В предыдущих постах здесь и здесь мы говорили о технике штриховки, но чтобы создать красивый рисунок, нужно знать несколько особенностей, касающихся карандашей, бумаги и остальных материалов.
Сначала разберемся с карандашами. Идеально иметь набор с карандашами разной жесткости и менять их в процессе работы, но если у вас уже есть опыт штриховки можно пользоваться мягким карандашом достаточно высокой маркировки (6М, 8М), варьируя силу нажатия. Правда это не очень хороший вариант, в этом случае достаточно легко сделать рисунок грязным, поэтому сначала нужно “набить руку”.
Маркировка карандашей отличается в зависимости от страны производства. В России приняты такие обозначения:
- Т - твердый
- ТМ - твердо-мягкий
- М - мягкий
Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):
- В — мягкий, от blackness (чернота);
- H — твёрдый, от hardness (твёрдость);
- F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость)
- HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота);
Цифра рядом с буквой означает степень твердости или мягкости, чем она выше, чем тверже/мягче карандаш. Полный ассортимент карандашей начинается от 9Т и заканчивается 9М.
В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:
- #1 — соответствует B — мягкий;
- #2 — соответствует HB — твердо-мягкий;
- #2½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым;
- #3 — соответствует H — твердый;
- #4 — соответствует 2H — очень твердый.
Теперь пару слов о бумаге. Идеальная бумага для штриховки - плотная, с небольшой текстурой, но в целом довольно гладкая. Акварельная бумага слишком текстурная и на ней сложно делать плавные переходы, офисная тоже не очень подходит, потому что от большого количества штрихов может пойти волнами. На мелованную бумагу карандаш просто не ложится. Отличная бумага у Canson, из российских производителей я очень люблю альбомы для черчения от Hatber. В работе может пригодиться еще калька, как для переноса рисунка, так и для подкладывания под руку, чтобы не смазать рисунок. Калька бывает разных видов, я обычно беру гладкую с обоих сторон, чтобы она не набирала шероховатой поверхностью пигмент.
Для исправления рисунка понадобится ластик, сейчас их огромное количество. Мне нравятся мягкие ластики от Milan, но они не всегда полностью удаляют пигмент. Чем мягче карандаш для рисования, тем тверже должен быть ластик. Мне очень нравится вот такой виниловый ластик от Stabilo. Есть еще мягкие ластики-клячки, они прекрасно подходят, когда нужно слегка осветлить часть рисунка или добавить светлых штрихов. Бывают разных видов, самые прекрасные от Cretacolor и Faber Castell Чтобы добиться плавного перехода тона и красивого рисунка, стоит помнить несколько вещей:
- Начинать штриховать нужно твердым карандашом с самых светлых мест, постепенно затемняя рисунок.
- Штрихи нужно класть по форме предмета, так рисунок выглядит более естественным.
- Чтобы четче увидеть разницу между светом и тенью, нужно немного прищуриться.
- Для быстрой заточки кончика карандаша удобно использовать наждачную бумагу.
- Не смешивайте штриховку с растушевкой, так очень легко сделать рисунок грязным.
- Чем больше слоев тем ровнее штриховка. На самых светлых местах используйте самый твердый карандаш.
#штриховка #новичкам #материалы #академический_рисунок #полезное #советы #техника #карандаш #графика #простой_карандаш #школа_рисования