Как учиться акварели? (особенно, если ты живешь в провинции)

korfushka
6 лет назад

Недавно нашла свою старую картинку груши 4-летней давности. Акварелью я занимаюсь давно, но какой-то видимый прогресс начался только в последние два года. Во многом из-за того, что учиться акварельной технике было негде.

Для меня любовь к акварели началась с выставки художницы Елены Базановой. На эту экспозицию я попала, отдыхая в Санкт-Петербурге в 2010- году. И меня уже тогда заинтриговало, как с помощью вот этих вот знакомых с детства, наивных акварельных красок можно создавать такую необыкновенную красоту? Это была тайна, ведь в 2010-м никто особо не рассказывал, как рисовать акварелью. Маслом – пожалуйста, а в этой технике – нет.

Я живу в Омске, и в то время в плане акварели у нас все было глухо. Чтобы как двигаться, я пошла на индивидуальные занятия в местный дом культуры. Друзья, если вы хотите научиться акварели, никогда не ходите в подобные места! Там не рассказывают, что должна быть специальная бумага, особенные краски, а уж про технику вы там в помине ничего не услышите. Я рисовала на обычном ватмане формата А3, который крепила кнопками на планшет. Он устанавливался под наклоном, и когда я начинала рисовать, то краска текла ручьями по гладкой глянцевой поверхности той бумаги, которая совершенно не предназначена для акварели. Всюду была грязь, какое-то уродливое месиво. И это даже на миллиметр не напоминало ту волнующую, прозрачную, чистую акварель Елены Базановой.

Я училась там года полтора, была разочарована и перешла на масло. Собственно, все четыре года, которые я потом училась в Школе портрета, я работала маслом, а акварель шла параллельно, для души. И я рисовала ей бог на душу положит (это заметно по унылой груше). А потом пошел неожиданный взлет (ура!). Произошло это благодаря тому, что я постепенно освоила базовую теорию академического рисунка и живописи. Знания о форме, цвете, тоне, теплохолодности и т.д. помогли мне начать понимать акварель.

1.Поэтому первое, что важно в работе акварелью – классические знания рисунка и живописи. Они помогают ответить на вопросы – как намешать правильный цвет, как придать объекту объем, что усилить, что списать и т.д. Круто, если вы в свое время получили такое образование, но если нет, сейчас в разных городах появляется все больше школ для рисования, куда можно ходить в любом возрасте и даже совмещать учебу с работой.

2.Акварель - это довольно специфическая техника по сравнению с акрилом, маслом и другими материалами, поэтому нужно изучать особенности работы с ней. Мне в этом помогли статьи из интернета, книги и видеоуроки. Особенно вот эта статья МК, в которой Елена Базанова рассказывает как писать натюрморт с гранатами. Прочитав эту статью, я попробовала сделать свой – также разложила гранаты на драпировке и писала с натуры.

Очень важно не только читать статьи и смотреть обучающие видео, но и делать вслед за ними свои работы. Пока ты читаешь и смотришь, все кажется понятным, но когда начинаешь делать, проходишь какие-то нереальные круги ада – все течет не туда, объекты кривые, цвета не те и т.п.(Божэ, может быть, у меня не руки, а ножницы как у Эдварда?!). Также важно смотреть видео профессиональных акварелистов, а не дилетантские уроки, которых сейчас на Ютуб масса. На мой взгляд, лучше всего учиться у тех художников, которые уже зарекомендовали себя и чьи имена более или менее на слуху.

3.Платные уроки и курсы. Несколько лет назад их просто не было, зато сейчас они появились в каком-то нереальном количестве. Меня атакуют предложения по мэйлу, вконтакту, инстаграму, и даже браузеры кишат рекламой об акварельных курсах. Я покупала курсы и училась по ним рисовать. Могу поделиться парой наблюдений. Во-первых, если вы никогда не рисовали (ни акварелью, ни любыми другими материалами), то очень сомнительно, что вы научитесь очень хорошо рисовать по купленным видео. Я столько раз сталкивалась с тем, что преподаватель не до конца объясняет то, что он делает. «А вот теперь ррраааз, и нарисуем здесь цветок!». «Ааааа! Что? Как ты это делаешь?!». Обычно от препода еще бывают «подсказки» из серии «Импровизируем! Расслабились и просто наслаждаемся процессом!». Друзья, ну нельзя подключиться к космосу, открыть третий глаз и начать понимать, как делать цветок. Так что некоторые подобные курсы только растят чувство неполноценности. Вроде преподаватель объяснил, а ты все равно ничего не можешь. Просто он не все сказал или не так, чтобы каждому стало понятно.

Во-вторых, дистанционные курсы и уроки часто дорого стоят. Поэтому прежде чем платить 20 тысяч, подумайте, стоит ли оно того? Может быть, лучше за эти деньги пойти на живые занятия?

4.Живые курсы по акварели, на мой взгляд, самые эффективные. Здесь преподаватель уже не сможет сослаться на «третий глаз», ему нужно будет объяснить, как делать тот или иной эффект, чтобы у каждого он получился. Кроме того, когда ты посещаешь занятия вживую, начинаешь больше ценить то, что на их узнал, ведь они требуют куда больше сил и времени, чем видео по компу. Ты ездишь, учишься в определенное время, общаешься и обмениваешься информацией. Интересно то, что живые курсы могут стоить дешевле дистанционных. Я впервые побывала на акварельных курсах в прошлом году – у художницы Светланы Лансе. Дело в том, что в Омске учиться вживую акварели негде (как и во многих других российских городах), поэтому приходится выезжать в столицу – в моем случае в СПб. Если бы я семь лет назад попала на живые курсы по акварели, я, как говорится, была бы уже не здесь)

Но зато все мои знания были собраны буквально по крупицам в течение долгих лет и добывались подчас очень тяжело. И поэтому сейчас я их нереально ценю, и они въелись в мой ум намертво. То же самое касается и материалов бездна денег потрачена на краски, кисти и бумагу разных видов и марок, чтобы найти лучшие. 5. И последнее, что стоит относительно недорого, и что позволить себе сможет каждый – это книги. Сейчас выходит много книг, посвященным акварели, но полезны из них лишь часть. Для меня книги приносят ощутимую пользу только в том случае, если я читаю их не в автобусе на телефоне, а дома, спокойно, лучше в бумажном варианте, чтобы делать пометки и закладки. Если книга не в бумажном виде, а в электронном, то нелишне будет сделать краткие выписки в блокнот.

Друзья, я как вы осваивали акварель?

#обучение #акварельное_вдохновение #акварель

Самостоятельно постичь у меня не получилось. Смотрю каналы на ютубе, полезные аккаунты в инсте, читаю статьи. Сейчас прошла курс у Татьяны Pictta по техническим аспектам акварели(обожаю ее технику и подход к делу). Постепенно кусочек тут, кусочек там — складывается общая картинка. Теперь подступаюсь к книгам по теории цвета.

Ну быть последовательницей Лансе очень неплохо, я считаю. Базу, судя по отзывам, она дает отличную, а как уж дальше работать — личное дело каждого) В спонтанной манере очень много китайцев и вообще азиатов работает, но скилл для этого нужно иметь офигительный, иначе не скажешь 💪

Спасибо вам за отзыв!

ссылку обновила — теперь работает))

Все, теперь меня будут считать последовательницей Лансе) хотя я плотно уже занималась аквой, а к Свете поехала заполнить пробелы. Курс у нее был отличный, жаль, не получилось попасть на продолжение. Из моих любимцев — это Эндре Пеновац, Елена Базанова, Лю И, Наталья Дюкова, Юлия Андерсен. Очень нравится, когда мастер может работать спонтанно, а не заливать заранее четко отрисованные карандашом формы.

Копирование, как говорил один из моих преподавателей, это офигенно ценная практика. Жаль, не все ей пользуются. Но те, кто пользуется, оказываются в выигрыше)

самостоятельно постигали все или читали что-то, смотрели, ходили на курсы?

Да я потому и кинулась спрашивать, что их, блин, тыщи, а чтоб вот прям лайк — и не назову. Ну, разве вот, Портреты растений Билли Шоуэлл весьма толковы, имхо, но это даже не по акварели, а по ботаническому рисунку больше же. Но это я так, не то чтоб мне было прям НАДО, просто любопытно :)

Так ты и так меня читаешь, вон сколько я натрындела, даже ходить далеко не надо, прям тут, в этой теме :))))))))))))))

Слушай, да не важно, они все известны, не хочу рекламировать. У каждого свои книжки, просто мои мне нравятся тем, что натолкнули меня на интересные мысли. Но только три из тыщщи)

Ждем, ждем, я бы с удовольствием тебя почитала бы!)

:)

Тут видите, что выходит: я не сама «вздумываю» на какую-то тему начать говорить, а откликаюсь естественным образом на сказанное кем-то :) Так быстрее руки к клаве-то тянутся :)

Я не спорю, все правильно вы говорите. Ну, может, как-нибудь перейду в форму топикстартера из комментатора, посмотрим. В жизни еще и не такие метаморфозы случаются :D

Да почти все ваши комментарии это полноценные публикации. Дневник отличный бы вышел. Там на пару кликов мышкой больше и заголовок нужен, и все. 😉

Честно? Руки не доходят, ленюсь :)

Я читаю артлаб с удовольствием и комментирую от души, когда есть, что сказать :) А вот посты писать — все никак. У меня с ЖЖ та же картина уже много лет, завела, читаю некоторых, кто мне интересен, а сама не пишу нифига. Видимо, у меня такие отношения складываются с соцсетями (и кстати, форумами тоже). Поддержать, поговорить — с удовольствием, а самой пост сделать — все никак и никак.

А почему вы посты не пишете?

Напомни, пожалуйста, какие три книжки по акварели тебе нравятся? Я помню, ты писала об этом. Но не помню, где, а самое главное — не помню, какие книги :)

Во многих местах читала и кивала. Мне тоже не очень нравятся платные курсы, которые в сети я вижу.

Я пока до конца именно акварель не освоила, все еще в процессе. То ли дело масло — простой, понятный материал, что хошь им могу :))) Причем, как-то с самого начала, как только в первый раз масло попробовала, вот прямо сразу поняла, что у меня с ним дружба-жвачка :)))

А акварель в детстве не любила очень. Маленькой мне никто не показал, как ей надо. Считалось, что это типа детская краска, раскрашивай и не жужжи :))) Мне не нравилось, как пачкаются кюветки со светлыми (до сих пор юзаю тюбики, а кюветки так и не полюбила, прям детская травма). Мне не нравилась жуткая кисточка, которой разве что клеем канцелярским мазать хорошо было, а не акварелью рисовать,. Мне не нравились жуткие катышки и этот «внутренний звук», когда трешь этой кисточкой по бумаге из тетради для рисования (ватман был уже в подростковом возрасте, а дошколенке и первоклашке было ватман не положено :D) и оно так противно скрипит, бррр. Пишу и мурашки, ей-богу! Это уже сейчас, в последние годы, я разобралась с кисточками человеческими, бумагой и прочим. Но все равно пока чувствую себя с акварелью на «вы». Да, база очень помогает. С благодарностью вспоминаю изостудию школьную, какой там клевый дядька преподавал! Вот он всему-всему научил, не хуже художки. И свет, и тень, и цвет, и вообще вся база. Спасибо ему на веки вечные, ау, Лев Петрович, здоровья вам еще на тыщу лет! :) Но вот кстати базу в изостудии я осваивала не акварелью, а гуашью. Она на ватман ложилась поприличнее. Хотя я не очень ее люблю, но это «вообще» не очень, а работать ею было можно. На акварели Лев Петрович как-то не особо настаивал. Видимо, понимал, что теми материалами, что у нас были в распоряжении, ею особых высот не достичь, ну и не мучил. А сам он нам таскал и дарил сангину, уголь (и учил ими пользоваться, конечно), а вот нормальной бумагой всех снабдить, конечно, не мог. Это и не финансировалось на уровне школьной-то изостудии, и из своего кармана не накупишься на 20 человек, конечно.

ЗЫ Ссылка на страницу Куземы, про гранаты Базановой, не сработала у меня, может, там что не так (в самой ссылке)? Но я помню ее гранаты и еще МК по лимонам, да :)

Подозревала с вашего первого поста, что вы имеете какое-то к Лансе отношение)

Спасибо за пост, действительно очень полезная информация. Мне немного повезло — у меня была база, правда все на том же ватмане, но с реальными постановками и практикой. Потом правда было несколько лет нерисуя и пришлось практически заново все изучать, но тем не менее.

Для меня лучше практики и наблюдения ничего нет. Я рисую сама, смотрю по сторонам, сравниваю с тем, чего хочу добиться и опять рисую сама. До сих пор учусь и учиться мне долго еще до своих идеалов. Платные курсы мне не нравятся, чаще всего они начинают совсем с нуля и мусолят простую информацию довольно долго, а мне это неинтересно от слова совсем. Мне нравятся курсы Барминовой, Ширбидовой и Курбатова — именно эти люди дали мне огромное количество действительно полезной информации.

Планирую в ближайшее время попробовать тупо копировать те работы, которые нравятся в учебных целях. Обдуманное копирование тоже дает отличные результаты. Книг по акварели, которые мне нравятся пока всего три)

Спасибо большое за пост!

Я как раз сейчас на пути ученика акварели =) Согласна с каждым словом! Сначала пробовала рисовать «из космоса», но чет таланту не хватило… так и пришлось засесть за теорию 😄 Цвет, тон — это же все настолько фундаментальное, что поможет рисовать независимо от техники. Сейчас вот карандашами рисую, так наработки с курса по акварели очень пригождаются в этом плане.