Мои ученики, особенно начинающие, нередко говорят “Это плохая работа”. Приходится переубеждать, что это не так…
”…Китай дал нам пример уникального метода обучения живописи, который распространился потом на Корею и Японию. Этот метод можно назвать натурфилософским, поскольку вся система подготовки строилась исходя из философско-пантеистических концепций и соответствующей им системы понятий. Он в значительной степени отличается от европейской академической системы художественного образования…
Можно выделить несколько ведущих принципов в китайской системе обучения. Первый принцип — философский, это сосредоточение внимания художников на процессе и сути творчества, а не на произведении, что характерно для европейского академизма. Теоретики искусства и художники-педагоги старались постичь принципы организации творческого процесса и передать это знание будущим художникам…
Такой подход позволил выделить ряд позитивных и негативных качеств в работе художника, основные требования, характеристики и критерии оценки мастерства как самого художник а, так и его произведения. Например, к позитивным сторонам деятельности относилось соблюдение шести законов живописи (лю фа) и наличие шести достоинств (лю чан), то есть тех свойств, которыми должна быть наделена живопись.
Второй принцип — технический, связан с изучением особенностей технического мастерства. Особое значение художник и-педагоги придавали технике живописи, умению свободно и легко работать кистью и тушью, правильно подготавливать краски и подбирать бумагу. Соответственно был выделен ряд негативных качеств, к ко то рым бы ли отнесены «три порока» (сань бин) и двенадцать запретов. «Пороки» проистекал и от умения ученика пользоваться кистью. Двенадцать запретов (ши эр цзи) имели отношение к композиции, колорит у и символике изображений.
Следующий принцип — психологический , определяющий направленность обучения на воспитание у ученика необходимых качеств. Одним из них считалось усердие ученика, которое было необходимо для достижения успех а в обучении. Особый упор делался на систематических занятиях, трудолюбии и упорстве, поскольку требовалось много и упорно трудиться, чтобы достичь успеха. Еще один принцип — культурологический , определяющий уровень развития личности. Ученость, начитанность считались важными условиями духовности художника. Личность мастера, его душа ценились выше его живописи (то есть его технического мастерства). В процессе обучения необходимо было «прилежно изучать книг и», чтобы уйти от «вульгарности», порождаемой невежеством. Согласно представлениям китайской традиционной эстетики, человека не мыслимо оценивать только по его творениям.
Из него вытекал следующий принцип — нравственный. Художник должен быть ученым философом, а не просто ремесленником, поскольку, создавая картину и воплощая в ней свое мировоззрение, мастер наделяет ее энергией определенного качества, образ, рожденный им, оказывается мистически связанным с природой мастера. Если в душе художника преобладают негативные качества, то картины будут нести отрицательную энергию. Если же душа мастера чиста и высока по своим духовным качествам, то кар тины становятся носителям и добра, и созерцание их будет улучшать тех, кто воспринимает его произведения.
Следует отметить глубину и тщательность теоретических разработок и методических пособий, с помощью которых ученые-художник и пытались как можно подробнее и доступнее донести свои знания до учеников. Так, например, ученикам давалось довольно подробное объяснение профессиональных терминов (в пейзаже, портрете и т.д.), перечень основных штрихов, способов пользования кистью и тушью, методов написания различных природных элементов (камней, цветов, деревьев и др.), как подбирать краски и тона в зависимости от вида изображения…
А. А. Сурин, М. О. Сурина «ВОСТОЧНОАЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ» (на фото: картина китайского художника Ци Байши (齊白石)