Профессиональная деформация?

Maria_Mellis
6 лет назад

Мда, я на артлабе две недели (активно пишу) и я в шоке. Даже не только и не столько от “теплого” приема со стороны наиболее активных юзеров, хотя и это тоже. Моя мечта о сообществе профессионалов, которые друг друга поддерживают, делятся своими творческими находками, готовы смотреть на творчество глазами открытыми и незашоренными, без стереотипов, мечта о сообществе профессионалов, которые понимают, что они друг другу не конкуренты, а вовсе наоборот - это, видимо, моя детская наивная мечта.

Это мой рисунок, мои пионы, в моем скетчбуке, нарисованные моей пастелью, купленной на мои кровно заработанные. Со всей ответственностью гарантирую. Так подробно, потому что, выясняется, это вызывает сомнения у некоторых.

Дальше грустное.

Среди прочих обвинений, которые обрушились здесь на мои работы, меня, на самом деле удивило и поразило только одно. Меня обвинили в том, что я выставляю не свои работы, потому что они, внимание, очень разные. Без относительно того, что это обвинение попадает под кое-какой закон, и будь у меня побольше злобы и времени, я бы подала в суд и выиграла бы, так как все работы, которые я выставляю без указания авторства - это мои работы, и доказать это не составит ни малейшего труда, (хотя бы по поиску картинок гугл, вы увидите, что все эти работы имеют первоисточник в виде одной из моих соц сетей, и я уже молчу про подписи на работах, наличие эскизов, банально тот факт, что если все мои рисунки сложить вместе, то станет ясно, что они все имеют нечто общее даже за пределами жанра и материала, в общем, любой более или менее компетентный эксперт это увидит и т.д.). Так вот, отпустив это всё, я начала думать дальше, и пришла к некоторой более масштабной мысли.

Люди, которые хотят продать всё, что выходит из под их пера (мышки, кисти и т.д.), начинают подвергаться определенной профессиональной деформации. И начинают рисовать не просто “в стиле”, а одинаково, а со временем одинаково одно и то же. Эта история оправдана для стоков - там да, нужен однотипный портфель. Один очень уважаемый мною дизайнер как-то невероятно точно высказал такую мысль: создавать свой стиль в коммерческой иллюстрации - значит сознательно обрезать себе крылья и создавать свои личные штампы. Это действительно так, ведь любая иллюстрация, как и любая декоративная техника - это работа с упрощением реальности, любая стилизация - это упрощение реальности. Любой самый сложный орнамент - проще узора коры на дереве. Так вот, у кого-то действительно получается найти этот самый “стиль”, а точнее - набор своих собственных штампов и шаблонов, в рамках которых, тем не менее, получается творить разнообразно. Но таких - единицы. Большинство же скатывается к тому, чтобы рисовать одно и то же максимально одинаково, выбрав себе один раз одно направление.

Так вот, я подобное же наблюдала в другой профессиональной среде, в бытность свою журналистом. И даже сама была отчасти подвержена этому, и ушла из профессии тогда, когда поняла, что дальше эта деформация начнет прогрессировать. Когда новостной сюжет становится однообразным набором “люфт/стендап -закадровый - синхрон - закадровый - синхрон - закадровый”, значит надо что-то менять, или в себе, или в целой редакции, или целую редакцию, или запись в трудовой книжке.

Детей в своей студии я учу тому, что надо пробовать рисовать всеми материалами, надо уметь рисовать любые сюжеты, надо учиться всем техникам, и живописи и графике, и декоративным вещам и натуралистичным, учу тому, что надо учиться рисовать в разных манерах, с разной экспрессией, в зависимости от задачи. А задачи надо ставить себе тоже разнообразные. А стиль, в общем-то, как опять же сказал один уважаемый мною художник, это практически врожденная величина, и зависит от того, как рука держит карандаш/кисть, и как ведет линию. Остальное - вопрос выбора жанра, стилизации, материала и манеры. И горе тому художнику, который решил, что он профессионал и всему научился, и перестал критически смотреть на свои работы, вдвойне горе тому художнику, который позволяет толпе, всем проходящим мимо, коллегам и соседке с пятого этажа критиковать себя. Втройне горе тому художнику, у которого внутренний критик сильнее внутреннего творца, и этот критик запрещает ему делиться своим творчеством с другими. Слушать надо учителя, к которому сам пришел, а затем - только себя, и только самому себе быть критиком и судьей.

Хотелось бы, конечно, больше свободы. Внутренней свободы, творческой, в первую очередь. И больше доброты. Хотя, понятно, что для многих обругать кого-то в сети, называя это конструктивной критикой, - это единственный способ хоть как-то калибровать собственную самооценку, единственный способ почувствовать себя умным, грамотным, “правильным”. А жаль.

Коменты я закрою, так как обычно подобные мысли, высказанные вслух, порождают холивары, у меня желания в них участвовать нет. Все таки этот дневник - это моя личная территория. Если кто-то до зуда в горле захочет со мной подискутировать, то пусть напишет свое контр-мнение в своем дневнике. Учимся выстраивать границы личности, а так же уважать чужие. Если же кто-то захочет выразить солидарность - можно тыкнуть в плюсик рейтинга, этого вполне достаточно.

Комментарии закрыты