Сразу скажу, что не буду рассматривать вопрос с этической точки зрения, а просто делюсь информацией, чтобы каждый решал сам. Огромный плюс китайских кистей в том, что порой одной кисти достаточно вместо десятка остальных, но увы, пока синтетических кистей на китайском рынке мало. Я слышала о хороших синтетических японских кистях, но пока с ними не сталкивалась. Натуральность же китайских продиктована специфической работой с определенными материалами (тушью и минеральными красками), а так же обилием кустарных производителей, зарабатывающих изготовлением кистей себе на жизнь.
У меня несколько кистей остались с момента перемены взглядов на натуральные кисти (в настоящий момент я все-таки придерживаюсь использования синтетических кистей и имитаций) и для рисования китайских гунби и се-и.
Если белки и колонки у вас уже собраны полной коллекцией, можно обратить внимание на волков, ласок и кроликов, так широко распространенных среди китайских кисточек. Их огромное количество, но хорошие далеко не все - чаще всего то, что лежит по пять рублей на разных алиэкспрессах оказывается очень низкого качества и бесполезной тратой денег. Кисти собираются вручную, именно поэтому в китайской живописи кисть считается “драгоценностью”, наряду с тушью и рисовой бумагой. Стоимость хороших профессиональных кистей даже в Китае сильно кусается. Зато хорошая кисть при должном уходе может служить годами и заменять собой сразу несколько. Ими отлично делать большие заливки, прорабатывать детали, делать специфические рваные штрихи ну и работать в китайских техниках конечно.
Кисти бывают жесткие, комбинированные и мягкие обычно в качестве основы называется ласка, коза, лошадь, свинья, лиса, заяц, олень, волк и т.д. Используются они в основном для работы с тушью, минеральными красками и акварелью. Жесткие - ворсы из волос лошадей, медведей и барсуков. Комбинированные обычно смешанные с ворсом одного цвета снаружи и другого внутри, мешаются коза и кролик, коза и волк и многие другие. Мягкие - в основном только из ворса козы, овцы. К слову ворс волка - это обычный колонок. Шерсть хорька (колонка) является весьма ценным мехом, но китайские кисти делают только из шерсти хвоста. Кроме этого из шерсти хвоста делают косметические кисти. Так почему же кисти из шерсти колонка называют волчьими? Китайцы в названиях часто сокращают многосложные слова до односложных, получается иероглифическая аббревиатура. Так, при сокращении хорька из 3-х иероглифов 黄鼠狼 остался один, последний и главный 狼, а этот иероглиф имеет самостоятельное значение – волк. Вот и получаются кисти из волка.
В отличие от стандартных, например беличьих кистей, китайские кисти более ровные и лучше держат кончик, отлично набирают воду, похожи на кисти с французским креплением по поведению, за счет большого пучка ворса и относительно свободного его крепления. Из этого следует такой момент, что многие кисти кажутся огромными по сравнению с обычными - внимательно смотрите на размер ворса, нумерации нет, только размеры S, M, L. Говорят, что кисти, вставленные непосредственно в бамбук считаются ученическими, а кисти с пластиковой обоймой уже более профессиональные - не могу это пока подтвердить или опровергнуть, мне нравятся и те и те. Обычно китайские художники кисти держат за центр или самый кончик черенка. Это дает свободу движений и красивый мазок, ну и характерно вообще для людей, которые занимаются каллиграфией с рождения практически. Неплохие кисти продаются в центрах, где проводится обучение типа двух империй, баймао и голубого феникса - гугл вам в помощь, благо магазинов таких немного. Большинство подарочных наборов - кисти очень низкого качества и для долгого продуктивного использования не годятся.
За счет натурального ворса кисти требуют специфического ухода.
- после работы их необходимо сполоснуть прохладной водой без использования мыла, просто промыть, пока вода, стекающая с кисти не станет прозрачной. Не стоит мыть горячей водой, это вредит ворсу и пучку кисти. Ну и конечно после использования белоснежный ворс становится бурым - это нормально.
- кисть необходимо сушить вертикально, повесив за специальную петельку. Наверняка вы видели красивые подставки для кистей и эти петельки. Так вот сушить так необходимо, чтобы вода стекала вниз иначе корень кисти просто начнет гнить от влаги, ворс будет вылезать и в итоге пучок выпадет из обоймы. У меня такое случилось однажды от незнания.
- лучше не хранить кисти в пеналах, если они не требуют транспортировки - кисть может мяться и начать терять ворс.
- берегите от животных - они их обожают грызть.
- китайцы рекомендуют пользоваться вместо гладкого блюдечка для туши например, шершавой тушечницей - так кисть будет затачиваться об камень и дольше сохранит острый кончик.
Новую кисть следует обязательно промыть в воде и хорошо смыть клей с ворса, обычно они транспортируются именно в таком виде. Не следует ломать ворс «на сухую», так ломается большая часть волосков, и кисточка будет лезть и пушиться очень быстро и много. Это относится и к дорогим и к дешевым кистям.
Кроме того раньше не рекомендовали ронять кисти, потому что основа склеивалась канифолью, которая трескалась от удара в результате кисть начинала терять волоски. Сейчас используется суперклей, но вполне возможно в некоторых кистях еще осталась смолистая склейка, в общем лучше не ронять. При падении еще есть шанс неудачно сломать ворс, так что не стоит экспериментировать.
Вот такие нехитрые знания помогут сохранить ваши кисти и рисовать ими эффективно.
#обзор_материалов #ворс #интересно #полезное #китайская_каллиграфия #китайские_кисти #китайская_живопись #сеи #кисть #гунби #обзор #кисти #китай