанию, в Мадрид, чтобы стать фрейлиной королевы и учить ее живописи.
Софонисбе Ангвиссоле было 27 лет, когда она покинула свою семью и приехала в Испанию ко двору короля. Зимой 1559—1560 годов она прибыла в Мадрид, чтобы служить придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены короля Филиппа II, на которой он только что женился. Вскоре она завоевала уважение и доверие молодой королевы.
Испанские принцессы Исабель и Каталина
Позже король Филипп принуждал Софонисбу к браку, потому что ей было уже около 38 лет. И она выбрала жениха приличного - Дона Франциско де Моканда, который, правда, вскоре умер, как только они перебрались в Италию. Вдова 47 лет познакомилась в родном городе с наемным капитаном корабля Орацио Ломеллино, вышла за него замуж. Орацио был моложе ее чуть ли не вдвое и до самой ее смерти был с ней. Они прожили вместе 46 лет!
Удачная торговля мужа и щедрая пенсия от Филиппа II позволили ей свободно заниматься живописью и комфортно жить. Она была ведущим портретистом в Генуе, пока не переехала в Палермо в последние годы жизни.
По причине старческого ухудшения зрения, Ангвиссола перестала писать картины. Свой последний автопортрет она создала, уже почти потеряв зрение, в 1620 году, в возрасте 88-ми лет.
Мне нравятся ее картины ощущением жизни и в то же время строгим выверенным академизмом, нравится что она не стеснялась писать себя уже в очень почтенном возрасте, в то время это было редкостью.
Такая вот экзотичная и оригинальная художница ❤️
#софонисба_ангвиссола #искусствоведение #женщины_в_искусстве #женщина #художница